Государственное регулирование развития системы национального здравоохранения.

Здравоохранение относится к числу тех отраслей, где деятельность государства объективно присутствует в гораздо большей мере, чем в экономике в целом.

Государственное регулирование в этой сфере направлено на достижение следующих целей:

• создание условий для удовлетворения потребности населения в качественных медицинских услугах;

• обеспечение устойчивых темпов развития отрасли;

• поддержание научного потенциала отрасли;

• регулирование структурных изменений в здравоохранении, вызванных уровнем заболеваемости населения, демографической ситуацией в стране.

Практически все экономисты сходятся во мнении, что оптимум в объеме и структуре производства общественных благ (медицинских услуг) невозможно достичь с помощью рыночного механизма, что именно государство наилучшим образом предоставляет эти блага.

Важнейшая концепция, объясняющая необходимость государственного контроля здравоохранения, заключается в том, что свободный рынок, являющийся часто наиболее эффективным способом достижения подъема отрасли, просто не пригоден для системы здравоохранения в связи с его «провалами». Основные недостатки рынка для системы здравоохранения состоят в следующем. Для существования свободного рынка, как известно, необходимо наличие покупателей, определяющих спрос и продавцов, определяющих предложение. Однако в медицине покупатель не определяет спрос на конкретную услугу. Врач, определяя одновременно и спрос и предложение, оказывается в выгоднейшем положении, получая в условиях свободного рынка неограниченную возможность, продавать то, что выгодно в первую очередь ему.

Причина подобного, лежит в первоначальной асимметрии информации, которой обладает лишь врач, так как он наделен знаниями, позволяющими ему принимать решение о лечении пациента. Вследствие несовершенной информации, уменьшается эффективность конкуренции среди производителей большинства медицинских услуг.

Для существования свободного рынка необходимым условием является свободный доступ к нему продавца и покупателя. Неограниченный доступ продавцов медицинских услуг привел бы к еще большему распространению различного рода лечебных технологий, не основанных на доказательной медицине. Подобную ситуацию, несмотря на наличие контролирующих органов, мы имеем в''настоящее время в России.

Кроме того, всегда будет ограничена конкуренция между больницами, вне зависимости от того, являются ли они государственными или коммерческими организациями. Чаще всего в любой местности, за исключением крупных городов, имеется в большинстве случаев, одна или всего несколько больниц. Увеличение их числа, как правило, экономически не оправдано. Здесь возникает ситуация, близкая к состоянию естественной монополии. Кроме того, в случае необходимости медицинской помощи, пациент редко имеет возможность выбора.

Потребление медицинских услуг в силу своего особого социального значения не может определяться только уровнем платежеспособности пациента. Подобная ситуация не отвечает постулатам рыночных отношений. Обеспечение доступности медицинских услуг для всех слоев населения, в том числе и для 30% россиян, живущих за чертой бедности, требует участия государства.

Эти специфические особенности медицинских услуг ограничивают действие рыночных механизмов в здравоохранении и приводят к необходимости участия государства в регулировании развития отрасли.

Таким образом, свободный рынок непригоден для регулирования системы здравоохранения, так как здравоохранение представляет собой особый сектор хозяйства, в котором недостатки рыночных отношений могут оказывать значительно большее негативное влияние на население, чем в других сферах.

Однако непригодность свободного рынка не означает, что отдельные элементы его не могут быть использованы в регулируемых государством системах здравоохранения для создания конкуренции между продавцами медицинских услуг, повышения эффективности использования ресурсов, мотивации врачей и стимулирования потребителей. В связи с этим в области медицинского обслуживания требуется тщательное сочетание рыночных сил и государственного вмешательства.

Государственное регулирование затрагивает различные направления. Рассмотрим некоторые из них.

Важной функцией государства в сфере здравоохранения является создание правовой основы деятельности. Эта функция государства сводится к разработке законодательных и нормативных документов, регулирующих механизм функционирования здравоохранения в целом и отдельных его субъектов. Одновременно государству необходимо контролировать выполнение установленных законодательных и нормативных документов.

