Цель упражнения: добиться, чтобы выдох со звуком шел сам по себе, без малейшего усилия со стороны любых мышц. Все делает гладкая мускулатура.
Выработанный навык надо переносить на все звуковые упражнения, речь и пение. В этом вся суть методики.
Примарный тон голоса — это и есть ваш природный голос, это самый удобный звук, не требующий абсолютно никаких физических усилий. Близким аналогом этого звука является:
непроизвольный тихий стон при недомоганиях или болезни (сил нет, и организм непроизвольно включает истинный природный голос, который является эффективной звуковой системой лечения, а также, добавим, и профилактики заболеваний);
Вы должны знать, что настраиваем мы на этих удобных звуках главный элемент нашей звуковой машины - трахею. Она извлекает низкие звуки. Настроить трахею - это значит запустить всю остальную систему. Трахея с помощью интонации будет запускать все остальные звуки. Вот это и будет новой звуковой моделью, к которой надо стремиться.
Без малейшего напряжения звук, идущий откуда-то из глубины, и есть ваш природный голос, или примарный тон.
Упражнения, которые вам будут предложены, несмотря на кажущуюся простоту, не являются таковыми. Для правильного их выполнения на первых порах требуется абсолютная мобилизация внимания. Именно на этом упражнении происходит возврат к правильной, природной, психоакустической модели возникновения звука человеческого голоса и владение голосом без физических усилий. От того, насколько тщательно будет усвоен это урок, зависит успех всего курса.
Контролировать естественный выдох (отсутствие усилий при выдохе) можно закрыв одно или два уха. К этому приему можно изредка прибегать во всех упражнениях.
Каждое упражнения выполняем по 2-3 раза.
Упражнение 1. Цель. Контроль всех базовых элементов развития голоса.
1. Создали орган. «Первый рот» открыт (расстояние между зубами - на толщину мизинца), “второй рот” открыт при выполнении всех упражнений, и это - аксиома.
2. Втянули живот вовнутрь (поджать живот). Это приводит диафрагму в вертикальное положение и обеспечивает малое дыхание.
3. Положили ведущую руку на грудь. Рука выполняет важнейшую контролирующую роль в образовании голоса в грудном резонаторе, и в этом отношении она более эффективна, нежели слух.
4. Ладонь левой руки поднесли ко рту. Она контролирует выдох. Следим, чтобы не было утечки воздуха. Должна ощущаться слабая, широкая, теплая воздушная волна.
5.Легкий вдох носом «принюхиванием». Какая-то часть воздуха идет и через рот. Не надо зацикливаться на этом. Главное - удобство и неглубокое дыхание.
Внимание! В начале обучения очень полезно делать небольшую задержку выдоха (5-10 секунд)
Она делается для того, чтобы в трахее за это время повысилось воздушное давление и воздух из вас стал бы выходить под влиянием разности давлений (бронхиального и атмосферного).
Эту задержку выдоха надо делать до тех пор, пока вы не убедитесь в том, что ваш выдох идет сам по себе, т.е. под действием гладкой мускулатуры. В этом все дело. От того, как вы преуспеете в освоении этого главного элемента методики, зависят все остальные успехи.
6. Задержка дыхания 5-10 секунд.
7. Отпускаем дыхание и наблюдаем, как звук плавно без наших усилий выходит из нас. Этот тишайший звук напоминает стон или легкое русское “ха Субъективно мы не дышим.
8. Устанавливаем удобный ритм дыхания по изученной схеме.
Перспектива: необходимо добиться, чтобы упражнение 1 выполнялось абсолютно без напряжения. В этом его глубокий смысл. Должно создаться впечатление, что вы можете его выполнять, хоть целые сутки. Если почувствовали неудобство, то это сигнал о том, что активизировалась произвольная мускулатура. Тогда надо сразу прекратить упражнение, отвлечься, расслабить мышцы и приступить снова к упражнению. Это упражнение ключ всей методики.
В дальнейшем при выдохе воздух будет еще оставаться. Надо научиться этот лишний воздух сбрасывать. Это делается простым выдохом с участием рта и носа. И сразу надо сделать короткий маленький вдох (придыхание). Этот прием важен при пении. Но осваивать его надо уже сейчас и добиться, чтобы сброс дыхания стал автоматизированным и незаметным ни для вас, ни для слушателя.
Упражнение 2. Закрытое положение рта. Цель. Контроль ротовой «утечки» и развитие координации совместного звучания головного и грудного резонаторов.
Губы сомкнуты, зубы разомкнуты. Ведущая рука на груди (на рисунке неточность). При этом положении, когда происходит идеальное соединение грудного и головного резонаторов, полезнее всего, чтобы одна рука была на груди, как и во всех остальных упражнениях, а вторая рука (ладонь) была на голове. Легкий вдох во “второй нос”. Через нос легко выдыхаем тишайший звук. Следим за отсутствием малейших напряжений. Время выполнения – 2-3 мин.
