Блок 2. основы медицинской ста тистики и организации статистического исследования. статистический анализ
УТВЕРЖДАЮ
Проректор учебной работе
ГОУ ВПО КрасГМА Росздрава
проф. Никулина С.Ю.
«___» ____________2007г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По дисциплине «Общественное здоровье и здравоохранение».
для специальности 060101 - ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО
факультет ЛЕЧЕБНЫЙ
кафедра общественного здоровья и здравоохранения с курсом ПО
курс 4
семестр VIII
лекции 27 часов
Экзамен VIII семестр
Лабораторные занятия 60 (час.)
Всего 130 часов
Самостоятельная работа 43 часа
2007 год
Рабочая программа составлена на основании Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Специальность 060101 - лечебное дело. Квалификация - врач" (утв. Минобразованием РФ 10.03.2000 г.) и в соответствии с примерной программой дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» (утв. Минобразованием РФ 20.06.2006 г.), в соответствии со стандартом КрасГМА СТА 4.2.01-07
В программе учтены рекомендации «Приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения».
Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры (протокол № 7)
«29» ноября 2006 год
Заведующий кафедрой к.м.н. Шульмин А. В.
Согласовано: декан лечебного факультета, доцент Турчина Т.К.
___________«__» _________ 2007 год
Председатель методической комиссии_____________________ проф. Народова В.В.
Программа заслушана и утверждена на заседании ЦКМС (протокол № ….,
«__» ______________ 2007 год)
Авторы: к.м.н., доцент Шульмин А.В.
к.м.н., доцент Тихонова Н.В.
ассистент Добрецова Е.А.
Рецензенты: заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения ГОУ ВПО «Иркутский государственный медицинский университет» профессор д.м.н.Гайдаров Г.М.
зам.зав. кафедрой УЭЗиФ ИПО Морозова Т.Д.
Оглавление
3. Пояснительная записка. 4
4. Учебно-тематический план изучения дисциплины.. 7
5.содержание учебной программы.. 10
блок1. Теоретические основы дисциплины «общественное здоровье и здравоохранение». Политика в области охраны здоровья населения. 10
блок 2. Основы медицинской ста тистики и организации статистического исследования. Статистический анализ. 11
2.1.0рганизация (этапы) статистическою исследования. 11
2.2. Статистические методы обработки результатов медико-биологических исследований 12
блок 3. Общественное здоровье и факторы, его определяющие. 12
3 1. Медицинская демография. Мкдико-социальные аспекты демографических процессов 13
3.2. Заболеваемость. 14
3.3. Инвалидность. 15
блок 4. Организация охраны здоровья населения. 16
4.1. Организация лечебно-профилактической помощи населению.. 16
4.2. Анализ деятельностилечебчо-профилактических учреждений и оценка качества лечебно-профилактической помощи. 21
4.3. Медицинская экспертиза. 22
4.4. Организации государственной санитарно-эпидемиологической службы.. 23
4.5. Организация санаторно-курортной помощи. 24
4.6. Подготовка медицинских кадров. 24
4.7. Лекарственная помощь населению. Обеспечение учреждений здравоохранения медицинским оборудованием и инструментами. 25
4.8. Социальное и медицинское страхование. 25
4.9. Участие общественных организации в охране здоровья на селения. 26
блок 5. Укрепление здоровья населения. Современные проблемы профилактики. 26
блок 6. Важнейшие неинфекционные и инфекционные заболевания как медико-социальная проблема: 27
5.1. Перечень и тематический план лекций. 30
5.2. Перечень и тематический план практических занятий. 32
6.Учебно-методическое обеспечение учебной программы.. 37
6.1. Используемые средства: 40
6.2. Карта материально – технической обеспеченности. 40
6.3 карта обеспеченности учебными материалами: технические и электронные средства обучения и контроля знаний. 42
6.4. Карта обеспечения учебно-методической литературой. 43
Пояснительная записка.
Состояние здоровья населения в конце XX и начале XXI веков на фоне социально-экономических преобразований, демонополизации системы здравоохранения, децентрализации управления отраслью, внедрения системы медицинского страхования и стандартизации, возникновения новых экономических отношений и появления дополнительных источников финансирования повышает значимость подготовки врачей и организаторов здравоохранения всех уровней по проблемам общественного здоровья, организации, управления и экономики здравоохранения. Концепцией развития здравоохранения и медицинской науки (1997г.) поставлены конкретные задачи по совершенствованию подготовки медицинских кадров.