Другое важное направление государственного регулирования здравоохранения - создание общественных медицинских услуг. Как известно, рынок в состоянии выявить и удовлетворить лишь спрос на частные медицинские услуги. Создание и реализация общественных медицинских услуг являются задачей государства.

Следующее важное направление госрегулирования здравоохранения является обеспечение высокого качества медицинских услуг. В настоящее время контроль качества медицинской помощи в Российской Федерации осуществляется должностными лицами медицинских организаций, клинико-экспертными комиссиями и главными специалистами всех уровней системы здравоохранения. Существенная роль в процессе оценки качества медицинских услуг должна принадлежать страховым медицинским организациям. Важнейшим направлением управления качеством медицинской помощи населению является система лицензирования медицинской деятельности.

Рынку свойственна тенденция к монополизации, которая приводит к подрыву основ свободной конкуренции, диктату производителей над потребителями, а вследствие этого — к стагнации. Проведение антимонопольной политики, защита принципов свободной конкуренции в процессе создания медицинских услуг могут быть выполнены только государством.

К мерам госрегулирования относится также поддержка малого предпринимательства в здравоохранении (посредством налоговой и кредитной политики, установления упрощенного порядка регистрации и представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности).

Одной из функций государства в здравоохранении является поддержка науки и высоких технологий. Развитие изобретательства, появление крупных изобретений являются существенным фактором инноваций в здравоохранение.

Государственное регулирование здравоохранения можег осуществляться различными методами, среди них можно выделить административные и экономические средства.

Административные методы регулирования здравоохранения включают такие методы^ как разрешение, запрещение, принуждение.

Разрешение предусматривает согласие на осуществление какой - либо медицинской деятельности. В России ведение медицинской деятельности осуществляется на основе лицензии. Запрещение и принуждение проявляется в необходимости специалистам иметь соответствующие сертификаты, проходить с определенной регулярностью повышение квалификации, соблюдать установленные стандарты в лечении пациентов.

Существенное место среди мер госрегулирования медицинской деятельности занимают экономические средства. Это бюджетно - финансовая политика государства в сфере здравоохранения, денежно-кредитная политика, государственное программирование и т.п. Одной из составных частей бюджетно-финансовой политики является налоговая политика. В соответствии с налоговым законодательством некоторые организации здравоохранения могут полностью или частично освобождаться от уплаты налогов.

Одним из методов государственного регулирования здравоохранения является целевое регулирование здравоохранения или его программирование. Целевые программы предусматривают развитие конкретных видов медицинских услуг и предоставление их отдельным группам населения. Например, правительством Российской Федерации издано распоряжение от 11 декабря 2006 г. №1706-р об утверждении федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)». В эту программу включены следующие подпрограммы: «Сахарный диабет», «Туберкулез», «ВИЧ-инфекция», «Онкология», «Инфекции, передаваемые половым путём», «Вирусные гепатиты», «Психические расстройства», «Артериальная гипертония» и «Вакциноирофилактика».

В случаях экологических катастроф, военного положения, эпидемий и т.п. разрабатываются соответствующие чрезвычайные программы. Выделяют, кроме того, общегосударственные, региональные, отраслевые программы.

Государственное программирование в здравоохранении - это своего рода инвестиционные программы, рекомендуемые и поддерживаемые экономическими и социальными ресурсами государства, гарантирующие развитие отрасли в заданном направлении. Планируя и регулируя сферу экономических отношений в здравоохранении, государство стремится добиться необходимой координации воспроизводственных потоков в данном секторе экономики в соответствии с потребностями общества в охране и укреплении здоровья.

К положительным качествам государственной формы собственности нужно отнести возможность сделать лекарственные средства и медицинскую помощь общедоступными в такой относительно бедной стране, как Россия.

Система частного страхования здоровья, как показывает опыт, не способна обеспечить общедоступный минимум медицинской помощи и значительно затрудняет государственную поддержку групп населения, не способных оплатить стоимость лечения. Подобная система не обеспечивает необходимой степени централизации финансовых средств и не дает возможности государству прямо контролировать издержки в отрасли, что ведет в конечном итоге к росту стоимости лечения.

