Тема 6. Московское государство в XVI в.: становление российского самодержавия
Основные вопросы
1. Завершение собирания русских земель в начале XVI века.
2. Начало правления, венчание Ивана IV на царство, деятельность избранной рады по укреплению государственной системы.
3. Феномен опричнины, ее значение и последствия для централизации государства.
4. Внешняя политика Московского царства в XIV веке, территориальные изменения.
5. Культура Московского государства в XVI в., положение церкви, идеология.
Содержание темы
Создание централизованного государства в XVI веке. Реформы Елены Глинской. Венчание Ивана IV на царство. Реформы Избранной рады: укрепление государственной системы. Судебник Ивана IV. Положение церкви в XVI в. Опричнина: споры о характере опричной политики. Последствия опричнины: разорение центральных районов, разграбление Новгорода, введение заповедных и урочных лет. Внешняя политика Ивана IV: присоединение новых территорий на востоке, неудачи в Ливонской войне. Прекращение династии Рюриковичей. Формирование идеологии самодержавия в XVI в. Культура Московского государства в XVI в.
Темы рефератов для самостоятельной внеаудиторной работы
1. Исторические портреты: Василий III, Иван Грозный, Андрей Курбский.
2. Судебник 1550 года.
3. Завоевание Казани и Астрахани
4. Разгром Новгорода во время опричнины.
Целевые задачи:
Необходимо знать:
Ø значение венчания Ивана IV на царство;
Ø предпосылки и пути формирования централизованного государства (политические, экономические);
Ø этапы формирования централизованного российского государства;
Ø способы и этапы в закрепощении крестьян в XVI веке;
Ø территориальные изменения Московского царства в XVI веке.
Необходимо уметь:
Ø выявить элементы какой культуры преобладали в становлении государственности Московского царства, какой тип власти сложился в русском государстве;
Ø определить причины складывания института крепостного права в России;
Ø определить значение и последствия правления Ивана IV Грозного для развития русского государства.
Объекты изучения:
Основные понятия
Бояре-кормленщики – те из бояр, которые «кормились» за счёт отданных в их управление земель, оставляя часть собранных налогов.
Боярская дума – высший совет знати при великом князе (во времена Киевской Руси и периода раздробленности), а с XVI в. при царе. Боярская дума была постоянным законосовещательным органом и принимала участие в решении вопросов внутренней и внешней политики государства. Боярская дума состояла из думных чинов: думных бояр, окольничих, думных дворян и думных дьяков. Была упразднена в 1711 г.
Дворяне – служилые люди князей и бояр. Название пришло на смену термину «дружинники». В первой половине XV в. дворяне-слуги «под дворским» – управителем вотчины. За службу они получали небольшие владения, позднее ставшие поместьями. В XVI в. дворянами стали называть верхушку служилых людей, вошедших в состав Государева двора.
Заповедный год – год, в который Юрьев день отменялся и запрещался крестьянский переход от одного помещика к другому.
Земский собор – высший законосовещательный орган власти в России в XVI-XVII вв. Первый Земский собор созван в 1549 г. В дальнейшем соборы созывались вплоть до конца XVII в. по инициативе царя.
Земщина– не включённая Иваном IV Грозным в «опричнину» земли. Земщина управлялась земской Боярской думой, территориальными приказами, имела свои земские полки.
Избранная рада – круг приближенных царя Ивана IV Васильевича, фактически неофициальное правительство России в 50-х гг. XVI в. Активные члены Избранной рады: протопоп Сильвестр, А.Ф. Адашев, князь А.М. Курбский, И.М. Висковатый, митрополит Макарий.
Митрополит– (греч. – человек из города) в православной церкви второй после патриарха сан в церковной иерархии.
Монархия– государственная форма правления во главе с монархом, единоличным правителем (князь, царь, король, император и т.д.), получающим право властвования по наследству (в основном). Монархия может быть неограниченной (абсолютизм) и ограниченной, когда власть монарха регламентируется статьями конституции (конституционная).
Опричнина– 1) название удела Ивана IV Грозного в 1565-1572 гг. (с особой территорией, двором, учреждениями и войском); 2) политика Ивана Грозного в 1565-1572 гг., военные, административные, социальные и финансовые меры, направленные на усиление личной власти самодержца и борьбу с реальной и мнимой оппозицией.
Приказ – орган центрального управления в России XVI – начале XVIII вв. Изначально приказом называлось особое поручение, дававшееся царем тому или иному боярину, позднее – штат чиновников (дьяков), помогавших боярину исполнять свою роль и, наконец, орган центрального управления. В обиход термин «приказ» вошел в середине XVI в. В формировании приказной системы значительную роль сыграли преобразования Избранной Рады. Ликвидирована приказная система была в начале XVIII в., в процессе петровских реформ.
Сословно-представительная монархия – форма политического устройства, при которой власть монарха ограничивается (полностью или частично) какими-либо сословно-представительными учреждениями. Монархия – форма политического устройства, при которой власть (частично или полностью) сосредоточена в руках единоличного главы государства – наследственного монарха.
Стрельцы – в Московском государстве XVI-XVII вв. служилые люди, входящие в состав постоянного войска, вооруженные пищалями и бердышами.