Врачи XXI века независимо от избранной специальности должны иметь знания и умения по оценке показателей общественного здоровья, функционированию и анализу деятельности органов и учреждений в условиях обеспечения государственных гарантий бесплатной медицинской помощи, развития медицинского страхования и альтернативных источников финансирования отрасли, совершенствованию существующих и внедрению новых организационно-клинических технологий.
Сложившаяся реальность требует пересмотра учебных программ в соответствии с утвержденными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальностям 060101 (040100) Лечебное дело и 060103 (040200) Педиатрия, определения специфики и места учебной дисциплины по обозначенным проблемам, оптимизации форм и методов преподавания предмета, подготовки научно-педагогических кадров, организации и проведения научно-исследовательской работы.
Общественное здоровье и здравоохранение, как наука и соответственно учебная дисциплина, отражает закономерности общественного здоровья и различные аспекты здравоохранения, в том числе вопросы экономики и управления отраслью.
Цель дисциплины: «Общественное здоровье и здравоохранение» - дать знания и умения, необходимые будущему врачу для работы в учреждениях здравоохранения по вопросам;
• общественное здоровье и факторы его определяющие;
• системы, обеспечивающие сохранение, укрепление и восстановление здоровья населения в целом и отдельных однородных групп населения;
• организационно-медицинские технологии;
• управления и экономике здравоохранения;
•тенденции развития здравоохранения в зарубежных странах.
Задачами обучения является изучение и анализ показателей, характеризующих состояния здоровья различных возрастно-половых, социальных, профессиональных и иных групп населения, мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья, теоретических основ здравоохранения, внедрения новых экономических и медико-социальных технологий в деятельность лечебно-профилактических учреждений, методов и средств совершенствования функционирования учреждений здравоохранения.
В программе усилено внимание к преподаванию таких разделов, как здоровье и образ жизни отдельных групп населения, охрана материнства и детства, страхование здоровья и экономика здравоохранения.
Преподавание дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» базируется на знаниях, полученных на предшествующих теоретических и клинических дисциплинах, и предусматривает преемственность и интеграцию ее преподавания не только с гуманитарными социально-экономическими дисциплинами (история медицины, медицинское право, экономика и политология, физика и информатика, медицинская информатика и др.), но и с гигиеническими и клиническими дисциплинами.
По завершении курса «Общественное здоровье и здравоохранение»
будущие врачи студенты должны знать:
1.Методику исследования здоровья населения с целью его сохранения, укрепления и восстановления:
1.1. методики сбора, статистической обработки и анализа информации о здоровье населения или отдельных его групп;
1.2. методики, позволяющие выявлять влияние факторов окружающей среды на здоровье населения или отдельных его групп;
2. Вопросы организации медицинской и медико-профилактической помощи населению:
2.1. системы охраны, укрепления и восстановления здоровья населения (национальную систему здравоохранения, медицинское страхование и др.):
2.2. методики анализа деятельности (организации, качества и эффективности) лечебно-профилактических учреждений;
2.3.вопросы организации медицинской экспертизы (экспертизы временной и стойкой утраты трудоспособности);
2.4. системы охраны, укрепления и восстановления здоровья в зарубежных странах.
3. Основы управления, планирования, экономики и финансирования здравоохранения.
По завершении обучения студенты должны овладеть следующими
умениями:
• вычислять и оценивать основные виды статистических величин (относительных и средних, их ошибок), коэффициенты корреляции и стандартизации;
• оценивать достоверность средних и относительных величин, разности средних величин и показателей, коэффициентов корреляции;
• составлять план и программу медико-статистических исследований, определять репрезентативный объем выборочной совокупности;
• овладеть методиками расчета и оценки показателей здоровья населения и деятельности учреждений здравоохранения;
• оформлять медицинскую документацию, в том числе листы нетрудоспособности;
• использовать гигиеническое обучение и воспитание населения в интересах формирования здорового образа жизни, сохранения, укрепления здоровья и профилактики заболеваний;
• использовать информацию о здоровье населения и деятельности лечебно-профилактических учреждений для предложения мероприятий по повышению качества и эффективности медицинской и медико-профилактической помощи.