Таким образом, для достижения оптимального распределения ресурсов в здравоохранении, необходима общенациональная централизация страховых взносов под контролем государства (гарантия от инфляции спроса) и эффективный контроль государства за формированием издержек в здравоохранении (гарантия от инфляции предложения.

2. Роль национального проекта «Здоровье» в обеспечении медицинской техники приборов и оборудования учреждений здравоохранения.

Национальный проект «Здоровье» — программа по повышению качества медицинской помощи, объявленная Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным в 2005 году в рамках реализации четырёх национальных проектов. Цели проекта: укрепление здоровья граждан .Повышение доступности и качества медицинской помощи Развитие первичной медицинской помощи Возрождение профилактического направления в здравоохранении Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью Основные направления. В рамках развития первичной медико-санитарной помощи предусмотрены мероприятия: подготовка и переподготовка врачей общей практики. повышение размера оплаты труда медицинских работников первичного звена медицины.

С 1 января 2006 года врачам-терапевтам участковым, врачам-педиатрам участковым и врачам общей (семейной) практики дополнительно выплачивается 10 тыс. руб., медицинским сестрам, работающими с ними, — 5 тыс. руб.

С 1 июля 2006 года персонал Скорой медицинской помощи получает стимулирующие выплаты в размере: 5000 руб. для врачей, 3500 руб. для фельдшеров и 2500 руб. для медсестёр.

А так же укрепление материально-технической базы скорой медицинской помощи В рамках обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью запланировано: повышение качества и объема оказания высокотехнологичной медицинской помощи

строительство новых медицинских центров и подготовка для них кадров (планируется строительство 15 федеральных медицинских центров).

Финансирование

В 2006 году на реализацию проекта из федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов направлено 78,98 млрд руб. Кроме того, дополнительные средства были выделены субъектами РФ и муниципальными образованиями. В 2007 году предусмотрено выделение 131,3 млрд рублей.

На 2007—2009 годы запланированы расходы, связанные с реализацией проекта, в размере 346,3 млрд руб.

Сразу же после старта нацпроекта выяснилось, что при его разработке не было учтено финансирование нескольких важных статей расходов. Например, стимулирующие выплаты, получаемые медперсоналом, в противоречие ст. 139 Трудового кодекса не включили в средний заработок и, следовательно, эти выплаты не повлияли на размер «отпускных» и «больничных». В связи с этим в Министерство здравоохранения было направлено огромное количество обращений как от региональных руководителей здравоохранения, так и от рядовых сотрудников. Первым, кто добился справедливости по этому вопросу, стал терапевт Анатолий Попов из Владимирской области.

Гораздо тяжелее решался вопрос о так называемой «северной надбавке», которая является значительной частью зарплаты населения северных регионов. Эта надбавка должна распространяться на все виды заработка, вне зависимости от его источника, но ни в одном из бюджетов не было предусмотрено средств на эти цели. В ряде регионов после обращений медработников в суды задолженность по «северным надбавкам» на стимулирующие выплаты возмещается только тем, кто обращается за этим в суд . Органы здравоохранения продолжают с переменным успехом оспаривать решения судов, в соответствии с которыми работодателей обязали выплатить задолженность по "северной надбавке". Финансирование северной надбавки на 2008 год так же не предусмотрено, хотя суды выносят решения о необходимости выплачивать ее конкретным работникам, обращающимся за этим в судебные органы. Более подробно. О проекте «Здоровье» Имеющиеся проблемы:

высокий уровень общей смертности населения (16,0 случаев на 1000 человек), особенно среди мужчин трудоспособного возраста; ежегодно в России признаются инвалидами более 1,1 млн. человек;

остается низкой ожидаемая продолжительность жизни, которая в 2004 году составила 65,5 года, в т.ч. у мужчин - 59 лет, женщин - 72 года. По этому показателю Россия занимает 134-е место в мире;

укомплектованность первичного звена здравоохранения составляет 56 %, при среднем возрасте врачей 52 года. Проблему усугубляет низкая зарплата - почти у 40 % врачей она ниже прожиточного минимума. Изношенность основных фондов учреждений здравоохранения достигла уровня почти 60 %.

