Факторы, не способствующие повышенному (оптимальному) бронхиальному давлению.
1. Недостаточное развитие мышц брюшного пресса, в связи, с чем диафрагма оттесняется книзу (низкое положение диафрагмы): объективно это выражается выпиранием брюшной стенки кпереди. Приводит к низкому бронхиальному давлению.
2. Недостаточное развитиемышц спины приводит к низкому бронхиальному давлению.
3. Спадение стенок грудной клетки происходит при расширении грудной клетки при усиленном вдохе. Это приводит к скачкам бронхиального давления и резкому голосу.
4.Напряжение мышц брюшного пресса в нижнем направлении при натуживаниидля очищения от содержимого полых органов (кишечника) приводит к низкому положению диафрагмы, а это в свою очередь приводит к низкому бронхиальному давлению.
Положение гортани при фонации
Этот пункт (5) отражает очень важный момент. Остановимся на нем подробнее. Суть такова. Существуют сложные соотношения между внутренними и наружными мышцами гортани и механизмом дыхательных движений. При выдохе воздух стремится вытолкнуть гортань с сомкнутыми связками кверху.
Работнов в экспериментах при пении высоких звуков у плохих певцов зафиксировал повышение гортани, а у выдающихся певцов гортань понижается(«второй рот» - В.Б.)Про необходимость понижения гортани при пении знали и сейчас знают. Но одно дело знать, а другое дело уметь держать гортань открытой во время пения. Современные певцы этим приемом не владеют, так как, за редким исключением, все являются заложниками диафрагмального глубокого дыхания.
Факторы, способствующие повышенному (оптимальному) бронхиальному давлению.
Работнов их не перечисляет, полагая, что они с обратным знаком вытекают вытекают из предыдущего материала. Однако у нас самоучитель и в дидактическом плане о них целесообразно сообщить отдельно.
1. Высокое положение диафрагмы. Обеспечивается нормальным развитием брюшного пресса (поджать живот) и мышц спины.
2. Напряжение мышц брюшного пресса в верхнем направлении. Обеспечивается мышцами нижней частью диафрагмы, которая, напрягаясь, уплощает и поднимает все содержимое брюшной полости кверху (поджать живот; вот она истинная опора на диафрагму – В.Б).
3. Удерживание стенок грудной клетки. Обеспечивается малым вдохом.
О роли надставной трубы (нос, рот и глотка) при фонации.
Нос, рот и глотка считает Работнов в происхождении голоса играют уже сравнительно менее важную роль, так как по этим полостям проходят уже образовавшиеся ниже звуковые волны. Но их роль, тем не менее, значительна при формировании слова и тембра голоса.
О влияние глубокого и малого дыхания на дикцию певцов.
Чрезвычайно важны рассуждения Работнова о значении внутрибронхиального давления и разборчивости речи при пении оперных певцов. Причина плохой дикции певцов в глубоком дыхании, так как каждая гласная требует строго определенного бронхиального давления. Для А — 10мм, Е —12, И —13,5, У —12,5…»
Поэтому только при малом дыхании происходит скоординированная работа всех звеньев голосового механизма - давления в бронхиальной системе, положения голосовых связок, подъем мягкого нёба. Вследствие этого происходит звучат одновременно грудной и головной резонаторы, гласные становятся неразмытыми, определенными, чёткими. При глубоком дыхании певца одолевает столько проблем, что о хорошей дикции не может быть и речи.
Чем вдыхатьносомили ртом, или одновременно носом и ртом?
Л.Д. Работнов считает, что вдох должен делаться носом. Причем его глубинной частью. Я это называю по аналогии со «вторым ртом», «вторым носом». В этом разногласий с традиционным подходом к вдоху нет.
Функция диафрагмы
Прежде, чем рассмотреть взгляды Работнова на роль диафрагмы в пении, необходимо иметь общее представление о ней.
Прежде всего, надо знать, что:
1) диафрагма – это мышечная перегородка между дыхательной и пищеварительной системами, в этом ее главная функция, биологический смысл.