Закрепление полученных студентами знаний и приобретенных умений осуществляется при проведении медико-социального обследования различных групп семей. Подбор обследуемых семей производится студентами по определенным критериям, заранее предлагаемым преподавателем группы (семьи с детьми, студенческие семьи, семьи, имеющие иронического больного и др.). В процессе медико-социального обследования изучается состояние здоровья членов семьи, осуществляется сбор социального анамнеза, дается оценка различным видам активности семьи и состояние здоровья каждого члена семьи, выявляются факторы, формирующие «Здоровье семьи. Выполненная студентами научно-исследовательская работы оформляется письменно в виде отчета по разработанной преподавателями кафедры форме. Подготовленные студентами отчеты о проведенном медико-социальном обследовании семьи выносятся на обсуждение студентов группы па одном из практических занятий.
Для реализации перечисленных выше цели и задач обучения при освоении студентами дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» предусмотрено изучение 3-х разделов, каждый из которых подразделяется на самостоятельные подразделы.
Первый раздел «Теоретические и организационные основы здравоохранения» включают в себя изучение системы здравоохранения, организационных принципов и правовых основ отечественного здравоохранения, информационного обеспечение и компьютеризация отрасли, социальных гарантий населению, общих теорий и концепций здравоохранения и медицины, научных основ и технологии управления здравоохранением, медицинской этики и деонтологии.
Второй раздел «Общественное здоровье» содержит программу (схему) и методы изучения общественного здоровья, критерии его оценки, роль гигиенического воспитания населения в сохранении и укреплении здоровья.
В третий раздел «Управление, организация и функционирование системы здравоохранения» вошли такие подразделы, как организация первичной медико-санитарной и санаторно-курортной помощи различным группам населения, организация санитарно-эпидемиологической службы, организация медико-социальной помощи группам социального риска, лекарственное и инструментальное обеспечение медицинских учреждений.
Большое внимание при освоении дисциплины уделяется самостоятельной работе студентов, заключающейся в подготовке рефератов по наиболее актуальным проблемам общественного здоровья и здравоохранения, которые рассматриваются как курсовые работы. Выбор темы реферата студенты осуществляют самостоятельно в зависимости от их интереса к той или иной актуальной проблеме здоровья населения или здравоохранения. Темы рефератов, предлагаемые студентам, подготовлены профессорско-преподавательским составом кафедры и ежегодно пересматриваются и обновляются. С реферативными сообщениями студенты выступают на практических занятиях и студенческих конференциях. Все студенты готовят конспект лекции по любой теме, связанной с санитарно-просветительной работой с населением. Лекции читаются населению в период прохождения летней врачебной производственной практики.
При чтении лекций и проведении практических занятий в воспитательной и патриотической целях освещаются вопросы истории здравоохранения, роли отечественных ученых, в том числе, ученых обучающих кафедр, отражающие вклад сотрудников медицинских вузов в развитие медицинской науки и педиатрического образования.
4. Учебно-тематический план изучения дисциплины
№ раздела | Наименование разделов и их содержание | Количество часов | |||||
ВСЕГО | Аудиторная работа | Вне- аудитор. работа (самост. работа) | |||||
Всего | Лекции | Практ. занятия | Лабор. Работа | ||||
2 | 3 | ||||||
Итого | |||||||
1. | Основы «Общественного здоровья и здравоохранения как учебной и научной дисциплины». Политика государства в области охраны здоровья населения. | ||||||
2. | Основы медицинской статистики и организации статистического исследования | ||||||
2.1. | Статистическая обработка медико-биологических исследований | ||||||
2.2. | Организация этапы статистического исследования | ||||||
Общественное здоровье и факторы его определяющие | |||||||
3.1. | Медицинская демография. Медико-социальные аспекты демографических процессов. | ||||||
3.2. | Заболеваемость | ||||||
3.3. | Инвалидность | 1,5 | 1,5 | 0,5 | |||
3.4. | Физическое развитие | 1,5 | 1,5 | 0,5 | |||
4. | Организация охраны здоровья населения | ||||||
