Достижение жизненных целей и принятие важных решений: суфийский подход
Предлагаемый ниже подход к достижению целей, преодолению препятствий связан не только с практикой оздоровления, но и с процессом разрешения повседневных проблем на работе, в семье, жизни вообще (рис. 8). Эта стратегия отражает подход суфиев к практике размышления, оценки ситуации и является не столько руководством, помогающим идти в верном направлении, сколько методом, позволяющим действовать осмысленно.
Методы древних суфиев направлены на повышение чувствительности человека. Для чего это нужно? Проблема, возникшая на уровне сознания, если она не осознается и не осмысливается, переходит на уровень чувств: человек грустит, страдает, истерически смеется и т. п. Можно задуматься над своими эмоциями и понять, что их вызвало, но для этого нужна более длительная работа, чем та, которая потребовалась бы, распознай человек сигнал раньше (на уровне так называемого ума). Если же проблема не выводится на уровень сознания, то она может “уйти” в болезнь, и тогда человек уже ищет спасения в лечении своего заболевания, а вернее - симптомов. В результате он становится более чувствительным, прислушивается к своим ощущениям, болям. Обсуждает лечение с друзьями, знакомыми. То есть меняет свой образ жизни на образ жизни больного человека. Между тем ментальный и эмоциональный уровни остаются в прежнем состоянии. Внешне человек выглядит вполне благополучным, но в жизни не хватает творчества, радости, в общем, того, чего хочет каждый из нас. Возможности творить блокируются. Некоторые психологи вообще считают способность творить необходимым показателем здоровой зрелой личности. Могут возразить, что многие люди состоялись в творчестве, будучи больными, и больными серьезно. Я же уверенно возражу, что творческий потенциал в этих случаях был настолько силен, что успешно преодолевал болезнь. И можно только гадать, насколько плодотворней была бы жизнь того же Достоевского, преодолей он свой недуг.
Как же человек решает повседневные проблемы с точки зрения суфиев?
Все начинается с появления образа, некоторой мысли. Не всегда эта мысль наша. Иногда выбор цели обусловлен влиянием кого-то из близких, родных, средств массовой информации. Именно поэтому суфии рекомендуют осмыслить, осознать мысль, ведущую к формулировке цели. Необходимо описать образ результата как можно подробнее: что это вам даст, для чего это нужно, для кого это нужно и так далее. Это очень сложный этап - хочется быстрее перейти к действию, а там - будь что будет! Однако необходимо остановиться и оглядеться. Мой Учитель рекомендует перед процессом принятия каких-то решений принять определенную позу.
Сядьте на пол, подложив левую ногу под себя. Почему именно на пол? Потому что чем ближе человек к земле, тем больше энергии он может получить. Руки положите на колени, голову опустите на грудь. Дыхание ровное и спокойное: несколько минут отдохните. Оцените не спеша свои мысли, цели. Пусть интуиция подскажет вам, в каком направлении размышлять (рис. 9).
Женская поза несколько отличается от мужской
(рис. 10).
Таким образом, из первоначальной мысли (независимо от того, в каком состоянии вы принимали решение) появляется цель. Цель может быть осмысленной, а может быть смутной, неясной. Опыт показывает, что осмысление цели значительно экономит время.
Как только человек начинает свой путь к цели, у него появляются эмоции, и в зависимости от того, каким образом он оценивает ситуацию - плохо или хорошо, - эти эмоции являются положительными или отрицательными. Некоторые люди настолько возбуждены ощущением близости цели, мнимой легкостью ее достижения, что идут, можно сказать, у себя на поводу: плохо рассчитывают время и силы, ошибаются, испытывают серьезные трудности. В результате образ цели теряется и работа превращается в бессистемные метания, бег по кругу. Цель достигается, но за счет здоровья, стрессов, потерь в личной сфере. Я видел благополучных бизнесменов, жалующихся на проблемы с потенцией, желудком, сердцем и так далее. Это - плата за достигнутые упорным трудом цели! Ясно, что без труда не выловишь и рыбку из пруда, но кто вас просит нырять за каждой рыбой в воду?
Если же образ цели связан с какими-то страхами, опасениями, то человек может испытывать особенно много сомнений - его действия будут неуверенными, в чем-то незаконченными, а следовательно, он опять будет совершать ошибки, терять силы, то есть все повторяется, как и в случае, когда человек действует под влиянием неустойчивых, мимолетных эмоций.
Методы, предлагаемые читателю в этой книге, помогают справиться с эмоциями, управлять ими и находить несколько вариантов движения к цели. Этот путь достижения цели суфии называют Сиари-Шариф (Божественный свет). Здесь нет сомнений, но и нет “рывков вперед”. Все идет, как идет - равномерно, к цели. Как восходящее солнце - неуклонно…
Если уважаемый читатель спросит: “А при чем здесь оздоровление?!”, то я ему приведу примеры многих участников семинаров, которые ретиво брались за дело и, как это часто бывает, достигали быстрых результатов: те, у кого зрение было минус семь, выправляли его до единицы; кого мучили боли в желудке - могли позволить себе есть все что угодно. Но проходило время, интенсивность их усилий снижалась и, что естественно, некоторые результаты несколько ухудшались. Уважаемые люди огорчались и (!!!) забрасывали занятия. Потом они опять возвращались (и опять почему-то сломя голову!) к упражнениям и так далее. В конце концов большинство из них достигало цели, но какова цена?
Суфийский подход к питанию
Суфии очень внимательно относятся к еде. Чтобы пища приносила пользу, необходимо знать не только что, когда и как есть, но и знать, к какой пище склонен ваш организм в определенное время. Почему, например, суфии не рекомендуют есть чересчур горячую пищу? При соприкосновении с такой едой в организме усиливается напряжение и, следовательно, протест против усвоения.
Как-то в Самарканде я сидел в чайхане с одним ученым из Латвии - он изучал религиозные народные обряды. Взяв в руки пиалу с горячим чаем, он стал дуть на него. Вроде бы обычная процедура, но тут его прервал сидящий около нас почтенный старец: “Не пей - ты этот чай уже испортил!”. “Чем это я его испортил?” - удивился наш гость. “Тем, что стал на него дуть. Может быть, сам чай хорош, но твоему телу он не принесет пользы”.
Когда уважаемый читатель знакомился с суточным циклом, сформулированным суфиями много столетий назад, он наверняка отметил, сколько я уделял внимания необходимости вести за едой приятную беседу. В подобной беседе удовольствие от пищи будет удвоенным.
Что же касается вопроса о “подходящих и не подходящих” продуктах, то выскажу мнение, которого придерживают не только суфии, но и медики. Есть необходимо то, что растет в том климате, в той природной полосе, где вы родились или провели бо?льшую часть жизни. Да-да! Бананы, мандарины, кокосы, манго, киви - и этот список можно продолжать - не совсем подходят для жителей большей части стран содружества независимых государств. Разумеется, я не предлагаю отказаться от них полностью, просто их доля в вашем рационе не должна быть слишком большой. Например, когда мои знакомые в Ташкенте под лозунгом “Надо есть больше витаминов!” стали ежедневно употреблять в пищу мандарины и апельсины, то я не удивился, когда они пришли ко мне с жалобами на участившиеся головокружения и перепады давления. Так что пусть петербуржцы едят клюкву и корюшку, а узбеки - плов!