Основные направления медико-социальной работы

Медико-социальная работа определяется как вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицин­ского, психолого-педагогического и социально-правового ха­рактера, направленной на восстановление, сохранение и ук­репление здоровья.

Ее главная цель — достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с фи­зической и психической патологией, а также социальным неблагополучием. Важным является то, что медико^соци-альная работа принципиально меняет комплекс мер помощи в сфере охраны здоровья, так как предполагает системные медико-социальные воздействия на более ранних стадиях заболевания и равития болезненных процессов.

Существуют два типа медико-социальной работы — патогенети­ческий и профилактический.

Патогенетическая медико-социальная работа. включает в себя мероприятия по организации медико-социальной помощи, прове­дение медико-социальной экспертизы, социальной работы в от­дельных областях медицины и здравоохранения. Проведение коррекции психического статуса клиента; создание реабилитационной социально-бытовой инфраструктуры; обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий и др.

Профилактическая медико-социальная работаподразумевает проведение мероприятий по предупреждению социально зависи­мых нарушений соматического,.психического и репродуктивного здоровья, формированию здорового образа жизни, обеспечению социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.

Профилактическая медико-социальная работа подразделяется на два вида:

• первичная профилактика;

• вторичная профилактика.

Задача первичной профилактики— предупреждение развития у человека патологических состояний, т.е. проведение социально-эко­номического анализа, формирование у населения представлений о здоровом образе жизни, активной жизненной позиции по отноше­нию к своему здоровью. Вторичная профилактика направлена на предупреждение дальнейшего прогрессирования болезни и предус­матривает комплекс лечебных и профилактических мероприятий, а также решение целого ряда социальных задач. При работе с льным человеком необходимы целенаправленное формирование *его активной жизненной позиции, препятствующей развитию чиального иждивенчества, устройство быта, материальная и мо Основные направления медико-социальной работы - student2.ru ральнаяподдержка его семьи, его трудоустройство в соответствии с состоянием здоровья. При необходимости осуществляются переквалификация, предоставление сокращенной рабочей недели, уменьшение продолжительности рабочего времени и рабочей недели и т.д

Важное направление профилактической медико-социальной работы — повышение уровня медицинского образования населения, формирование у него представления о здоровом образе жизни и его значении в предупреждении заболеваний. С этой целью используют телевидение, радио, печать, лекции, семинары, индивидуальная санитарно-просветительская работа, обучение в организуе­мых в учреждениях здравоохранения «школах» для организованных групп пациентов.

Вторым значимым направлением профилактической медико-социальной работы является выявление наиболее важных социальных факторов, оказывающих отрицательное влияние на здоровье человекаи непосредственное их устранение или уменьшение их влияния на организм: оказание материальной помощи малообеспеченным или многодетным семьям, психологическая коррекция состояния, naтронаж «семей социального риска», оказание помощи клиентам в решении правовых проблем, обеспечении их питанием, лекарства­ми, соблюдение социальных гарантий, определенных Конституци­ей Российской Федерации.

Активным направлением профилактической медико-социальной работы является совместная с клиентами работа по предупреждению вредных привычек (курение, злоупотребление алкоголем и т.п.). Специфика конкретной социальной работы с людьми определяется многими факторами: возрастом клиента, видом его социальной дея­тельности, экономическим положением его семьи, состоянием его здоровья, степенью социальной активности, наличием определенных факторов, оказывающих влияние на здоровье человека, воз­можностями общества и др.

Приоритетным направлением патогенетической медико-соци­альной работы является реабилитация больных, т.е. комплекс медицинских, социально-экономических, педагогических мероприятий, направленных на предупреждение развития патологических процессов, приводящих к временной или стойкой утрате трудоспособности, полное или частичное восстановление нарушенных ФУнкций организма, повышение адаптационных ресурсов человека, его социальной активности. Степень восстановления социальной активности человека и его адаптационных ресурсов является своеобразным итогом медико-социальной работы. К задачам реабилитации относится также повышение качества жизни пациентов. К настоящему времени при целом ряде заболеваний оправдала себя трехдневная система реабилитации пациентов стационар- поликлиника-саноторий ( дом отдыха).

На этапе реабилитаций больных проводятся медико-социальная экспертиза тру доспособности, определяется трудовой прогноз, профессиональная ориентация, решаются вопросы трудового устройства, пере квалификации. Наряду с этим на этапе реабилитации больного весь ма острыми являются вопросы правового, социального характера, коррекция психологического состояния..