4.1. | Организация лечебно-профилактической помощи населению | 20,5 | 20,5 | 3,5 | |||
4.1.1. | Первичная медико-санитарная помощь | 8,5 | 8,5 | 0,5 | |||
4.1.2. | Организация стационарной помощи | 2,5 | 2,5 | 0,5 | |||
4.1.3. | Организация медико-санитарной помощи работникам промышленных предприятий, строительства и транспорта | 1,2 | 1,2 | 0,2 | |||
4.1.4. | Организация медицинской помощи сельскому населению | 2,3 | 2,3 | 0,3 | |||
4.1.5. | Система охраны матери и ребенка | ||||||
4.2. | Анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений и оценка качества лечебно-профилактической помощи | ||||||
4.3. | Медицинская экспертиза | ||||||
4.4. | Организация государственной санитарно-эпидемиологической службы | 0,3 | 0,3 | 0,3 | |||
4.5. | Организация санаторно-курортной службы | 0,7 | 0,7 | 0,2 | 0,5 | ||
4.6. | Подготовка медицинских кадров | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |||
4.7. | Лекарственная помощь населению. Обеспечение учреждений здравоохранения медицинским оборудованием и инструментами | 1,5 | 1,5 | 0,5 | |||
4.8. | Социальное и медицинское страхование | ||||||
4.9. | Участие общественных организаций в охране здоровья населения | 0,5 | 0,5 | 0,5 | |||
5. | Укрепление здоровья населения современные проблемы профилактики | ||||||
6. | Важнейшие неинфекционные заболевания как медико-социальная проблема | ||||||
7. | Основы планирования, экономики и финансирования здравоохранения | ||||||
8. | Здравоохранение в зарубежных странах |
Содержание учебной программы
БЛОК1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ». ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
Цели:
Студент должен:
Знать:
- основные термины и понятия,
- теоретические основы общественного здоровья и здравоохранения, как научной дисциплины и предмета преподавания (задачи, предметы, методы, принципы );
- историю возникновения и развития дисциплины;
- роль и место социальных и биологических факторов в формировании здоровья (общественного, группового, семейного, индивидуального) и организации здравоохранения;
- медицинские аспекты этики и деонтологии в деятельности врача;
- политику и основы законодательства в области охраны здоровья населения;
- основные направления реформы здравоохранения.
Уметь:
- дать определение научной дисциплины "Общественное здоровье и здравоохранение";
- дать определение индивидуального и общественного здоровья;
- дать определение здравоохранения;
- использовать полученные знания при обучении на профильных кафедрах и для совершенствования своей профессиональной деятельности.
Общественное здоровье и здравоохранение как научная дисциплина о закономерностях общественного здоровья, воздействии социальных условий, факторов внешней среды и образа жизни на здоровье, способах его охраны и улучшения. Соотношение социального и биологического в медицине. Основные теоретические концепции медицины и здравоохранения.
Место дисциплины "Общественное здоровье и здравоохранение" среди медицинских, гигиенических и общественных наук в системе медицинского образования.
Роль дисциплины "Общественное здоровье и здравоохранение" в практической деятельности врача, органов и учреждении здравоохранения, в планировании, управлении, организации труда в здравоохранении.
Основные методы исследования дисциплины "Общественное здоровье и здравоохранение": статистический, исторический, экспериментальный, социологический, экономико-математический, моделирования, метод экспертных оценок, эпидемиологический и др.
Возникновение и развитие социальной гигиены и организации здравоохранения (общественной медицины) в зарубежных странах (А. Гротьян, А. Фишер и др.). Становление и развитие социальной гигиены и организации здравоохранения в России (Н.А. Семашко, З.П. Соловьев, А.В. Мольков. М.Ф. Владимирский, Г.Н. Каминский, З.Г. Френкель, Г.А. Баткис, Гринина О.В., СВ. Мурашов. Н.А. Виноградов, М.Д. Ковригина, И.Д. Богатырев, А.Ф. Серенко, А.М. Мерков, Е.Н.Садвокасова, Ю.П. Лисицын и др.).
Основные направления социальной политики в стране. Основы политики отечественного здравоохранения. Законодательная база отрасли. Проблемы здравоохранения в важнейших общественно-политических, государственных документах (Конституция РФ, законодательные акты, решения, постановления и др.).
Здравоохранение как система мероприятий по сохранению, укреплению и восстановлению здоровья населения.
Основные принципы отечественного здравоохранения на этапах его развития.
