Средства реализации социальной политики.
Социальная политика Российской Федерации реализуется на трех уровнях (федеральный, региональный и местный) посредством различных механизмов, наиболее известными и эффективными из которых являются разработка и реализация специальных социальных программ по решению специфических проблем общественного развития, а также специальной законодательной базы в данной сфере.
Практика проведения социальной политики в развитых странах выработала несколько направлений её реализации. К ним относятся: социальной страхование, социальная защита работников, политику в области заработанной платы, социальные меры на рынке труда, жилищную политику.
Социальное страхование - более принципиальная часть социальной политики страны. В процессе производства работники могут утратить (по ряду объективных обстоятельств) возможность продолжить работу. При этом он лишается источника дохода. Для решения появившейся в этом случае трудности существует две способности. Первая - выплата определенной суммы за причиненный здоровью вред. Но единовременное пособие не дает ему материальную возможность существовать долгое время. Следовательно, предпочтительнее второй путь: социальное страхования.
Система общественного страхования строится на определенных принципах. Во-первых, оно имеет законодательную базу. Во-вторых, оно непременно для лиц, работающих в условиях риска (впрочем, страхование может осуществляться и на добровольной базе). В-третьих, система общественного страхования предугадывает роль страны в финансировании соответствующих выплат. Делается это или в форме понижения выплачиваемых самими работниками сумм, или за счет повышения предлагаемых государством пособий. В-четвертых, система общественного страхования ориентируется на помощь до этого всего слабым в экономическом отношении членов общества. Даже скромный экономический рост создает благоприятные предпосылки для расширения базы налогообложения и внесения взносов в фонды общественного страхования, способствует понижению уровня безработицы и расширяет доступ к системам социальной помощи. Более того, социальный мир в обществе, постоянные и доброжелательные дела меж наемными работниками и работодателями, достигнутые с помощью общественного страхования, выступают на ряду с трудом и капиталом в качестве третьего производственного фактора.
Политика страны в области социальной защиты занятых базируется на неравенстве сторон на рынке труда. Наемный работник является слабой по сравнению с работодателем стороной, поскольку не владеет собственностью на средства производства и обязан продавать свою рабочую силу. Деяния страны в данной сфере обязаны быть нацелены на финансовую поддержку работников в случае нанесения вреда здоровью последних либо в других вариантах. Для этого правительство разрабатывает правовые нормы, обеспечивающие создание системы договоров меж работниками и работодателями. Правительство, проводя такие меры, исходит из того, что в социальных взаимоотношениях меж ними речь обязана идти не просто о купле-продаже продукта, а о социальном статусе личности. Конкретными механизмами социальной защиты трудящихся и всего населения обязаны стать развитые системы общественного страхования, дополняемые системами гос социальной помощи, и повышение личной ответственности самих людей. В свою очередь развитые системы общественного страхования способны оказывать положительное влияние на состояние экономики и социальное положения трудящихся благодаря перераспределению доходов, активному стимулированию сбережений населения, увеличению его покупательной способности.
Социальная политика в области заработной платы обязана реализовываться дифференцированно. Регулирующее вмешательство осуществляется в основном в тех вариантах, когда степень профессиональной подготовки работника невысока, и позиции его в противостоянии с работодателем относительно слабы. Это основным образом касается тех видов трудовых действий, которые требуют неквалифицированного труда. В отношении таковых категорий населения фиксируется малый уровень заработной платы.
Социальная политика применительно к рынку труда связана, до этого всего, с возможностями страны влиять на спрос на рабочую силу. Не считая того, действие на этот рынок идет с помощью корректировки правовых норм, касающихся использования в стране иностранной рабочей силы. Регулирование может осуществляться и сокращением доступа неких групп работников на рынок труда (к примеру, с помощью сокращения пенсионного возраста).очень серьезное действие на этот рынок оно оказывает и тем, что берет на себя компанию и финансирование системы переобучения работников в связи со структурными сдвигами в экономике.
Политика обеспечения нужных жилищных условий рассматривается в развитых западных странах как инструмент социальной политики. Просто и скоро решаемые социальные трудности усиливают территориальную подвижность рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает существенную значимость, ибо увеличивает эффективность производства. В традиционном варианте это направление социальной политики проводится методом выделения из бюджета средств для оказания помощи работникам, арендующим жилью. Но есть и альтернативный вариант: правительство в состоянии поощрять самостоятельное жилищное стройку.