Тренинг «общественные советы в современном здравоохранении»
ВОЗМОЖНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НКО ПАЦИЕНТОВ И МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ
Андреева Ирина Львовна,
Помощник министра здравоохранения РФ
Пленарное выступление на VII Всероссийском конгрессе пациентов,
10 ноября 2017 г. МИА «Россия Сегодня»
(Выдержки)
Дорогие коллеги, ещё раз добрый день!
Я попробую прокомментировать все ваши выступления, но хочу сказать сразу, тема сегодняшнего разговора именно формирование системы общественного контроля.
В 2012 году был создан Совет по организации защиты прав пациентов при Министерстве здравоохранения РФ и сопредседателями этого совета стали Министр здравоохранения и сопредседатель ВСП Юрий Александрович Жулёв. И, должна сказать, что у нас тоже не все сразу получилось. И хотелось бы так же с уверенностью сказать, что сегодня у нас это получилось.
Взаимодействие министерства здравоохранения с пациентским советом происходит на регулярной основе, если не сказать - каждый день. Со всеми проблемами, которые возникают, мы пытаемся помогать. Почему говорю: «пытаемся помогать», потому что редко дело касается конкретного человека, конкретной помощи, к сожалению, законодательство у нас не позволяет таким образом действовать. Но в экстренных случаях, когда действительно системная проблема, на которую мы можем влиять, случается, мы всегда помогаем и оперативно решаем вопросы.
Сегодня только представители из Новосибирска и Воронежа говорили о том, как складываются взаимоотношения пациентского совета, пациентских организаций с местной властью. Все остальные выступающие говорили о проблемах, которые волнуют, которые не решаются, которые касаются лекарственного обеспечения, медико-социальной экспертизы и тп.
Все эти проблемы известны, системны и они должны решаться, вы абсолютно правы, в диалоге между пациентскими организациями, общественными организациями (не только пациентскими). Нередко в решении таких вопросов помогают профессиональные медицинские организации на уровне субъектов РФ. Но в первую очередь они решаются в диалоге именно с органами власти, органами управления здравоохранения. А основой такого диалога являются общественные советы.
Министр здравоохранения субъекта РФ назначается губернатором. Во всех субъектах РФ есть Общественные палаты. Плюс к этому последние четыре года, после создания общественного совета при федеральном Министерстве, мы по нашему совместному с советом решению стали рекомендовать создавать такие советы во всех субъектах РФ.
По отчетам министерств они сегодня созданы везде.
Другое дело – составы этих советов. Которые мы сегодня узнаем, когда получаем ответы на наши запросы… Выяснилось, что проблемы формирования советов заключаются еще и в том, что не везде пациентские организации достаточно активны. Не везде они могут установить диалог с местной властью, в силу своей малочисленности, небольшого опыта.
Для того и собираются такие конгрессы, как сегодняшний, - чтобы вы могли обменяться опытом и научить друг друга, как на месте решить те или иные проблемы.
Например, Новосибирск сегодня сказал, что у них действуют и совет при министерстве, и рабочая группа по МСЭ, и переговорная площадка, и справочники они вместе издают. То есть там, где состоялся диалог, проблемы можно решать совместно.
Что касается медико-социальной экспертизы и доступной среды. Вы знаете, что в развитие этой программы есть приказ Министерства здравоохранения, который обязывает все медицинские организации, создать доступные условия для лиц с ограниченными возможностями.
Мы выезжаем в субъекты, встречаемся с организациями пациентов и непосредственно с пациентами, которые приходят в эти медицинские организации.
Частью независимой оценки качества по оказанию услуг медицинскими организациями, является удовлетворенность лиц с ограниченными возможностями здоровья, которые приходят в эти медицинские организации или госпитализируются.
Пользуясь тем, что здесь представители всех регионов, отмечу, например, что замечательно организована работа в Челябинской области. Это, наверно, на сегодняшний день лучшая практика организации независимой оценки в субъектах РФ. В Удмуртской республике тоже действительно хорошо организована эта работа и организовано взаимодействие органа власти и профессиональных медицинских организаций.
Когда мы ездим с контрольными мероприятиями, мы уезжаем в самые дальние уголки каждого субъекта и видим ЦРБ, ФАПы, смотрим организацию работы именно первичного звена здравоохранения. Да, действительно на сегодня это для нашего здравоохранения самая сложная вещь в силу разных обстоятельств. Да, действительно, не совсем престижно для врачей, особенно для молодых специалистов, по их мнению, идти работать участковым терапевтом или участковым педиатром.
Да, на сегодняшний день система высшего медицинского образования строится так, что с этого года у нас только провизоры и стоматологи получили право работать самостоятельно после института. Но на следующий год это будут все другие специальности, на которые 6 лет обучаются - все лечебные специальности, педиатрия, биохимия, кибернетика и т.д.