Упражнение 3. Полузакрытое положение рта. Цель. Контроль ротовой и носовой «утечки».
Ведущая рука на груди. Вторая рука (ладонь) на голове. Внимание сосредоточено на недопущении физических напряжений и некоторой разницы в вибрационных ощущениях в груди. Легкий вдох во “второй нос”. Через нос и рот легко выдыхается тишайший звук. Время выполнения – 2-3 мин.
Упражнение 4- С закрытым носом. Цель. Контроль ротовой «утечки».
Ведущая рука на груди, пальцы другой руки зажимают нос. Легкий вдох через рот. Легко выдыхается тишайший звук, следим, чтобы воздух не “бил” в нос. Если была гнусавость, то очень скоро она исчезнет. Время выполнения – 2-3 мин.
Упражнение 5- ( возврат «на круги своя» на более профессиональном уровне; выполняем упр. 1)
Вот этот тихий, спокойный, без малейшего напряжения звук, идущий откуда-то из глубины, и есть ваш природный голос, или примарный тон.
В дальнейшем мы должны научиться изменять этот тон (интонировать), произносить, используя его, отдельные слова, фразы - иными словами, научится говорить своим (природным) голосом, а затем, если есть музыкальные н актерские способности, и петь, как это делал Шаляпин, т.е. соединять речь и пение воедино.
Продолжительность урока 10-15 мин.
Напоминание: после 15 мин. практики надо делать перерыв не менее 3-х минут.
Эти четыре упражнения не только полезны для развития голоса, но они также расширяют чувствительность всех систем организма, делают нашу психику более тонкой и управляемой. Эти упражнения способствуют быстрому восстановлению сил, а также снимают возбуждение и напряжение со всех систем организма и могут стать прекрасным средством для восстановления здорового сна.
Они являются спасительным звуковым кругом, с которого необходимо начинать все дальнейшие звуковые действия. Это главные настройщики голоса и всех систем организма.
Через день-другой эти упражнения можно выполнять во время ходьбы. Это будет лучше любой охранной грамоты.
Дополнительное упражнение
После пробуждения минуты через две-три полезно как для голоса, так и для позвоночника проделать следующее упражнение:
Лежа на животе, приподнимите верхнюю часть тела и удерживайте тело на согнутых локтях.
Это положение напоминает позу змеи из хатха-йоги. Поскольку живот находится в прижатом положении, то ничего с ним делать не надо. Дыхание в этой позе всегда правильное, не глубокое. Сделайте легкий вдох через нос, маленькую задержку и дайте воздуху выйти со звуком. Не смущайтесь, что звук не привычный и кажется слишком низким. Это резонируют на низах весь скелет. Это упражнение можно делать во всех положениях рта.
Для чего?Вырабатывается навык автоматического выдоха(включение гладкой мускулатуры), без участия произвольной мускулатуры. Работает вся резонаторная система организма. Организм приучается к большому сильному голосу. Профилактика болезней. Советую сделать это упражнение привычкой.
Урок 3.
Интонирование (суть голоса)
Общие указания
В упражнениях третьего урока мы должны сделать следующий шаг в формировании психоакустической модели извлечения звука. Именно теперь, когда мы разобрались в самом главном - в том, что звук не связан с физическими усилиями, - мы должны сделать важный шаг в развитии своего голоса. Это произойдет, если мы научимся поднимать тон также без физических усилий, как это мы делали при выработке примарного тона. Еще раз напоминаю о главном: во время упражнений мы думаем не о голосе, пускай он будет еле-еле слышным, а об открытии “ второго рта”, о расслаблении произвольной мускулатуры тела, о малом, поверхностном дыхании и не забываем, что оно обеспечивается поджатием живота. Только это поможет сформировать правильную, психоакустическую модель голоса. В дальнейшем голос будет вас слушаться и откликаться на любой ваш приказ: быть громоподобным или нежнейшим, как пушинка, и не теряющим тембральных красок.
Помним о 4 положениях рта (три подготовительных и одно основное) и рук.
При всех положениях рта внимание сосредоточено на том, чтобы не допустить физического напряжения в первую очередь гортани. Живот поджат всегда.
Урок начинаем с упражнений по открытию “второго рта” -1-2 мин. Затем выполняем упражнения по установлению примарного тона - 2-3 мин. После этого приступаем к третьему уроку.
После установления примарного тона мы будем его соединять его в одно целое с интонацией. (В первом издании самоучителя интонирование начиналось сразу, без примарного тона. Сейчас я считаю полезным включить предварительно примарный тон.)