Основные направления реформы здравоохранения. Теоретические аспекты врачебной этики и медицинской деонтологии. Этические и деонтологические традиции отечественной медицины.
Дети и их права. Основные международные документы (Конвенция о правах ребенка, 1989; Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей, 1990; и др.).
Биоэтика в деятельности врача: порядок применения новых методов профилактики, диагностики и лечения, проведение биомедицинских исследований и др.
Клятва врача. Врачебная тайна. Права пациента. Права и социальная зашита медицинских работников. Врачебные ошибки. Ятрогения.
ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ
Цели:
Студент должен:
Знать:
- определение понятия заболеваемости как показателя здоровья населения;
-основные методы и виды изучения заболеваемости;
-учетно-отчетную документацию для сбора и анализа информации;
- основные закономерности заболеваемости населения и факторы, их определяющие;
- необходимость и особенности применения МКБ в практической деятельности врача.
Уметь:
-рассчитывать оценивать и интерпретировать основные показатели заболеваемости населения;
-использовать полученную информацию о заболеваемости при анализе других показателей общественного здоровья, оценке деятельности учреждений здравоохранения, планировании медицинской помощи и при обучении на профильных кафедрах.
Определение понятия заболеваемости. Роль государственной статистики заболеваемости в изучении состояния здоровья населения. Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКВ-Х), принципы и особенности ее построения. Роль медицинских работников в обеспечении полноты и качества информации о заболеваемости.
Методы изучения заболеваемости и их сравнительная характеристика. Эпидемиологические методы изучения заболеваемости. Виды заболеваемости. Учетно-отчетная документация, используемая для сбора и анализа информации о заболеваемости. Специальные виды изучения заболеваемости по обращаемости, их особенности: общая заболеваемость по данным поликлиник и амбулатории, госпитализированная, инфекционная (эпидемическая), неэпидемическая, профессиональная, производственный травматизм, заболеваемость с временной утратой трудоспособности.
Общая заболеваемость по обращаемости в поликлиники и амбулатории.
Методика изучения: единица наблюдения, учетные и отчетные документы и их
содержание. Показатели заболеваемости: первичная, общая (распространенность), накопленная.
Заболеваемость населения по данным медицинских осмотров. Виды медицинских осмотров (предварительные, периодические, целевые). Методика изучения, учетные документы, показатели. Заболеваемость населения по данным о причинах смерти, методика изучения, показатели. Причины смерти, значение их анализа.
Госпитализированная заболеваемость. Методика изучения: единица наблюдения, учетно-отчетная документация, анализ показателей (уровень, структура заболеваемости и др.). Инфекционная заболеваемость: единица наблюдения, учетная и отчетная документация, основные показатели (распространенность, структура, возрастно-половые особенности и др.). Заболеваемость важнейшими неэпидемическими болезнями: единица наблюдения, учетные и отчетные документы, основные показатели. Профессиональная заболеваемость. Производственный травматизм. Методики их изучения: единицы наблюдения, учетно-отчетная документация, показатели (уровень, структура и др.).
Заболеваемость с временной утратой трудоспособности. Особенности изучения ЗВУТ в медико-санитарных частях и в открытой сети. Единица наблюдения, первичные учетные документы. Анализ заболеваемости с ВУТ по данным отчетов по формам 16-ВН и по данным полицевого (персонального) учета. Основные показатели (число случаев и дней утраты трудоспособности на 100 работающих, структура случаев и дней нетрудоспособности, средняя длительность одного случая нетрудоспособности, процент больных лиц. кратность заболеваний, частота ДЧБ на 100 круглогодовых работающих и др.).
Современное состояние, тенденции и особенности заболеваемости населения в Российской Федерации (региональные, возрастно-половые, профессиональные и др.), факторы, их определяющие.
Заболеваемость детей и подростков. Возрастно-половые особенности уровня и структуры. Индивидуальная характеристика заболеваемости детей.
Группы здоровья, критерии распределения населения различного возраста на группы здоровья.
Значение заболеваемости как основного критерия здоровья населения и отдельных его групп для анализа и планирования деятельности врачей, органов и учреждений здравоохранения, для оценки качества и эффективности медицинской помощи.
ИНВАЛИДНОСТЬ
Цели:
Студент должен:
Знать:
-определение понятия инвалидности;
-основные источники информации;
-основные закономерности инвалидности населения при важнейших заболеваниях и факторы, их определяющие.