Итак, после окончания института у выпускников появляется право, которого до сих пор не было, работать самостоятельно на должностях первичного звена. Это не значит, что всех отправят работать неврологами. Никто неврологами работать не пойдет. Право предоставляется только работы участковым педиатром, участковым терапевтом, участковым стоматологом. То есть это первичный прием врача в поликлинике.
Программа развития кадров есть так же в каждом субъекте.
Программа социальной поддержки молодых специалистов «Земский доктор» так же продлевается на 2017 год. Изменен возраст этих специалистов. Если раньше это распространялось только на выпускников, то теперь как раз на специалистов до 50 лет, тех, кто желает уехать в сельскую местность или в поселки. На них программа распространяется именно для того, чтобы обеспечить первичное звено здравоохранения квалифицированными кадрами.
Возвращаясь к независимой оценке. ФЗ-323 дополнился статьей, которая обязывает органы государственной власти создать условия для проведения независимой оценки. Медицинские организации обязывают выполнять условия, которые на них возлагаются для проведения независимой оценки качества оказания услуг медицинскими организациями.
Независимая оценка качества не проводится в отношении медицинской деятельности и качества медицинской помощи. Независимая оценка касается тех условий, в которых оказывается медицинская помощь и исполнения требований, которые на сегодняшний день установлены в программе государственных гарантий. Второй год установлены требования к соблюдению сроков оказания медицинской помощи по разным её видам.
Поэтому эта независимая оценка проводится общественными организациями, общественными советами, которые создаются при органах государственной власти.
В состав их должны быть включены в обязательном порядке, организации по защите прав пациентов и профессиональные медицинские организации. То есть это именно те, 2 составляющие, которые и есть у нас во взаимодействии при оказании медицинской помощи, врач и пациент.
Для тех специалистов, которые у нас работают в медицинских организациях, тоже очень важны те условия, в которых они работают.
Независимая оценка проводится в отношении всех медицинских организаций, которые участвуют в реализации программы госгарантий, не реже одного раза в 3 года, но и не чаще, чем один раз в год.
Составляющей независимой оценки так же является создание условий для того, чтобы все пациенты, все те, кто посещают медицинские организации, могли высказать свое мнение на тех условиях, на которых оказывается медицинская помощь.
Для этого у нас на всех официальных сайтах медицинских организаций, органов исполнительной власти, Министерства здравоохранения РФ, размещены анкеты для оценки качества оказания услуг медицинскими организациями в амбулаторных условиях и в стационарных условиях.
Анкеты построены на исполнении тех требований, которые есть в программе государственных гарантий. Есть вопросы, которые позволяют узнать отношение пациентов к своему здоровью, к возможностям, которые предоставляются в части диспансеризации и т.д.
Если вы выйдете на сайт Министерства здравоохранения, то вы можете там найти любую организацию из всех почти 12 тысяч, которые участвуют в программе государственных гарантий, включая частные медицинские организации, ведомственные медицинские организации, все те, которые входят в территориальные программы государственных гарантий. Кроме того, там точно также представлены все федеральные медицинские организации, подведомственные министерству здравоохранения, которые также участвуют в реализации программы госгарантий и в оказании медицинской помощи гражданам. Вот показатели, которые регистрируются и которые оцениваются при проведении этой независимой оценки, это открытость и доступность информации.
Всем, кто интересуется этим вопросом, достаточно выйти на наш сайт и посмотреть всю ту процедуру, которая позволяет каждому гражданину оставить свое мнение о качестве в той работе организации, в которую он обращается, поучаствовать в этой независимой оценке.
В соответствии с требованием приказа №956, который издан в разрезе закона 323-ФЗ по независимой оценке, есть перечень информации, которая должна быть в обязательном порядке представлена и на сайтах медицинских организаций и в помещении медицинской организации. Приказом №240 регулируется сама процедура проведения независимой оценки и организации этой работы.
Одно из условий, по которым положительно оценивается работа медицинской организации - это представление этой информации в понятном для наших граждан виде. Не просто вывесить программу госгарантий, в которой 200 листов и даже не каждый специалист найдет там то, что хочет увидеть, а в понятном виде. Важно, чтобы была представлена вся медицинская помощь, которая оказывается в конкретной организации = бесплатно в рамках организации госгарантий. Все льготные лекарства, льготы, которые существуют для разных категорий граждан при оказании медицинской помощи, все сведения о медицинских работниках, которые оказывают медицинскую помощь и т.д. Вся информация о работе медицинской организации должна быть в понятном виде представлена, как уже сказала, на сайте и в помещениях медицинской организации.