Для того, чтобы понять для чего это необходимо прибегнем к аналогии. Все слышали работу двигателя автомобиля или самолета и др. Вначале двигатель разогревается на оптимальных оборотах, затем постепенно добавляется газ и двигатель также постепенно переходит на высокие обороты. Это делается, чтобы обеспечить длительную работу двигателя. Также и с голосом. Вы уже догадались, что примарный тон для нас будет «разогревом голоса», для улучшения качества интонации. Примарный тон – это наиболее удобные «обороты двигателя» нашего голоса. Поэтому в начале обучения целесообразно запустить примарный тон, а затем, отталкиваясь от него выполнять основное упражнение.
Мы должны всегда помнить, что примарный тон это наш эталон, на который мы всегда должны ориентироваться. Это центральный тон нашего голоса, его «мясо». Каким бы высоким или низким ни был издаваемый нами звук, примарный тон («мясо») должен в нем присутствовать. Это позволит сделать нам свой голос красивым и монолитным. Без регистров. Как это было у Шаляпина.
Упражнения в интонировании.
Минимальное время выполнения каждого упражнения - 1 минута.
Напоминаю, что все упражнения начинаются с легкого вдоха во “второй нос” и делаются всегда в четырех положениях рта в указанной последовательности: закрытый, полузакрытый,с закрытым носом, открытый. Для того чтобы эффект от упражнений этого и последующих уроков был наибольшим, необходимо включить наше воображение.
С этого момента начинается постижение актерского мастерства, которое основано в первую очередь на воображении. С 3-го урока подключается ТРЕТИЙ СЕРЕТ НАСТРОЙКИ ГОЛОСА (ИНТОНАЦИЯ). Он будет запускать, и формировать качество звука. Чтобы это проходило эффективно надо вообразить себя артистом, действующим по Системе Шаляпина.
Ко всем упражнениям надо подходить как к театральным этюдам.
Напомню принципиальное отличие системы Шаляпина от системы Станиславского. По Станиславскому вы действуете за счет своих физиологических ресурсов. То есть вы сами все должны переживать, как герой, которого вы изображаете. В простейших ситуациях это не наносит вреда здоровью. Но когда идет изображение трагических сцен, то это часто приводит к нервным срывам и даже смерти.
По Шаляпину вы действуете только за счет игры воображения и представления. Вы полностью контролируете все свои действия, и тогда ваш голос будет свободным, красивым и интонационно богатым. Напомню, что в приложении Система Шаляпина дана по книге В.Л. Дранкова «Природа таланта Шаляпина».
Этюды, разыгрываемые нами в упражнениях доречевого уровня и в междометиях, назовем «В больничной палате».
Надо представить себе, что вы находитесь в клинике, в больничной палате, и ваша челюсть забинтована так, что вы можете издавать только звуки. Всё ваше тело расслаблено. Вы хотите пить, и вам надо подозвать медсестру.
Общие правила при выполнении этих упражнений:
темп упражнений - удобный для вас. Постепенно увеличивайте продолжительность звука. Меняйте темпы от очень медленных к медленным.Это очень полезно во многих отношениях. Во-первых, лучше закрепляется навык, во-вторых, вам самим будет приятно ощущать вибрации в груди, а затем и во всем теле и, в-третьих, это полезно для здоровья(больше вибраций – больше здоровья). Учитесь ощущать полную свободу: звук идет, а вы, как бы ни причем. Гладкую мускулатуру, напоминаю, мы ощущать не можем. На тренингах я привожу такое сравнение: Раньше всю работу вы делали самостоятельно. К тому же надо было платить врачам и др. В лотерею вам повезло. Приз высший: бесплатные работники по вашему выбору на всю оставшуюся жизнь. Это и есть природный голос.
Напоминание: после 15 мин. надо делать перерыв не менее 3-х минут.
Перед выполнением интонационного сигнала устанавливаем примарный тон и соединяем его на одном дыхании с интонационным сигналом.
Упражнение I.Одиночный сигнал. Стон-просьба (звук, похожий на нечто среднее между “а-а” и “о-о”). Ведущая рука на груди, другая рука жестикулирует в соответствии с интонацией.
Свободная рука выполняет жест, смысл которого: “Подойдите!”.
То есть при каждом поднятии тона свободной рукой вы делаете мягкий подзывающий жест и тем самым увеличиваете выразительность интонации за счёт игры воображения.
Выполнение. Делаем примарный тон и тут же тон голоса вначале идет немного вверх, а затем опускается до удобного низкого уровня (ниже примарного тона). Все звуки на одном выдохе.
Это, как и последующие упражнения, выполняем в закрытом, полузакрытом с закрытым носом и открытом положениях рта.
Упражнение 2.Двойной сигнал. Интонация несогласия. Представьте, что вам вместо сока принесли молоко и вы выражаете несогласие (двойной звуковой сигнал для передачи слов “не то, не то”, похожий на “э-а”).