2) вспомогательная функция диафрагмы - служить органом для усиления дыхания. Эта ее роль вступает в силу только при больших физических нагрузках, когда требуется больше «воздушной пищи». Воздух – главная пища для организма для всего живого на земле. Так же, как твердая и жидкая пища в неумеренных количествах вредна для организма, тоже относится и к воздушной пище. Разница только во времени наступления отрицательных последствий.
Теперь попытаемся понять причины традиционного понимания роли диафрагмы в пении. Опять заглянем в историю. 18 век. Физиология находилась в зачаточном состоянии. Развивалась в основном анатомия, как практическая ветвь хирургии.
Задолго до 18 века была обнаружена диафрагма, но только в этот период пришла идея применить ее к процессу пения.
В связи с тем, что о механизме работы гладкой мускулатуры бронхов не было известно, то механизм дыхания трактовался чисто механистически. Логика рассуждений была и остается следующей: речь и пение – это озвученное дыхание. Дыхание короткое - мало воздуху в легких – а, следовательно, и звук короткий.
Для увеличения длительности звучания решили использовать диафрагму. Для этого стали выпячивать живот, чтобы диафрагму опускать вниз и вдыхать максимальное количество воздуха. Вот по этой логике и возникло диафрагмальное глубокое дыхание.
С этого времени роль диафрагмы понимается, как помощника, своего рода механического толкателя воздуха (насоса) при вдохе и выдохе. Все беды, оттого, что диафрагма, выступая в роли толкателя воздуха, подавляет тончайшую работу гладкой мускулатуры.
Работнов, доказывает, что главная роль диафрагмы заключается в поддержании внутрибронхиального давления при речи или пении и на диафрагму следует смотреть как на чрезвычайно важную вторую силу
( первая - гладкая мускулатура бронхов - В.Б.)
Теперь посмотрим, как согласуются первый и второй секреты.
Чтобы диафрагма была помощником, а не врагом певца надо втянуть живот, как это делается по стойке «смирно» или надеть специальный пояс, стягивающий нижнюю часть живота и облегчающий втягивание в себя живота. Еще раз напомним, что этими поясами пользовались многие оперные певцы, (Шаляпин, Карузо, Печковский, Лемешев и др.)
О втягивании живота пишет в первом издании и Гарсиа.
Этот простой прием приводит диафрагму в высокое (вертикальное стояние) и обеспечивает малое дыхание. Вот собственно и все, что надо знать оратору или певцу.
Итак, правда заключается в том, чтобы диафрагма находилась во время пения в вертикальном положении и была неподвижной. Именно при этих условиях она поддерживает оптимальное повышенное бронхиальное давление и обеспечивает малое дыхание. Все это обеспечивается пожатием живота.
В итоге все очень просто. Надо только освободить мышление от навязанных догм.
Низкое состояние диафрагмы характерно для ослабленных организмов. «Целый ряд физиологических и патологических условий приводит к низкому стоянию диафрагмы, сюда принадлежат: ослабление брюшного пресса и повышение отрицательного давления в брюшной полости, опускание брюшных органов, далее эмфизема легких, плеврит, многие болезни легких и самой диафрагмы, общее истощение и слабость…»
Наблюдая многих современных оперных певцов, раньше я поражался и удивлялся огромными габаритами их животов и их нездоровым видом в целом. Теперь причина ясна. Это результат глубокого диафрагмального дыхания.
На тренингах, чтобы не загружать учеников лишней информацией, о диафрагме говорю, что когда мы поджимаем живот, то она при речи и пении способствует малому дыханию и тогда гладкая мускулатура бронхов все сама идеально делает, без нашего вмешательства. Поэтому живот надо всегда держать поджатым при речи и пении. Для выработки этого навыка существует множество упражнений, часть из которых приводится в практической части. Добавляю при этом, что держать живот поджатым хорошо не только для голоса, но и для выработки осанки.