Уметь:
-применять основные методы статистического анализа для анализа инвалидности при оценке здоровья населения и при обучении на профильных кафедрах.
Определение понятия инвалидности. Инвалидность как один из критериев здоровья населения. Источники информации. Уровень и структура первичной инвалидности. Численность инвалидов, состоящих на учете в системе пенсионного фонда Российской Федерации.
Современное состояние и тенденции инвалидизации населения, факторы ее определяющие.
Детская инвалидность. Уровень и структура детской инвалидности. Факторы риска. Детская инвалидность как медико-социальная проблема.
Значение изучения инвалидности для анализа и оценки деятельности учреждений здравоохранения.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
Цели:
Студент должен:
Знать:
-основные показатели и закономерности физического развития.
Уметь:
-применять основные методы статистического анализа для оценки физического развития населения и использовать полученные знания при анализе здоровья населения и при обучении на профильных кафедрах.
Определение понятия. Физическое развитие как один из критериев оценки состояния здоровья населения. Антропометрические, соматометрические и физиометрические признаки. Индексы физического развития.
Основные показатели физического развития в различных возрастнополовых группах, их особенности и тенденции. Факторы, влияющие на динамику физического развития.
АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИЛЕЧЕБЧО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Цели:
Студент должен:
Знать:
- элементы лечебно-диагностического процесса;
-основные показатели работы амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений;
- основные понятия и термины качества медицинской помощи -методические подходы к оценке качества медицинской помощи;
- методические подходы к оценке качества медицинской помощи.
Уметь:
- вычислять и анализировать основные показатели деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений:
- вычислять и анализировать показатели, характеризующие деятельность врача в стационаре и поликлинике;
-проводить оценку качества и эффективности медицинской помощи отдельных врачей и лечебно-профилактических учреждений в целом;
- применять полученные результаты анализа деятельности и оценки качества ЛПП для планирования работы врача и лечебно-профилактического учреждения;
-факторы, влияющие на качество медицинской помощи.
Элементы лечебно-диагностического процесса: организация приема пациента, анамнез, обследование, консультации и консилиумы, диагностика основного и сопутствующих заболеваний, лечение, реабилитация, экспертиза нетрудоспособности, прогноз, рекомендации, выписка, преемственность на до-, госпитальном и постгоспитальном этапах. Организация лечебно-диагностического процесса, медицинские технологии во внебольничных и больничных учреждениях разного типа, в дневных стационарах, хосписах, санаториях, санаториях-профилакториях и др. Основные понятия клинического менеджмента.
Основные показатели деятельности амбулаторно-поликлинических учреждении: укомплектованность, коэффициент совместительства, охват и регулярность диспансерного наблюдения, средняя длительность лечения, первичная инвалидность, частота расхождения диагнозов поликлинических и
клинических и др.
Основные показатели деятельности стационара: среднегодовая занятость койки, средняя длительность пребывания больного, больничная летальность, процент послеоперационных осложнений, процент расхождения патологоанатомических и клинических диагнозов и др.
Качество медицинской помощи, определение, основные понятия (медицинская технология, профессиональный стандарт, ресурсное обеспечение лечебно-профилактического процесса и др.).
Деятельность по обеспечению качества, основные элементы: выполнение профессиональных функций, использование ресурсов, контроль степени риска медицинского вмешательства, удовлетворенность пациента медицинским обслуживанием. Непрерывное улучшение качества медицинской помощи. Управление качеством - важнейшая составляющая стратегии непрерывного улучшения качества медицинской помощи.
Оценка качества медицинской помощи на различных уровнях ее оказания - отдельный врач, отделение, учреждение в целом, территориальный орган управления здравоохранением (метод экспертных опенок, на основании государственной статистической отчетности и др.).
Стандартизация в медицине и здравоохранении. Стандарты медицинской помощи (ресурсные, организационные, технологические).
Внутриведомственный и вневедомственный контроль качества медицинской помощи, ее уровни и участники, основные законодательные документы по вопросам его организации и проведения. Анализ качества медицинской помощи как необходимый элемент деятельности органов управления здравоохранением, страховых, профессиональных и общественных организаций по лицензированию и аккредитации медицинских учреждений, аттестации медицинских кадров.