Что показывают контрольные мероприятия - первое, что бросается в глаза, когда ты приходишь в медицинскую организацию (причем мы на это стали обращать внимание, именно по вашим обращениям)? Это большой стенд о платных медицинских услугах. А о бесплатных медицинских услугах, хорошо, если висит где-то там, а то его и нет.
Вы можете создать те условия, в которых вы хотите находиться, когда вы обращаетесь в медицинскую организацию. Например когда мы были в начале года в Ленинградской области, была одна ситуация, а когда мы поехали уже по осени, была совершенно другая ситуация. Не везде, но и вашими, в том числе, усилиями, эта ситуация меняется. И именно вы, как общественные организации можете и должны в этом поучаствовать для того, чтобы вы не говорили, что вот, у нас доступная среда не обеспечена.
Как уже сказала, один из показателей этой оценки, именно создание условий в рамках доступной среды. Во многих ЦРБ уже сделаны вывески для слабовидящих людей, сделаны пандусы. Не везде, и я очень сомневаюсь, что мы сделаем и везде обеспечим раздвижные двери. Но сопровождающие лица должны быть в каждой медицинской организации. Если такой пациент приходит в поликлинику, его должны встретить, сопроводить, а не говорить так, что вот вы там соседа, санитара, вы просите, вам помогут. Не так часто ходят лица с ограниченными возможностями в поликлинику, и это вполне может обеспечить любая поликлиника и уж тем более, любой стационар.
Вторая составляющая - это комфортность условий предоставления медицинских услуг и доступность их получения. В чем проблемы? В создании условий, в местах ожидания, в очередях, в санитарных условиях медицинских организаций. Один из показателей, например, - это запись с первого раза на прием к врачу. Если посмотреть все показатели, они как раз направлены на то, чтобы условия в медицинских организациях создавались такие, которые будут удовлетворять наших граждан, которые приходят в медицинские организации.
Время ожидания предоставления медицинских услуг, сроки ожидания диагностических исследований, сроки ожидания тяжелых диагностических исследований, компьютерная томография, МРТ, ангиография, вызов врача на дом, время ожидания участкового терапевта, участкового педиатра и т.д. – все это указано в программе госгарантий. Все сроки, которые прописаны в программе государственных гарантий, все включены в эти анкеты.
Ещё один из показателей этой оценки, доброжелательность, вежливость и компетентность работников организации, и вопрос удовлетворенности оказанными услугами.
Кроме того. Вы знаете, что в этом году ещё был установлен срок доезда скорой помощи - 20 минут. Для скорой помощи на сегодняшний день отдельно анкета существует. Она пока работает в тестовом режиме, в разделе опросов висит. В силу того, что в разных субъектах по-разному организована служба скорой медицинской помощи, поэтому она оценивается в целом, по организации этой работы в субъекте РФ.
Ежеквартально работа по оценке в субъектах РФ слушается на общественном совете при Министерстве здравоохранения РФ. Непосредственный и очень активный участник этой работы Ян Владимирович Власов. С этого года, так как у нас сформировался новый состав общественного совета, будет другой ваш сопредседатель Юрий Александрович Жулёв. Поэтому вся информация об организации этой работы в ваших субъектах РФ, может также представляться в рамках вашего сообщества, вашим руководителям. Она будет, естественно, доведена до нашего общественного совета, ну и до сведения субъектов РФ и органов управления здравоохранения в этих субъектах.
Только благодаря такой совместной нашей работе, мы сможем изменить ту ситуация, которая складывается во взаимоотношении медицинских работников и пациентов.
Анкеты составлены так, что если ниже 70% граждан отрицательно оценивают работу той или иной организации, по тому или иному показателю, этот показатель просто не учитывается, потому что считаем, что ниже просто нельзя.
Что делается и должно делаться по результатам этой независимой оценки? Общественный совет при органе власти выносит рекомендации. В них сообщаются, во-первых, результаты независимой оценки. Во-вторых, рекомендации по улучшения качества работы каждой медицинской организации, в отношении которой проводилась оценка. Орган власти в течение месяца после представления решения общественного совета, должен рассмотреть эти результаты и принять меры в отношении каждой медицинской организации.
Следующий 2017 год будет завершающим, первого трехгодичного цикла независимой оценки. В этом году мы проехали 36 субъектов РФ. На следующий год, боюсь, все 85 мы не охватим, но ещё 36 уж точно проедем.
Большая просьба к вам, активно оставлять свое мнение о работе каждой конкретной организации. Прошу более активно принимать участие в этой работе и стараться членам своих организаций и просто своим родственникам, друзьям говорить о том, чтобы они оставляли свое мнение о работе медицинской организации в этих анкетах.
Кроме того, эти анкеты распространяются и на бумажных носителях во всех медицинских организациях, но как показывает практика, если этим вопросом не занимаются конкретные лица из вашей, же организации, то не всегда в полном объеме информация потом доносится до общественных советов.