Таким образом, поджимая живот, мы диафрагму делаем активной, но совершенно в другом смысле, чем это традиционно принято. Кошка, выслеживающая мышку, неподвижна, но активна. Так и диафрагма, при пении неподвижна, но активна.
Против выпячивания живота и опускания диафрагмы много и других аргументов. При опускании диафрагмы она давит на всю пищеварительную систему, нарушает ее работу и приводит к болезням.
Далее. Человек с вздутым животом выглядит, по меньшей мере, не эстетично. И напротив, человек с подтянутым во внутрь животом выглядит сильным, здоровым и симпатичным. Понаблюдайте военные парады и убедитесь в этом.
О выдохе (первая часть- задержка выдоха)
Голос наш представляет сложный духовой инструмент, в котором все построено на бронхиальном давлении. Давление выше нормы – звук грубый, напоминающий рев быка.
Давление ниже нормы – звук не полетит в зал. Здесь нужен микрофон. Так поют все эстрадные певцы. Для классического пения необходимо поддерживать повышенное бронхиальное давление, которое по всем параметрам является оптимальным. Как это достигается.
По Работновуидеальный выдох при пении должен совершаться при полном отсутствии помощи со стороны стенок груди, живота и диафрагмы за счет активности гладкой мускулатуры бронхов.
Иначе, должна быть полная неподвижность стенок груди, живота и диафрагмы, внешний насос воздуха отсутствует, работает тонкий внутренний насос, расположенный в бронхах. Это гладкая мускулатура. Она работает сама по себе. Вы заняты только словом, интонацией. При этом диафрагма, обеспечивающая этот физиологический процесс в тонусе, и находится практически неподвижно в вертикальном положении. Для этого мы втягиваем живот в себя.
Таким образом, диафрагма, находясь в вертикальном положении, работает на впуск нужного количество воздуха и тонко регулирует давление а бронхах. Ее задача поддерживать повышенное оптимальное давление в бронхиальной системе, и регулировать его совместно с мозговыми процессами (интонацией). На “верхах” она еще более идет вверхпод грудь.
Субъективно певческий выдох ощущается как задержка выдоха. Если поднести ладонь ко рту, ощущаться должна только легкое тепло от еле выходящего воздуха, но ни в коем случае не струя (вспомним пламя свечки, наиболее простого контролера дыхания во время пения).
Вторая часть выдоха (сброс дыхания):
По окончанию речевой или певческой фразы надо выдохнуть ртом и сразу носом сделать вдох. Это так называемый «сброс» остаточного воздуха ртом и набор нового (придыхание-малое дыхание). Это делается в доли секунды автоматически и незаметно для постороннего взгляда.
Этот момент очень важен, и его необходимо пояснить, благо пример есть очень показательный. Тот, кто слышал пение Шаляпина на старых патефонных пластинках, должен был обратить внимания на постоянные призвуки после каждой певческой фразы. Эти призвуки – результат сброса воздуха (своеобразного легкого выхлопа) после пропевания фразы.
(При перезаписи этих пластинок звукорежиссеры убрали эти призвуки, но вместе с этими призвуками исчезли и те обертоны голоса, которые делали голос Шаляпина совершенно уникальным. Сейчас делаются попытки восстановить истинный голос певца.)
Прием сброса воздуха повторяю, необходим в основном для классического пения. В речи это менее существенно, так как этот процесс в сотни раз более простой. В речи придыхание производится на каждом знаке препинания, и этот сброс происходит сам собой. Для пения (оперного) этот навык надо вырабатывать. Сейчас этим мало кто владеет.
Итак, в выдохе есть свой секрет и он заключается в том, что выдох в пении делится на две части. Первая – длительная. Это и есть процесс пения. Вторая – мгновенная. В это время происходит сброс дыхания (выдох) и короткий вдох (добор воздуха, придыхание). Приблизительно соотношение воздуха выходящего во время пения и при сбросе. 1:10. То есть при пении воздух практически из нас не выходит. По окончаниюфразы мы сбрасываем небольшую часть воздуха и тут же делаем придыхание (сколько вдахаем - столько выдыхаем).