Факторы, оказывающие влияние на эффективность деятельности амбулаторно-поликлинических и стационарных учреждений: возрастно-половая структура населения, заболеваемость, уровень санитарной культуры населения, доступность медицинской и лекарственной помощи и др.
МЕДИЦИНСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Цели:
Студент должен:
Знать:
-основные понятия экспертизы временной нетрудоспособности;
-особенности организации экспертизы временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях;
-виды временной нетрудоспособности, правила выдачи и оформления документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность;
-формы преемственности и взаимосвязи между медицинскими учреждениями и органами социальной защиты населения;
-структуру и задачи органов медико-социальной экспертизы;
-причины инвалидности, критерии установления инвалидности.
Уметь:
-решать ситуационные задачи по выдаче и оформлению документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность.
Понятие о нетрудоспособности (временной, стойкой). Экспертиза временной нетрудоспособности: определение, уровни проведения. Виды временной нетрудоспособности. Основные документы, удостоверяющие временную нетрудоспособность. Листок нетрудоспособности и его значение. Порядок выдачи листков нетрудоспособности при различных видах нетрудоспособности. Организация экспертизы временной нетрудоспособности в лечебно-профилактических учреждениях. Ответственность медицинских работников за нарушение правил по экспертизе временной нетрудоспособности (дисциплинарная, материальная, уголовная).
Особенности экспертизы временной нетрудоспособности в учреждениях лечебно-профилактической помощи матерям и детям.
Основные ошибки, связанные с выдачей и оформлением документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность.
Взаимодействие клинико-экспертных комиссий лечебно-профилактических учреждений с учреждениями медико-социальной экспертизы органов социальной защиты населения.
Медико-социальная экспертиза (МСЭ). МСЭ как один из видов социальной защиты граждан. Основные понятия, используемые при проведении МСЭ: инвалид, инвалидность, нарушения здоровья, жизнедеятельность (основные категории), ограничение жизнедеятельности, степени выраженности ограничений жизнедеятельности, социальная недостаточность.
Медико-социальные экспертные комиссии (МСЭК): уровни (бюро, главное бюро), состав, функции. Порядок направления граждан на МСЭ. Порядок проведения МСЭ. Порядок обжалования решений бюро МСЭ.
Причины инвалидности. Группы инвалидности, критерии их определения, сроки переосвидетельствования. Реабилитация инвалидов: определение, виды. Трудоустройство инвалидов.
ПОДГОТОВКА МЕДИЦИНСКИХ КАДРОВ
Цели:
Студент должен:
Знать:
-этапы подготовки и усовершенствования врачей и среднего медицинского персонала;
Уметь:
-применять полученные знания при прохождении производственной практики и последующем обучении на профильных кафедрах.
Роль медицинских кадров в здравоохранении. Обеспеченность населения врачами и средними медицинскими работниками,
Система до- и последипломной подготовки, усовершенствования и специализации врачей и среднего медицинского персонала. Понятие о системе непрерывной полготовки и усовершенствования медицинского персонала (интернатура, ординатура, курсы и циклы усовершенствования и специализации).
Особенности подготовки врачей первичного звена здравоохранения (участковый терапевт, участковый педиатр, врач обшей практики). Приоритетный национальный проект «Здоровье».
Сертификация и аттестации медицинских кадров.
Подготовка научно-педагогических кадров (аспирантура, докторантура) и руководящих кадров здравоохранения.
Особенности подготовки медицинских кадров за рубежом.
ЛЕКАРСТВЕННАЯ ПОМОЩЬ НАСЕЛЕНИЮ. ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МЕДИЦИНСКИМ ОБОРУДОВАНИЕМ И ИНСТРУМЕНТАМИ
Цели:
Студент должен:
Знать:
-организацию лекарственного обеспечения населения и медико-технического снабжения учреждений здравоохранения в условиях медицинского страхования,
-формы взаимодействия аптечных и лечебно-профилактических учреждений.
Уметь:
-применять полученные знания при обучении на профильных кафедрах и во время производственной практики.
Лекарственное обеспечение населения, его организация и особенности в условиях рыночной экономики.
Система лекарственного обеспечения населения. Производство и контроль лекарственных средств (отечественных И зарубежных). Аптеки: государственные и частные, территориальные