Сложности экономического развития России в переходный пе­риод не могли не отразиться на социальном благополучии семей, состоянии здоровья отдельных граждан. Увеличилось количество лиц с заболеваниями сердечно-сосудистой и пищеварительной систем, сахарным диабетом, обусловленными стрессом, нерациональным, несбалансированным питанием.

Увеличение роли социальных факторов в развитии целого ряда заболеваний (ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарде, ги­пертоническая болезнь, болезни нервно-психической сферы и др.) позволили отнести эти заболевания к социально обусловленной па­тологии.

Последствием экономического кризиса в России является уве­личение заболеваемости туберкулезом.

Реальную угрозу существованию цивилизации представляет быст­рое распространение ВИЧ-инфекции.

Распространенность проституции, все большая ее легализация, способствуют увеличению заболеваемости венерическими болезнями у людей социально активного возраста.

Таким образом, в возникновении и развитии значительного ко­личества заболеваний социальные факторы играют если не основ­ную, то решающую роль. Поэтому профилактика возникновения и распространения заболевания, эффективная борьба с ними, повы­шение адаптационных ресурсов и реабилитация больных невозмож­ны без активного выявления и устранения социальных факторов. На сегодняшний день эта работа фактически возложена на меди­цинских работников, к сожалению, не имеющих определенных знаний в области социальной работы, да и необходимого времени..

Значимость социальной работы существенно возрастает применительно к таким котегориям населения , как инвалиды, лица с хроническими заболеваниями, пожилых людей.

.

Так же, как медицинская деятельность, направленная на про­филактику заболевания, разделяется на первичную и вторичную, так и медико-социальную работу нередко разделяют на первичную и вторичную. Первичная социальная работаподразумевает восста­новление у населения необходимости соблюдения здорового обра­за жизни, решение целого ряда социальных проблем общества, семьи, индивидуума, достижение определенного уровня экономи­ческого развития общества. Вторичная социальная работа предусматривает создание определенных социальных условий, позволяющих больному человеку без ущерба для здоровья лучше адаптироваться в социальной среде, быть полезным обществу, почувствовать себя личность, а также решение целого ряда других социальных проблем (обеспеченность необходимыми жилишными условиями, транспортом, питанием, профессией, соответствующей состоянию здоровья, устранение вредных привычек — курение , зло-употребление алкоголем и т.п.).

 

Не менее важна социальная работа при решении проблемы уст­ранения факторов, способствующих формированию болезни, При этом необходимо определить роль каждого социального фактора и их совокупности в генезе патологического процесса в организме больного: курение, злоупотребление алкоголем, вредное производст­во и т.п. Понятно, что без их решения невозможно провести эф­фективное лечение заболевании, предупредить их прогрессирование и развитие осложнений.

Важными направлениями медико-социальной работы становятся:

• планирование семьи, охрана материнства и детства;

• психотерапия;

• наркология;

• онкология и др.

Медико-социальная работа в здравоохранении направлена на решение социальных проблем женщины, матери и ребенка, детей дошкольного и подросткового возраста, взрослого населения, пожилыхи престарелых, инвалидов. Круг этих проблем довольно широк, и без их решения нельзя добиться обеспечения общественного здоровья. Решение социальных проблем различных категории на -селения в определенной мере регламентируется законодательными актами и правовыми нормативами.

Предмет особого внимания—- пожилые и старые люди.

Указанные психологические расстройства и поведенческие на­рушения обусловливают особенности медико-социальной работы с лицами пожилого и старческого возраста, проведения реабили­тационных мероприятий, ухода за больными.

Важнейшее направление медико-социальной работы — работа с клиентами, страдающими наркотическими заболеваниями. Указанные заболевания относятся к социальной па­тологии, т.е. обусловлены преимущественным влиянием социальных факторов на организм человека.

Как показывает исторический опыт борьбы с данными заболе­ваниями посредством системы запретов, изоляции больных от об­щества и других ограничительных мер, избавление общества от так называемой чумы XX (и начала XXI в.) — весьма сложная задача. Для ее решения необходимо осуществление комплекса пра­вовых, педагогических, психологических, медицинских и иных мероприятий в отношении конкретного индивидуумаего бли­жайшего окружения и общества в целом. Эта работа должна быть направлена не на изоляцию больного, а на оказание ему всесто­ронней помощи со стороны общества с целью более быстрого избавления от недуга.