Поэтому мы рекомендуем, как мы сами делаем, делать выезды в медицинские организации, для того, чтобы на месте посмотреть ситуацию и сравнить её с теми результатами анкетирования, привлечь к этой работе максимальное количество граждан.
По итогам проведения контрольных мероприятий, в том числе конкретно по результатам независимой оценки, 2 региональных министра были заменены. Сколько представителей медицинских организаций уволены со своих должностей не скажу – таких данных у нас пока нет, но и такие случаи есть.
Это достаточно действенный механизм, но его надо запустить так, чтобы он работал повсеместно и естественно. Без вашего участия в этой работе обойтись нельзя.
На сегодняшний день, на 1 ноября заполнено уже 516 тысяч анкет, 328 - это амбулаторные условия, 188 тысяч - в стационарных условиях. Сейчас они обработаются, в течение недели и где-то к концу месяца они будут точно также вывешены у нас на официальном сайте.
Для того, чтобы общественный контроль развивался в том виде, в котором мы добиваемся этого, мы выстраиваем систему взаимодействия с общественными организациями, и с большой благодарностью относимся к их. Вся эта работа возможна только с вашим участием, с активным вашим участием.
По итогам вчерашнего дня мне известно о 5 субъектах РФ, которые не очень хотят с вами работать и строить отношения, которые на сегодняшний день должны выстраиваться. Если у вас есть еще где то такие проблемы – сообщите мне через ВСП. Мы прицельно будем с этими субъектами разбираться.
Юрий Александрович призвал, что хватит жаловаться на пассивность советов. Я могу только добавить. Что иначе я начну жаловаться на активность нашего совета!
Спасибо коллеги!
2.2. ДНЕВНИК ТРЕНИНГОВОЙ СЕССИИ
VII ВСЕРОССИЙСКОГО КОНГРЕССА ПАЦИЕНТОВ
10-11 ноября 2016 г. в рамках VII Всероссийского конгресса пациентов в гостинце «Бородино» (г. Москва) состоялся тренинг «Общественные советы в современном здравоохранении».
Руководитель тренинговой программы – Чураков М.В., методист – Перелыгина Е.А., тренеры: Матвиевская О.В., Намитова С.А., Сергеева С.Ю., Солодовников А.Н.,
эксперты: Андреева И.Л., Васинская М.Н., Власов Я.В., Власова Л.В., Дубова О.А., Жулёв Ю.А., Бежанова Т.И., Коджаева И.Л., Лебедева М.Г., Максимова Е.Л., Романовская Т.В., Стрекнев А.Г., Чаунина Е.С.
Блок «Сбор ожиданий»
Перед началом тренинг был проведен сбор ожиданий участников. Заявленные ожидания:
- обменяться опытом;
- познакомиться с интересным опытом других регионов;
- обсудить конкретные проблемы (работа МСЭ, лекарственного обеспечения, работы советов и т.д.);
- пообщаться со знакомыми;
- зарядиться энергией для дальнейшей работы;
- понять, как работать дальше в совете и НКО.
Блок «Обмен мнениями»
В начале тренингового дня участники выслушали доклад Андреевой И.Л. «Организация системы общественного контроля в сфере здравоохранения на региональном и федеральном уровне». По завершении доклада И.Л. Андреевой прошла Открытая дискуссия по итогам первого дня VII Всероссийского конгресса пациентов (модератор Лукьянова И.А.), во время которой участники задавали вопросы по теме выступления и в целом по актуальным вопросам для пациентов, а также высказывали мнения о прошедшем первом дне Конгресса. Были высказаны мнения:
- поняли, что нужно учиться разговаривать с чиновниками;
- в ряде областей проблемы с чиновниками (в Ленинградской области люди и власть по разные стороны баррикад; приказ о рецептах на 3 месяца не реализуется в Ростовской области, Республике Бурятия, Воронежской области.
- очень понравились доклады Я.В.Власова и Ю.А.Жулева – кратко, емко, по существу;
- выступление министра в целом назвали хорошим, но оторванным от реальных проблем пациентов и регионов.
Участники отметили, что программа первого дня была настолько плотной, что на секциях практически не оставалось времени на вопросы и обсуждения, указывали на то, что регламент докладов не соблюдался. Открытая дискуссия позволила участникам конгресса высказаться, задать вопросы – то есть сделать то, что они хотели, но не могли сделать в первый день конгресса. В целом следует отметить, что в программу тренинговой сессии имеет смысл в дальнейшем включать содержательный блок предусматривающий обмен впечатлениями от первого дня конгресса, поскольку в рамках такого блока можно обеспечить участникам возможность выговориться, а сопредседателям ВСП – расставить необходимые акценты.
Далее была организована работа в малых группах.