Царь – официальное звание (титул) главы государства (монарха) в России (до 1917 г.). Титул царя равнозначен титулу короля, является высшим монархическим титулом.
Краткий конспект лекции
В XVI в. продолжается расширение политической структуры государства. К политической элите относились служилые князья (перешедшие на службу Москве), удельные князья (братья великого князя), княжата (князья присоединенных территорий, которые утратили власть в своих землях).
Основой государственной власти являлось дворянство, числящееся в Государевом Дворе и несшее военную, дипломатическую, административную службу. Российское государство в течение XVI века формировалось как самодержавная монархия с сословным представительством (основные сословия: аристократия, белое и черное духовенство, дворянство, посадские люди и крестьянство).
Иван IV Васильевич (1533-1584) вступил на трон в трехлетнем возрасте, по началу фактически правила его мать. Рано потеряв родителей, он имел жестокий нрав и был прозван Грозным. Иван IV венчался на царство и в 1547 году был провозглашен царем. Это повысило статус государя, т.к. титул царя приравнивался к титулу европейских монархов и императора. Титул царя официально подтвердил самодержавный характер власти российского царя.
Первый Земский собор был созван в 1549 году и являлся собранием представителей разных сословий и земель Российского государства. Земские соборы собирались на протяжении более ста лет и свидетельствовали о существовании в Московском государстве сословно-представительной монархии. Иваном IV была создана Избранная Рада, представлявшая собой своеобразное правительство при царе из наиболее близких ему людей. В 1550 году был утвержден новый судебник. Проводилась реорганизация войска, для управления государством создавались приказы (например, Разбойный ведал судебными делами, Посольский был для связей с другими странами и т. д.). Много внимания уделялось вопросам религии и церкви.
Время правления Ивана IV отмечено активной внешней политикой. Астраханское и Казанское ханства, земли Поволжья вошли в состав России, началось присоединение сибири. Но попытки закрепиться на Балтийское море (Ливонская война 1558-1583 гг.) окончились поражением.
В 1565 году внутренняя политика резко изменилась: была организована опричнина, как своеобразная форма утверждения личной власти царя и борьбы с оппозицией. Опричнина реализовывалась через выделение в отдельный государственный удел территорий, объявлявшихся личным владением царя. Опричнина сопровождалась террором и массовыми казнями, благодаря которым общество подчинилось воле единоличного правителя – Московского царя. Служилое дворянство стало социальной опорой царя. Со временем опричнина, приведшая страну фактически на грань разорения, была отменена, Иван IV даже запретил упоминать само слово «опричнина».
Оценки царствования Ивана Грозного крайне противоречивы. Российское государство после его смерти было в состоянии политического и экономического кризиса. После Ивана IV на престоле взошёл его сын – болезненный и слабый Федор (1584-1598 гг.). При нём власть находилась в руках царского шурина Бориса Годунова.
Культура. В XVI веке активизируется общественная мысль. Новгородская ересь («жидовствующие») отрицала церковную организацию и иконы. Им одно время покровительствовал Иван III, планировавший захват церковных земель. В 1503 г. еретиков сожгли. «Нестяжатели», возглавляемые Нилом Сорским, призывали церковь отказаться от обладания имуществом и не вмешиваться в светские дела. Иосифляне под предводительством Иосифа Волоцкого, проповедовали обратное, провозглашая церковь выше великого князя. Монах Филофей выступил с идеей, что Москва является наследницей православных традиций Византии, «Москва – третий Рим». Иван Пересветов уговаривал Ивана Грозного усилить царскую власть, ограничить влияние бояр и укрепить положение дворян. Бежавший в Литву Андрей Курбский выступал против деспотии Ивана IV, защищал права знати, в ответ на что Иван Грозный объяснял своё право царя как помазанника Божия на любой произвол.
В зодчестве в XVI веке появляется шатровый стиль, образцами которого служат церковь Вознесения в Коломенском и храм Василия Блаженного (Покровский собор) в Москве. В конце XVI в. в Москве был построен Китай-город, а в Смоленске крепость и Белый город.
Книгопечатание внедряется в 1550-х гг. «Апостол» Ивана Фёдорова (1564) – первая датированная печатная книга. Уникальным творением стала «Царь-пушка» Андрея Чохова.
К середине XVI века культурный подъем сменился значительным спадом. Время опричнины и Ливонской войны стало неблагоприятным периодом для русской культуры. Господствовали идеи церковно-религиозного влияния. Заметный урон принесла жесткая регламентация творческой мысли.
В Московской Руси в XVI веке отмечалась дифференциация медицинских профессий. Их насчитывалось более десятка: дохтуры, лекари, гравники, зелейники, кровопуски, очные мастера, зубоволоки, костоправы повивальные бабки. Аптекари-травознатцы и народные врачи предоставляли медицинскую помощь русскому народу. В дошедших до нас писцовых книгах, представляющих собой перепись в городах домовладений для назначения оброка, приводятся точные данные (адреса, имена, характер деятельности) о русских лекарях того периода.
Ситуационная задача
Работа с источниками