Лекция 1. Введение в анатомию человека. (Сапин М. Р.)
Вопросы к лекциям за осенний семестр I курса – 2008 год
Лекция 1. Введение в анатомию человека. (Сапин М. Р.)
- Почему анатомию относят к фундаментальным наукам?
- Для чего анатомия нужна клиническим дисциплинам?
- Что изучает анатомия человека?
- Почему анатомия одновременно и аналитическая и синтетическая наука?
- Какие основные периоды выделяют в анатомии человека?
- Для чего нужно изучать индивидуальную изменчивость человека?
- Чем определяются индивидуальные анатомические особенности человека?
- Основные методы изучения человека.
- Что такое орган? Назовите 1 – 2 органа и ткань, которая в каждом из них является основной.
- Система органов. Определение. Аппарат органов.
Лекция 2. Общая анатомия скелета. (Чава С. В.)
- Отличительные особенности костей.
- Функции костей скелета.
- От каких факторов зависит форма костей?
- Чем объясняются механические свойства костей?
- Направления ориентирования коллагеновых волокон в пластинках остеона.
- Расположение промежуточных пластинок в кости.
- Почему кости дают тень при рентгене?
- Какие свойства приобретает кость при потере органических и неорганических веществ?
- Анатомические образования, называемые скелетом.
Лекция 3. Кости верхней и нижней конечности. Особенности строения и функции. (Литвиненко Л. М.)
- Назовите морфологические и функциональные особенности костей плечевого пояса.
- Функциональное значение ключицы, клиническое значение.
- Назовите признаки, характерные для таза человека, их функциональное значение.
- Какие признаки бедренной кости, костей голени характерны для прямохождения.
- Объясните и покажите, как произошла ротация первичных конечностей, превратившая их в руку и ногу. Назовите и покажите сгибательные и разгибательные поверхности верхней и нижней конечности.
- Назовите функциональные зоны стопы.
- Почему опорная стопа является важнейшим этапом в развитии человека.
- Назовите существенные признаки кисти человека, отличающие ее от кисти приматов.
- Назовите гомологи скелета передних и задних конечностей наземных животных и конечностей человека.
Лекция 4. Начальные стадии развития человека. (Литвиненко Л. М.)
- Назовите 4 периода онтогенеза человека, 2 периода внутриутробного развития и 5 стадий развития зародыша.
- Что такое дифференцировка, тотипотентность, рестрикция и детерминация?
- Что такое морфогенез?
- В какие сроки у эмбриона появляется 2, затем 3 зародышевых листка? Как называются пузырьки, между которыми они залегают?
- Какие части выделяют у сегментированной мезодермы? Что из этих частей образуется?
- Какие части выделяют у несегментированной мезодермы? Что из этих частей образуется?
- Какие органы развиваются из наружного зародышевого листка?
- Какие сосуды входят в состав пупочного канатика?
Лекция 5. Развитие черепа в онтогенезе. (Мирошкин Д. В.)
- Какие стадии окостенения проходят кости основания черепа и кости свода черепа?
- Какой отдел черепа во внутриутробном периоде растет наиболее быстро и почему?
- Сколько периодов быстрого роста черепа выделяют после рождения, и в каком возрасте эти периоды наблюдаются?
- Какая часть основания черепа (передняя или задняя) растет быстрее в детском возрасте?
- В каком возрасте заканчивается рост черепа в ширину и в длину?
- Чем отличается мужской череп от женского? Причины таких отличий.
- Причины ассиметрии черепа.
- В каком возрасте начинается облитерация швов черева?
Лекция 8. Общая анатомия соединений костей скелета.
Лекция 9. Развитие скелета и суставов в перинатальном и постнатальном онтогенезе. (Сымон А.М..)
- Время проявления первичных точек окостенения в костях различной формы.
- Время появления точек окостенения в эпифизах и апофизах.
- Формы образования костной ткани.
- Периоды ускоренного и замедленного роста костей скелета.
- Сроки синостазирования у костей различной формы.
- Старческие изменения в костях.
- Влияние гиподинамики и повышенных физических нагрузок на кости и суставы.
Лекция 12. Функциональная анатомия жевательных и мимических мышц. (Кудряшова В. А.)
- Происхождение
- Анатомические образования, относящиеся к жевательному аппарату
- Движения в височно-нижнечелюстном суставе.
- При каких движениях в височно-нижнечелюстном суставе челюсть действует как одноплечий и двуплечий рычаг?
- Особенности мимических мышц.
- Функции мимических мышц.
Вопросы к лекциям за осенний семестр I курса – 2008 год
Лекция 1. Введение в анатомию человека. (Сапин М. Р.)
- Почему анатомию относят к фундаментальным наукам?
- Для чего анатомия нужна клиническим дисциплинам?
- Что изучает анатомия человека?
- Почему анатомия одновременно и аналитическая и синтетическая наука?
- Какие основные периоды выделяют в анатомии человека?
- Для чего нужно изучать индивидуальную изменчивость человека?
- Чем определяются индивидуальные анатомические особенности человека?
- Основные методы изучения человека.
- Что такое орган? Назовите 1 – 2 органа и ткань, которая в каждом из них является основной.
- Система органов. Определение. Аппарат органов.