высокий износ оборудования и санитарного транспорта (около 65 %) станций и отделений скорой медицинской помощи, на балансе которых находится 39000 автомобилей «Скорой помощи». Пути решения:

1. Повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи

Переход на новые формы оплаты труда медицинских работников первичного звена отечественной медицины с целью материального стимулирования их деятельности по предупреждению заболеваний и привлечению в эту сферу квалифицированных врачей, в том числе молодых специалистов.

Заработная плата врачей - терапевтов, участковых педиатров, врачей общей (семейной) практики в среднем вырастет на 10 тысяч рублей в месяц, а работающих с ними фельдшеров и медсестер - на 5 тысяч рублей

В эту категорию дополнительно также включены врачи и средние медицинские работники «скорой помощи», фельдшеры фельдшерско-акушерских пунктов и фельдшерских пунктов, размер оплаты труда которых предложено приравнять к уровню зарплат работников первичного звена. На финансирование этих расходов в 2006 году направляется 4,65 млрд. рублей.

При этом конкретный размер выплат будет прямо зависеть от объема и качества оказываемых услуг. В 2006 г данные выплаты будут осуществляться 59297 врачам и 63277 фельдшерам и медсестрам, в 2007 г. - 75107 врачам, 79527 фельдшерам и медсестрам.

(В 2006 году будет сформирован реестр участковых терапевтов, педиатров, врачей общей практики, проведена сертификация лечебно-профилактических учреждений и сформирован их реестр (соответствующий приказ готовится Мииздравсоцразвития РФ).

Дополнительные выплаты указанным категориям начнутся с 1 января 2006 г., при этом механизм прохождения средств предусматривает такую схему:

Минфин РФ > специальные счета ФОМС > счета в территориальных отделениях ФОМС > лечебно-профилактические учреждения. С этими медицинскими работниками будет заключать дополнительный договор, в котором для повышения ответственности за качество предоставляемых услуг будут определены конкретные условия работы на закрепленном участке.

С 1 июля 2006 г. эта мера будет распространена также на врачей, фельдшеров и медсестер «Скорой помощи», фельдшеров фельдшерско-акушерских пунктов и фельдшерских пунктов. Реализацию перечисленных мер будут подкреплять:

постановление Правительства РФ «О внесении изменений в Устав Федерального фонда обязательного медицинского страхования»; постановление Правительства РФ о порядке финансирования денежных выплат врачам общей практики, участковым терапевтам, участковым педиатрам и медицинским сестрам, работающим с ними;

приказ Мииздравсоцразвития России о критериях эффективности медицинских работников первичного звена для оценки результатов их деятельности. А также:

приказ ФОМС о порядке финансирования денежных выплат данной категории медицинских работников;

договоры между территориальными фондами ОМС и лечебно-профилактическими учреждениями об осуществлении денежных выплат.

Подготовка и повышение квалификации работников «первичного звена», укомплектование медицинскими кадрами участковой службы, снижение коэффициента совместительства до 1,1.

В 2006 г планируется подготовить 6 318 врачей, в 2007 г - 7 530, увеличив к 2008 г общую численность врачей этих категорий до 75 000, а медсестер - 90 000 (в н.вр. количество врачей - 57 600 человек, медсестер - 69 100 человек)

Их обучение будет проводиться в 44 образовательных учреждениях, высшего профессионального образования и 7 образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования

В рамках работы по этому направлению Мииздравсоцразвития России предлагает методические рекомендации по обеспечению амбулаторно-поликлинических учреждений медицинскими кадрами, с учетом которых в 2006 году будет проведен анализ и мониторинг потребности субъектов РФ во врачах данной категории. С этой целью издан приказ Министерства о государственном задании на подготовку специалистов по специальностям «Терапия», «Педиатрия», «ВОП».

