Характеристика конного спорта.
Занятия верховой ездой, конные прогулки полезны для здоровья и психоэмоционального состояния человека. Главная отличительная особенность конного спорта состоит в том, что в нем участвует животное, мощь которого превосходит силу человека, а результат соревнований в равной степени зависит от лошади и наездника, спортивной подготовки обоих, природных способностей и выносливости.
Конный спорт представляет собой соревнования, где всадник демонстрирует свое искусство в верховой езде. Происходит взаимодействие человека с лошадью, чутко реагирующей на изменение положения тела всадника, натяжение и ослабление поводьев, голосовые команды, сжатие бедер.
Основа технической подготовки всадника – овладение правильной посадкой, достижение контакта с лошадью и умение воздействовать на нее. Приобретение правильной посадки преследует следующие цели: безопасность всадника, способность всадника не противопоставлять себя лошади и не раздражать ее, единство всадника и лошади в движении, возможность для всадника эффективно и действенно использовать средства управления. Чтобы достигнуть этого, всадник должен иметь правильный представление о положении в седле, правильном распределении веса, о равновесии лошади, ритме, прыжке (эластичности шагов) и расслабленности. Чем лучше равновесие всадника, тем меньше усилий приходиться ему затрачивать, чтобы воздействовать на лошадь. Таким образом, такие качества, как: координационные способности, очень важны на начальном этапе обучения. Предпосылками формирования правильной посадки всадника на ранних этапах подготовки служат: вольтижировка, специальные гимнастические упражнения в зале, гимнастические упражнения на лошади, езда без стремян, конноспортивные игры. На занятиях групп начального обучения и спортсменов младших разрядов рекомендуется широко применять метод практического показа тренером или хорошо подготовленными спортсменами, а на занятиях со спортсменами старших разрядов видеозаписи с последующим разбором техники выполнения упражнений.
С первых занятий спортсмен должен внимательно и заботливо относится к лошади, изучить правила содержания и ухода за ней, основы техники верховой езды.
Подготовка всадника от новичка до мастера спорта – сложный многолетний комплексный процесс. Анатомо-физические и психологические особенности детского организма обеспечивают эффективное освоение приобретаемых навыков овладения элементами техники верховой езды. Пластичность нервной системы детей и подростков позволяет более успешно воспитывать у них координационные способности, чувство равновесия, ловкость, быстроту и точность двигательных реакций. При этом наиболее эффективной является игровая форма занятий, проведение различных эстафет, подвижных и спортивных игр по максимально упрощенным правилам (прыжки кувырки, кульбиты, переворот, элементы вольтижировки). Вместе с тем на ранних этапах подготовки нельзя перегружать юных всадников спортивными техническими элементами и навыками. Практически верховая езда на первом этапе подготовки должна применяться ограниченно и главным образом с целью удовлетворения естественного интереса к лошади. Нужно избегать форсирования подготовки юных всадников, применения чрезмерных соревновательных нагрузок.
Вначале обучения следует очень осторожно применять соревновательный момент, так как в данном случае сознание и мышечная деятельность будут направлены не на способ освоения техники, а на его быстрейшее выполнение, что может привести к проявлению ошибок, а исправить всегда труднее, чем предупреждать.
Практика показывает, наиболее стабильные результаты имеют всадники, обладающие разносторонней физической подготовкой и отличающиеся большим трудолюбием и любовью к лошадям.
Все эти особенности нужно учитывать при планировании средств физической и технической подготовки в многолетнем тренировочном процессе.
Программа охватывает комплекс параметров подготовки юных спортсменов на весь многолетний период тренировки — от начального обучения до совершенствования спортивного мастерства. Предусматривается последовательность и непрерывность многолетнего процесса обучения, преемственность в решении задач укрепления здоровья, создания предпосылок для достижения высоких спортивных результатов.
Настоящая программа включает нормативную и методическую часть, охватывает все стороны учебно-тренировочного процесса, определяет этапы многолетней подготовки спортсменов-конников, примерное содержание занятий по группам и годам подготовки, а также соответствующие контрольные нормативы по всем разделам подготовки.
Для детей, планирующих поступление в образовательные организации профессионального образования, реализующих основные профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта, срок освоения Программы может быть увеличен на 1 год.
Образовательная организация имеет право реализовывать Программу в сокращенные сроки.