Выполнение. Делаем примарный тон и тут же тон голоса
идет вверх и вниз в удобном диапазоне и темпе. Все звуки на одном выдохе. Свободная рука плавно двигается в ритме голоса. Повышение тона в одну сторону, при понижении тона двигается обратно до исходного положения. Темп постепенно замедляется, а звуковысотный диапазон увеличивается. Выполняем в закрытом, полузакрытом, с закрытым носом и открытом положениях рта.
Упражнение 3. Двойной сигнал. Интонация согласия. Представьте, что вам принесли сок, и вы своей интонацией даёте понять медсестре, что на этот раз она правильно поняла вашу просьбу (двойной звуковой сигнал для передачи слов “да-да”, похожий на “ага”). Голос образуется так же, как и при несогласии, но интонация (смысловое значение) противоположная. Свободная рука плавно двигается в ритме голоса от средней точки вниз и обратно. Амплитуда движения руки здесь меньше, чем при несогласии. Если там рука двигается по прямой линии туда-обратно, то здесь это движение носит круговой характер близко к траектории эллипса (суженный круг)..
Выполняем в закрытом, полузакрытом, с закрытым носом и открытом положениях рта.
Здесь голос идет от примарного тона вниз. Этот звук обладает волшебным свойством, если вы будете его применять в общении. Некоторые мои ученики успешно продвигались и продвигаются вверх благодаря знанию этого приема и мастерскому его выполнению.
Выполнение. Делаем примарный тон и тут же тон голоса выполняет интонацию согласия
Упражнение 4. Тройной сигнал. Укачивание ребенка в колыбели. Тон поднимается, затем опускается и снова поднимается. Счет раз, два, три. Мысленно можно проговаривать:”Ба-ю-бай”. Свободная рука плавно двигается на счет 1-2-3 по любой удобной траектории.
Выполняем в закрытом, полузакрытом, с закрытым носом и открытом положениях рта.
Выполнение. Делаем примарный тон и тут же тон голоса выполняет укачивание ребенка в колыбели на счет 1-2-3.
Упражнение 5.После того как вы почувствуете, что овладели этим ритмом, вы можете увеличить продолжительность укачивания до счета 7. Последний, седьмой, сигнал так же, как и в упражнении 1, приходится на повышение тона. Мысленно можно проговаривать: “Ба-ю, ба-ю, ба-ю, бай”. Выполняем в закрытом, полузакрытом, с закрытым носом и открытом положениях рта
Свободная рука плавно двигается на счет 1-2-3-4-5-6-7 по любой удобной траектории.
Выполнение. Делаем примарный тон и тут же тон голоса выполняет укачивание ребенка в колыбели на счет 1-2-3-4-5-6-7.
Упражнение 6. Четырьмя короткими сигналами выражаете интонацию просьбы, после этого делаете короткое придыхание и повторяете упражнение. Формула: вдох, а-а-а-а, вдох, а-а-а-а и так далее. После того как система будет освоена, вам будет достаточно проделать это упражнение несколько секунд - и голос будет настроен. Выполняем в закрытом, полузакрытом, с закрытым носом и открытом положениях рта. Это упражнение копия упр.1, но увеличенное в 4 раза. (Заимствовано из русской народной песни «Вдоль по Питерской» в исполнении Ф.И. Шаляпина.)
Свободная рука выполняет 4 раза жест, смысл которого: “Подойдите!”.
То есть при каждом поднятии тона свободной рукой вы делаете мягкий подзывающий жест и тем самым увеличиваете выразительность интонации за счёт игры воображения. Тон голоса вначале идет немного вверх, а затем опускается до удобного низкого уровня (ниже примарного тона).
Выполнение. Делаем примарный тон и тут же тон голоса выражает интонацию просьбы звуками а-а-а-а.
Все эти упражнения очень полезны для разработки резонансной системы голоса.
Упражнения повторить два-три раза. Это упражнение имеет условное название «экспресс-настройка». Если вы овладели речевым курсом , то перед выступлением можно проделать два-три раза эту настройку и голос будет в норме.
Общее время выполнения 6 упражнений - 15-30 мин.
Подведем итог важнейшего урока. От его результатов многое зависит в последующих упражнениях.
Предварительное установление примарного тона – это своего рода настройка инструмента. При соединении его с интонационным сигналом важно следить, чтобы оба сигнала не разрывались. Они должны сливаться в единый сигнал незаметно, без «швов».
На будущее запомним, что предварительно необходимо настроить «примарный тон».
Введение примарного тона в упражнения надо чередовать в удобных для вас последовательностях. Вначале примарный тон должен предшествовать в 80% случаев. По мере практики доведите до 20-10%. Здесь многое зависит от поставленных целей. Результатов можно достичь и без употребления примарного тона в качестве настроечного сигнала.