В 2006 году предполагается заключить соглашения на подготовку соответствующих категорий медицинских работников но результатам проведения открытого конкурса среди образовательных учреждений, а уже с февраля 2006 г. начнется их подготовка в учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования. К концу 2006 года будет подготовлено 1500 врачей по специальности «Общая врачебная практика (семейная медицина)» и 4808 врачей по специальностям «Терапия» и «Педиатрия». Укрепление диагностической службы первичной медицинской помощи

Муниципальные медицинские организации будут оснащены современным рентгенографическим и эндоскопическим оборудованием, оборудованием для УЗИ, электрокардиографами и лабораторным оборудованием. Всего в 2006 - 2007 годах предполагается оснастить 11 024 амбулаторно-поликлинических учреждения, в т. ч. 478 детских поликлиник.

Мииздравсоцразвития России выпустило приказ «Об утверждении табеля оснащения амбулаторно-поликлинических учреждений», а также проект распоряжения Правительства РФ о поручении Росздраву приобретения и передачи в безвозмездное пользование диагностического оборудования для АПУ, а Росздравнадзору - по осуществлению контроля за использованием указанного оборудования.

Министерство предполагает опреативно утвердить план-график закупки и поставки диагностического оборудования в субъекты РФ с учетом отбора АПУ, нуждающихся в первоочередном оснащении медицинским оборудованием в текущем году, после чего уже в конце февраля - начале марта состоятся первые конкурсные торги и начнется поставка оборудования в субъекты РФ. Всего в 2006 году планируется оснастить 5 085 медицинских учреждений. Укрепление материально-технической базы скорой медицинской помощи

Предусматривается оснащение бригад скорой медицинской помощи современным санитарным транспортом. Всего в 2006 - 2007 годах планируется приобрести 12120 автомобилей, оснащенных медицинским оборудованием и средствами устойчивой связи в т.ч. 240 реанимобилей и столько же реанимобилей с кювезами (аппарат для выхаживания новорожденных).

В основном будут закупаться отечественные автомобили марки «Газель», а для отдаленных сельских районов - марки «УАЗ». Что касается реанимобилей, - то они будут приобретаться за рубежом (предположительно на базе автомобиля «Mepcedec», стоимостью около 70 - 80 тыс. евро каждый).

Общая сумма выделяемых из федерального бюджета средств составит за два года около 7,5 млрд. рублей.

2. Усиление профилактической направленности здравоохранения, формирование у населения культуры здоровья, повышение мотивации к его сохранению, формирование паспорта здоровья

Возрождение профилактического направления в здравоохранении.

Ведение активного медицинского просвещения, направленного на формирование у населения навыков культуры здоровья, снижение масштабов алкоголизма и наркомании Принятие на государственном уровне мер по укреплению основ здорового образа жизни, развитию физической культуры, спорта и созданию условий, благоприятствующих росту рождаемости улучшению воспитания детей, повышению престижа материнства и отцовства, а также по обеспечению доступности и высокого качества медицинской помощи и возрождению профилактики заболеваний

Специальным постановлением Правительства РФ (отв. Мииздравсоцразвития России), предусматривается порядок закупки и передачи учреждениям здравоохранения антиретровирусных препаратов, диагностикумов для выявления и контроля лечения ВИЧ Необходимое количество препаратов будет определено на основании заявок субъектов РФ по количеству больных в каждом из них. Пройдут конкурсные торги, доставка препаратов в субъекты РФ - до 31 мая 2006 года.

В части профилактических мероприятий, Мииздравсоцразвития России предусматривает утвердить федеральную программу по профилактике ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов В и С в наиболее социально-уязвимых к заражению группах населения, а также провести в 2006 г. конкурс на проведение данных работ

Иммунизация населения в рамках национального календаря

Ставится задача - добиться снижения заболеваемости гепатитом В - в три раза, краснухой - в десять раз, уменьшения числа заразившихся ВИЧ-инфекцией, снижения на треть частоты обострений (осложнений) хронических заболеваний и временной утраты трудоспособности

Всего для дополнительной вакцинации населения планируется произвести (закупить) более 57 млн. доз вакцин в 2006 г и 77,5 млн. доз в 2007 году, привить за два года против гепатита В - 25 млн человек краснухи -15 млн.. человек, полиомиелита -300 тыс. человек, против гриппа - 44 млн. человек

Предусматриваемое финансирование в 2006 - 2007 годах -10,8 млрд. рублей

Минздравсоцразвития России обязано уточнить численность населения, подлежащего прививкам (на основании заявок субъектов

РФ).