Поэтому со циальные работники сегодня выполняют роль главным образом консультантов, помогающих людям формировать и сохранять здоровый образ жизни, положительные психические установки. Кроме того, они бегут на себя просветительскую функцию по разъяснению последствийтаких изменений окружающей среды, которые способствуют увеличению потенциального риска возникновения заболеваний или состояний огра­ниченных возможностей. Для расширения форм медицинского образо­вания и распространения медицинских знаний социальные работники используют средства массовой информации и работу с населением.

Лекция холостова

Исправительные учреждения являются органами государства входящими в пенитенциарную систему, на которую возложено исполнение лишения свободы на определенный срок и пожизненное лишение свободы в целях исправления осужденных и предупреждения с их стороны новых преступлений, а также обеспечение правопорядка и законности в их деятельности, безопасности осужденных и персонала, должностных лиц, привлечение осужденных к труду, организация их общего и профессионального образования, обеспечение охраны здоровья осужденных. В настоящий момент существует чёткая структурно-функциональная дифференциация ИТУ РФ.

К примеру, исправительные колонии предназначены для отбывания осужденными лицами, достигшими совершеннолетия, лишения свободы. Они подразделяются на колонии общего режима, где содержатся осужденные первый раз за преступления не являющиеся тяжкими. Колонии строгого режима, где содержатся осужденные за особо опасные преступления и колонии особого режима, где содержатся особо опасные рецидивисты, и которым смертная казнь заменена лишением свободы пожизненно.

В колониях-поселениях отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, а также осужденные граждане, переведенные из ИТК общего и строгого режима.

В тюрьмах отбывают наказание осужденные на срок свыше пяти лет за совершение особо тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, а также осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания переведенные из ИТК. Тюрьмы бывают особого и строгого режима.

В воспитательно-трудовых колониях отбывают наказание несовершеннолетние осужденные, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими 21 г. Все эти учреждения и составляют пенитенциарную систему РФ.

После развала Советского союза пенитенциарная система РФ находится в состоянии длительного реформирования. Суверенная Россия в качестве основополагающего принципа работы с осуждёнными провозгласила приоритет интересов личности: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (Ст. 2. Конституция РФ, 1993 г.). Этот принцип и лег в основу формирования теоретических основ современной государственной пенитенциарной политики. Однако в условиях общего роста уровня преступности в государстве, исправительные учреждения наоборот усилии строгость в обращении с заключенными. Стереотипическое восприятие личности преступника, представление о его неисправимости, сформированное в массовом общественном сознании и у персонала ряда пенитенциарных учреждений привело к тому, что тяжесть наказания определялась не самим фактом лишения свободы, а установлением определенного объема ограничений материально-бытового характера и минимизацией контактов с внешним миром .

Деятельность многих исправительно-трудовых учреждений зачастую направлена на формирование образа «идеального» заключённого, а не на исправление осужденного. В настоящее время исправительная система России не вооружена научно-обоснованными программами формирования законопослушной личности, не отвечает современным требованиям социально-бытового обеспечения заключённых. Особенно тяжелы последствия кризиса исправительно-трудовой системы в социальном плане: каждый третий освободившийся из мест лишения свободы совершает новое преступление; велико количество суицидов в исправительно-трудовых учреждениях. Этот кризис обусловлен как объективными, так и субъективными причинами. Примером последних может стать некомпетентность сотрудников ИТУ, которые не могут отказаться от стереотипов в восприятии заключённых под стражу. Объективные причины заключаются, прежде всего, в том, что пенитенциарная практика РФ по-прежнему ориентирована на карательно-репрессивные принципы в отношении осуждённых. Результат этого известен: за последние 40 лет в советских и российских ИТУ побывало примерно 40 млн. чел., и в перспективе мы наблюдаем дальнейшую криминализацию общества.

Для преодоления кризиса в пенитенциарной системы необходимо реформировать основы уголовно-исполнительной политики. Исправительно-трудовые учреждения должны стать своеобразными социальными клиниками, где будет осуществляться целенаправленный социально-педагогический, реабилитационный процесса перевоспитания, «лечения» социально запущенных заключенных .

Такое решение возможно и обязательно, но оно должно быть дополнено участием в пенитенциарной деятельности специалистов – социальных работников, ориентирующихся в своей деятельности в первую очередь на нравственно-гуманистические принципы по отношению к заключенным. Опыт зарубежных стран наглядно это показывает: в странах, где деятельность по перевоспитанию осужденных опирается именно на гуманистические принципы, наиболее низок процент рецидивной преступности и общий уровень преступности в обществе.

Холостова распечатка

Наши рекомендации