Характеристика разнообразия признака в статистической совокупности
Величина того или иного признака неодинакова у всех членов совокупности, несмотря на ее относительную однородность. Например, в группе больных гипертонической болезнью однородной по возрасту, полу, профессии, условиям труда, быта и другим артериальное давление у каждого больного будет различное.
В этом проявляется разнообразие признака в изучаемой совокупности. Существуют специальные критерии, которые характеризуют степень разнообразия каждого признака. К таким критериям относятся лимит / lim /, амплитуда / Ам /, среднее квадратическое отклонение / σ /, коэффициент вариации / Сv /.
Лимит / lim / определяется крайними значениям вариант в вариационном ряде.
Амплитуда / Ам / - разность крайних вариант: Ам = Vmax - Vmin
Лимит и амплитуда характеризуют разнообразие признака, опираясь на крайние величины и не позволяют получить информацию о разнообразии с учетом внутренней структуры изучаемого признака. Поэтому этими критериями можно пользоваться для приближенной характеристики разнообразия, особенно при малом числе наблюдений / n ≤ 30/.
Среднее квадратическое отклонение / σ / дает наиболее полную характеристику разнообразия признака.
Существует два способа расчета среднего квадратического отклонения: среднеарифметический /при малом числе наблюдений, способ моментов /при большом числе наблюдений.
Среднеарифметический способ:
I . /если n< 30 и P /частота/ = 1 /,
где d - истинное отклонение вариант от истинной средней /V – М/; n - число наблюдений.
Вес детей /v/ | Число детей /Р/ | d | d2 |
/v-м/ | |||
2,5 | 6,25 | ||
1,5 | 2,25 | ||
0,5 | 0,25 | ||
-0,5 | 0,25 | ||
-1,5 | 2,25 | ||
-2,5 | 6,25 | ||
n = 6 | Σd2 = 17,5 |
Пример: Вычислить средний вес детей и степень разнообразия признака / σ / по следующим данным (табл. 1):
Таблица 1
а) вычисляем среднюю арифметическую М по формуле:
б) вычисляем истинное отклонение /d = V-М/ и заносим в табл.1;
в) возводим истинное отклонение /d/ в квадрат и заносим в табл.1
г) находим сумму всех квадратов отклонений:
6,25 + 2,25+ 0,25 +2,25+6,25 = 17,5 кг.
д) определяем сигму / σ /
II. (если n < 30 и Р 1)
где d - истинное отклонение варианта от истинной средней /V- М/;
Р - число случаев, п - число наблюдений.
Пример: Вычислить средний вес 25 детей и степень разнообразия признака / σ / по следующим данным ( табл. 2):
Таблица 2
Вес детей | Число детей | α d | d2 | d2 p | |
/V/ | /Р/ | VP | /V-М/ | ||
2,4 | 5,76 | 11,52 | |||
1,4 | 1,96 | 5,88 | |||
0,4 | 0,16 | 1,44 | |||
-0,6 | 0,36 | 2,16 | |||
-1,6 | 2,56 | 10,4 | |||
-2,6 | 6,76 | 6,76 |
п=25 ΣVP=1540 Σd2p = 29,16
Поэтапное вычисление сигмы / σ /:
а) Вычисляем среднюю арифметическую - М = ΣVP = 1540 = 61,6 кг.
n 25
б) Вычисляем истинное отклонение d /V - М/ и заносим в таблицу 2.
в) Возводим истинные отклонения в квадрат - d и заносим в таблицу 2
г) Возводим d в квадрат - d2 и заносим в таблицу 2.
д) Вычисляем произведение d2 p и заносим в таблицу 2.
е) Находим сумму d2 p
ж )Вычисляем:
Способ моментов:
III.
/при п > 30 ,р I /
Где d -условное отклонение от условной средней /М / для каждого варианта (V)
р - число случаев /частота признака/
n - число наблюдений.
Пример: Вычислить средний возраст врачей-инфекционистов и степень
разнообразия признака (σ): по способу моментов по следующим данным (табл 3):
Таблица 3
Возраст /V/ | Число случаев/Р/ | Условное отклонение d/V-М/ | dp | d2 | d2p |
22,5 | |||||
27,5 | |||||
32,5 | |||||
37,5 | |||||
42,5 | |||||
47,5 | |||||
52,5 | |||||
57,5 | |||||
62,5 | |||||
n= 70 Σdp = 465 Σd2p= 11925 |
Поэтапное вычисление сигмы по способу моментов:
1) Определение условной средней величины – М1 = Мо = 37,5
2) Вычисление условного отклонения - d = V – M1
d1 = 22,5-37,5 = -15
d2 = 27,5 -37,5 = -10 и т.д.
Полученные данные заносим в таблицу 3.
3) Находим произведение условного отклонения на частоту для каждой
варианты /dp/ и заносим данные в таблицу 3.
4) Вычисляем сумму всех произведений условного отклонения на
частоту /Σ dp/ и заносим в таблицу 3.
Σ dp = 465
5) Возводим условные отклонения всех вариант в квадрат – d2 и
заносим в таблицу 3.
6) Находим произведении d2 p для всех вариант, заносим в таблицу 3.
7) Находим сумму произведения квадрата условного отклонения на
8) Вычисляем / /:
9) Вычисляем среднюю арифметическую:
M = 37,5 + = 37,5 + 6,6 = 44,1
Коэффициент вариации (СV) является относительной мерой разнообразия, так как исчисляется как процентное отношение среднего квадратического отклонения (δ) к средней арифметической величине (М). Формула коэффициента вариации такова:
СV = х 100%
Например, при изучении роста подростков были получены:
М=153 см; δ= ±1,05 см, то
СV = х 100% = 0,68%
Для ориентировочной оценки степени разнообразия признака пользуются следующими градациями коэффициента вариации. Если коэффициент составляет более 20%, то отмечают сильное разнообразие, при 20-10% - среднее, менее 10%, считаю, что разнообразие слабое.