Повышение качества обследования новорожденных детей

Будет создан координационный центр по введению программ обследования новорожденных детей. В целях раннего выявления у них врожденных наследственных заболеваний с 2006 г вводится дополнительное обследование. Охват этими мероприятиями составит 700 тыс. новорожденных в 2006 г. и 1,2 млн. - в 2007 г.

В рамках данного направления также предусматривается повышение квалификации врачей-генетиков медико-генетических консультаций субъектов РФ по вопросам лечения новорожденных (20.03. - 8.09.06).

На приобретение оборудования и тест-систем в 2006 г. из средств федерального бюджета направляется 400 млн. рублей, в 2007 г. - 500 млн. рублей. Планируется к середине июня 2006 года завершить поставку соответствующих материально-технических средств в регионы. Субъекты РФ, первыми получившие оборудование, приступят к проведению обследования в апреле 2006 г., остальные - по мере оснащения.

Дополнительная диспансеризация работающего населения

Планируется обследовать в 2006 г.' 8,2 млн. человек, в т.ч. 3,8 млн. сельского населения, в 2007 г. -16,5 млн. и 7,6 млн. человек - соответственно.

На каждого обследованного в целях раннего выявления новых случаев заболевания формируется паспорт здоровья. Предусматривается финансирование: в 2006 г -2 млрд. руб., в 2007 г -4 млрд. руб.

Предусматривается до 30.05.2006 г. разработать специальное программное обеспечение для мониторинга проведения диспансеризации и в течение июня следующего года поставить в стационарно-поликлинические учреждения и участковые лаборатории с последующим обучением медицинских работников по его применению

Первый этап дополнительной диспансеризации пройдет в 2006 году, второй - в 2007 году. Предполагается, что началу диспансеризации будут предшествовать совещания руководителей органов управления здравоохранением субъектов РФ в федеральных округах.

В 2006 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования направляется 17,5 млрд. рублей на диспансеризацию работающих граждан и оказание им первичной медико-санитарной помощи, а также оплату услуг по медицинской помощи женщинам в период беременности и родов (эти средства в виде специальных трансфертов будут направлены для реализации в Фонд социального страхования РФ).

Следует отметить, что со следующего года вводится программа «государственных родильных сертификатов» На практике это означает, что медицинские учреждения, которые будут вести женщину до 28 недель беременности, получат дополнительно по 2 тыс. рублей, а те из них, которые примут роды и окажут первичную помощь матери, - по 5 тыс. рублей, что призвано стимулировать деятельность тех медицинских учреждений, которые лучше будут оказывать услуги населению по родовспоможению.

3. Удовлетворение потребности населения в дорогостоящих видах медицинской помощи, перевод федеральных специализированных учреждений на работу в условиях государственного заказа

Строительство медицинских центров в федеральных округах

Будут дополнительно введены 6 новых медицинских центров в 2006 г., рассчитанных на 30 000 больных, и 9 центров в 2007 г. - на 65 000 тыс. больных. На эти цели направляются средства в сумме 12,6 млрд. рублей в 2006 г. и 19,4 млрд. рублей в 2007 г.

В Минздравсоцразвития России разработаны критерии отбора субъектов РФ, на территория которых будет осуществляться строительство центров. К ним отнесены: потребность в соответствующих видах дорогостоящей медицинской помощи, наличие высокопрофессиональных кадров врачей, медицинских ВУЗов для подготовки кадров, степень развития инфраструктуры и ряд др. Подкрепление - постановление Правительства РФ о создании указанных выше центров.

