Профессиограмма деятельности социального работника
П |
рофессиограмма представляет собой совокупность требований, предъявляемой профессией к личности, способностям, мастерству и возможностям специалиста. Профессиограмма определяет психологическую структуру профессиональной деятельности, её основные компоненты и связи между ними.Психологическая структура деятельности, в свою очередь, детерминируется общим характером деятельности, её содержанием и задачами, стоящими перед специалистом. Социальный работник нацелен на решение целого комплекса разнообразных задач, таких как:
· адаптация клиентов в общество, формирование их активной жизненной позиции в решении своих проблем;
· создание условий для самоутверждения представителей уязвимых социальных групп;
· социальная помощь и социальное обеспечение нуждающихся; консультирование; социальная реабилитация и терапия; социальный надзор и попечительство;социальное проектирование; посредничество между клиентами и различными организациями;
Социальный работник заботится о создании условий для проявления способностей клиентов, увеличивающих степень их самоконтроля и самоорганизации. Реализация социальной работы осуществляется на непосредственном и опосредованном уровне. Непосредственный уровень – это уровень личных контактов специалиста с клиентом. Опосредованный уровень связан с решением общих социальных задач в рамках общества.
Среди многообразия профессиональных функций, которые определяют успешность деятельности социального работника, можно выделить следующие функции: коммуникативную, психологическую, организационную и педагогическую.
Исследования российских ученых, а также практика позволили выделить несколько групп умений для специалиста по социальной работе. Среди них выделим несколько групп.
Когнитивные умения. Квалифицированный социальный работник должен уметь:
• анализировать и оценивать опыт, как свой, так и других;
• анализировать и выявить проблемы и концепции;
• применять на практике свои знания и понимание проблем;
• применять на практике исследовательские находки.
Коммуникативные умения.Квалифицированный социальный работникдолжен быть в состоянии:
• создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу;
• выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого;
• выявлять и учитывать в работе различия личностного, национального, социального и культурно-исторического характера;
• распознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессиюи враждебность, минимизировать ярость с учетом риска для себя и длядругих;
• содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся и престарелым;
• наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми;
• общаться вербально, невербально и письменно;
• организовывать и брать интервью при различных обстоятельствах;
• вести переговоры, выступать по радио, действовать в коллективе с другими социальными работниками;
• ставить себя в роль адвоката своего клиента.
Конструктивные умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:
• вырабатывать решения с индивидами или, при необходимости, от их имени, с семьями, группами или от их имени;
• выделять решения, требующие предварительного согласования с другими специалистами;
• действовать в алгоритме выработки решения;
• вырабатывать решения, предусматривающие сотрудничество с другими учреждениями, ведомствами, профессионалами.
Организаторские умения. Квалифицированный социальный работник должен быть в состоянии:
• нести четкие и лаконичные записи;
• проводить политику службы относительно конфиденциальности и надлежащего подхода к делу;
• готовить доклады и докладывать;
• организовывать, планировать и контролировать работу;
• добывать информацию с помощью доступной технологии;
исследовать и распознавать потребности в услугах;
• расширять сферы своих услуг;
• использовать физическое окружение, окрестности дома, микрорайона, учреждения для улучшения качества жизни живущих или работающих в нем;
• оценивать и творчески использовать ресурсы учреждения и социальных коммуникаций.
Основной навык, которым должен обладать социальный работник общего профиля — это интервьюирование. Этот навык предполагает знание того, как разговаривать с человеком, имеющим ту или иную проблему, таким образом, чтобы он (или она) чувствовали себя в безопасности, чтобы могли раскрыться. Социальный работник должен уметь помочь клиенту, создав обстановку, способствующую доверию, получению необходимой информации. Понятие «клиент» может подразумевать не только одного человека, но и семью, группу, организацию, общину.
Для социального работника важен и навык самообладания. В психологии этот навык рассматривается как показатель социальной и эмоциональной зрелости личности. Самообладание не столько качество личности, сколько процесс управления своим поведением в экстремальной ситуации. С учетом того, что социальному работнику часто приходится бывать именно в таких ситуациях, ему необходимо развивать в себе способность к самообладанию.
Степень соответствия личности специалиста требованиям профессии обусловлена:
- характеристиками преморбидной (предшествующей) структуры личности;
- качеством профессионального образования;
- наличием опыта профессиональной деятельности.
Характеристики преморбидной структуры личности определяют степень вероятности положительного результата профессионализации будущего специалиста.
Наиболее значимыми характеристиками являются ценностные ориентации, установки, мотивы в сфере предполагаемой деятельности, которые в совокупности определяют профессиональную направленность личности.
В процессе профессиональной подготовки будущий специалист должен овладеть не только знаниями, но и способами практической социальной работы по ряду направлений, в том числе следующими методами, формами, средствами:
-оказание социальной помощи и услуг семьям и отдельным лицам, различным половозрастным, этническим и т.п. группам населения (посредничество, консультирование, специализированная помощь и т.п. в социальных службах, организациях и учреждениях);
-организация и координация социальной работы с отдельными лицами и группами с особыми нуждами, с ограниченными возможностями, вернувшимися из специальных учреждений и мест лишения свободы, и т.д.;
-проведение исследовательско-аналитической деятельности (анализ и прогнозирование, разработка социальных проектов, технологий) по проблемам социального положения населения в курируемом районе (микрорайоне) с целью разработки проектов и программ социальной работы;
-участие в организационно-управленческой деятельности и административной работе социальных служб, организаций и учреждений;
-интеграция деятельности государственных и общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой социальной защиты и помощи населению.
Для реализации практической профессиональной работы по данным направлениям специалисту необходимо владеть рядом умений и навыков. Среди них можно выделить две группы:
-общепрофессиональные умения (коммуникативные, организационные, управленческие, исследовательские): работать в условиях неформального общения, способствуя проявлению инициативы и активной жизненной позиции клиента; вести организационно-управленческую, исследовательско-аналитическую, научно-педагогическую деятельность и др.;
-специальные умения: обеспечивать посредничество между клиентом (личностью, семьей, группой лиц) и различными общественными и государственными структурами; обеспечивать связи между личностью и микросредой, детьми и взрослыми, семьей и обществом; оказывать влияние на отношения между людьми и ситуацию в малой группе, стимулировать клиента к выполнению социально-значимой деятельности; давать психологическую характеристику личности (ее темперамента, способностей и т.п.); владеть приемами психодиагностики, психического консультирования и психической саморегуляции, социально-психологической коррекции; использовать формы и методы воспитательного воздействия в социальной работе и т.д.