К концу 2006 года будет введено в строй три центра кардиохирургического профиля и такое же количество - по специальностям: травматология, ортопедия и эндопротезирование. При строительстве центров в 2007 году к данным направлениям еще добавятся нейрохирургия и репродуктивные технологии.

Всего предполагается построить по два таких центра в каждом из федеральных округов (место строительства еще одного пока зарезервировано), не создавая новых центров в Москве и Санкт-Петербурге.

В настоящее время поступило свыше 20 заявок о готовности субъектов РФ к строительству центров, которые анализируются федеральными органами.

Модернизация механизма предоставления высокотехнологичной медицинской помощи и увеличение объема квот (операций) Планируется к 2008 г перевести медицинские центры в федеральных округах на работу в условиях государственного задания. Одновременно предусматривается внедрение в них системы «листов ожидания».

Нормативн-правовая база: приказ Минздравсоцразвития России о порядке направления граждан в федеральные медицинские организации (ФМО), Система организации предоставления высокотехнологичной медицинской помощи (ВМП) в субъектах РФ.

В части, касающейся формирования механизма перевода ФМО на работу по государственному заданию, - приказ Министерства, включающий перечень ФМО, видов и объемов ВМП. Кроме этого, в течение 2006 г. планируется завершить формирование клинических стандартов и нормативов финансовых затрат в соответствии с перечнем видов ВМП.

В результате принимаемых мер обеспеченность населения в высокотехнологичной медицинской помощи увеличится в четыре раза (с 20 % до 80 % в 2008 году). Существенно возрастут качество и объем оказания высокотехнологичной медицинской помощи: в 2006 г. ею смогут воспользоваться 128 тыс. человек; в 2007 г. -170 тыс. человек; в 2008 г. - 250 тыс. человек.

Таким образом, количество квот (операций) увеличится более, чем в 4раза.

Вопросы повышения доступности и качества медицинской помощи уже были рассмотрены на одном из заседаний Государственного Совета РФ.

В своем выступлении Президент Российской Федерации В.В.Путин отметил, что «возможности, создаваемые при реализации первоочередных мер национального проекта, необходимо в целом использовать для системной модернизации здравоохранения Мы сейчас направляем в эту сферу значительные ресурсы, которые должны создавать дополнительные стимулы к кардинальным изменениям в отрасли, в первую очередь для формирования полноценной законодательной базы и закрепления современных принципов работы отечественного здравоохранения. Время для отсрочек исчерпано полностью. Правительство и Федеральное Собрание должны в кратчайший срок принять необходимые законы».

Отмечено, что среди основных направлений реализации национального проекта «Здоровье» - не только повышение заработной платы медицинским работникам первичного звена, но и увеличение государственного заказа медицинским учреждениям на высокотехнологичные услуги, с одновременным повышением тарифов на них. В итоге, существенные прибавки к зарплате ожидают и врачей-специалистов.

3.Ценообразование на медицинские услуги и товары.

Вопрос о цене медицинских услуг достаточно нов для медицинских учреждений, поскольку в эпоху плановой экономики он просто не существовал. ЛПУ оказывали помощь населению, а государственный бюджет выделял средства для их финансирования.

Потребности практического здравоохранения стали мощным стимулом для активизации стоимостных оценок в медицине. К настоящему времени опробованы и внедрены в практику многие методики определения цен на медицинские услуги, изданы соответствующие указания и рекомендации.

Основная схема ценообразования включает следующие этапы:

1. Подготовительный этап – конкретизация задач и выбор метода ценообразования, инструктивно-методическая работа.

2. Этап сбора первичной информации и оперативного экономического анализа – определение количественных и качественных характеристик обслуживания больных, показателей состояния и использования основных фондов.

3. Этап определения себестоимости – расчет затрат на заработную плату, прямых, косвенных и накладных расходов.

4. Этап формирования цены – включение в структуру цены коэффициента рентабельности, поправочных коэффициентов (надбавка – скидка), заключительная экспертная оценка, калькуляция цены и оформление прейскуранта.

5. Этап коррекционной работы – ввод инфляционных коэффициентов, расчет цен на вновь вводимые услуги, использование новых методик ценообразования.

На подготовительном этапе формируются цели и задачи ценообразования.

Цели ценообразования могут быть различными: например, обеспечение выживаемости организации, завоевание лидерства по показателям доли рынка и качества.

Основные задачи ценообразования следующие:

· назначение цены (на основе «бюджетных» оценок, договорная, свободная, для расчета со страховыми организациями и т.д.);

· условия оказания и оплаты медицинских услуг (кому, где, когда будет оказываться данная услуга, кто и каким образом будет ее оплачивать);

· вид калькуляционного объекта (детальная услуга, простая, комплексная медицинская услуга и т.д.);

· метод расчета цены (затратный, нормативный, гонорарный и т.д.).

От качества выполнения этапа сбора первичной информации и оперативного экономического анализа зависит достоверность конечных результатов. Из общепринятых форм отчетности специалистами собирается необходимая для анализа информация, рассчитываются все экономические показатели учреждения, которые в дальнейшем используются для расчета цены на медицинские услуги.

Этап определения себестоимости включает расчет затрат на заработную плату, прямые, косвенные и накладные расходы на оказание медицинской услуги.

Расчет заработной платы традиционно складывается из двух основных моментов: определение трудозатрат на оказание услуги и вычисление стоимости единицы трудоемкости.

Прямые затраты – это затраты, которые остаются неизменными, каким бы ни было количество произведенных услуг (плата за аренду помещения, затраты на оборудование, на выплату заработной платы).

Косвенные затраты – непостоянные затраты, обеспечивающие условия для проведения диагностических исследований и лечебных процедур. К ним также относятся затраты на функционирование административно-хозяйственного персонала.

В накладных расходах учитываются затраты, связанные с данной медицинской услугой (хозяйственные, командировочные и прочие расходы).

После определения основных элементов затрат начинается этап формирования цены.

Цена включает все затраты на производство медицинской услуги – себестоимость и прибыль.

Прибыль (доход) и рентабельность являются одними из важнейших показателей, характеризующих эффективность здравоохранения. Прибыль рассчитывается путем умножения себестоимости на нормативный процент рентабельности. Рентабельность оказываемых учреждением здравоохранения услуг определяется по следующей формуле:

R= (Ц-С)/Ц,

где R – рентабельность оказываемых услуг; Ц – цена оказываемых услуг; С – себестоимость оказываемых услуг.

Далее наиболее грамотными экономистами и клиницистами проводится заключительная экспертная оценка. Цель экспертизы – логическая и механическая проверка прейскуранта.

Оформление документации – техническая работа, которой завершается расчет цен. Основными итоговыми документами по расчету цен являются калькуляционные листы и прейскурант. Калькуляционный лист – очень важный документ, по которому контролируется правильность расчетов и проводится их коррекция. Прейскурант выполняет роль «визитной карточки» цены – в нем указываются порядковый номер, код, калькуляционный объект, калькуляционная единица и прейскурантная цена.

Текущая коррекция цен – необходимое условие соответствия прейскуранта меняющимся экономическим условиям. Эта работа должна проводиться регулярно, не реже одного раза в квартал, а при необходимости и чаще. Для коррекции цен следует учитывать как минимум три основных фактора: уровень инфляции, изменение масштаба цен и покупательскую способность населения. Рост цен не всегда напрямую коррелирует с уровнем инфляции, поэтому необходим учет масштаба цен и степени чувствительности спроса к изменению цен. Текущую коррекцию удобнее всего проводить с использованием ЭВМ, что позволит избежать ошибок и сделать прейскурант динамичным, гибким, соответствующим реальной экономической ситуации.

При оказании платных медицинских услуг могут возникать ошибки.

Первой ошибкой может стать неверная позиция в выборе услуг, предлагаемых на продажу. Зачастую выбор падает на более дорогие работы, так как они представляются доходными и выгодными. Однако выгодность цены может определяться только сравнением прейскурантной цены с расчетной ценой ана

Наши рекомендации