Опасности в практике раннего плавания

Существует два принципиально разных подхода к беременности и к материнству.

ИМПЕРСОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД:

Этот подход в своей основе несет такую установку, что беременная и рожающая женщина не адекватна, и на ее чувства не следует обращать внимания – за нее все решат компетентные люди – врачи, акушеры, гинекологи. Вместе с тем и новорожденный не может проявлять осознанных эмоций, его смеху и плачу не надо верить – а следует слушать лишь авторитетные научные и религиозные теории, в которых все подробно расписано: как следует вести себя с ребенком и как вести себя не следует. Зажатые в тисках норм и регламентированных действий, мы переносим свою неспособность останавливать внутренний диалог и на наших детей. Считаем, что дети не знают, когда им хорошо, а когда плохо. Смеются они якобы рефлекторно, а значит на это нельзя ориентироваться, плачут не осознанно, а значит мы можем не подходить к ребенку, когда он плачет, не реагировать – достаточно, чтобы он был сыт, чист и согрет… Такое мнение крайне ошибочно. Оно мешает устанавливать крепкие связи между матерью и ребенком. Если настроенная так мать начнет наныривать своего ребенка, то она может причинить ему вред. Ведь она не будет чувствовать его потребности, не будет реагировать на его информационные сигналы – а их у ребенка не мало. Маме начинает казаться, чтоузнать у младенца, насколько для него полезно то, что с ним проделывают, невозможно.Такие мамы на реакцию ребенка смотреть не могут, им приходится опираться выбранную теорию. Это может быть либо теория раннего развития, либо теория мягкого ухода. И начинают они интенсивно наныривать по правилам, невзирая на его протесты, либо до 3 месяцев ничего с ребенком не делают, лишь придерживают головку и кутают в чепчики и носочки, а то и пускаются из крайности в крайность – пока не поймут, что нет никаких теорий, есть только мама и малыш, а все методики на деле-то и не противоречат друг другу, а лишь существуют для нашего блага.

Опасности в практике раннего плавания, беби-йоги, динамической гимнастике возникают именно при таком, имперсональном, то есть безличностном подходе к воспитанию – не ориентированном на нужды каждого отдельного ребенка.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД:

Этот подход изначально другой. Еще до рождения ребенка этот подход приводит к тому, что женщины остаются рожать дома, уверенные, что могут доверять своим чувствам и инстинктам. В итоге женщина понимает, что она способна позаботиться о себе, а потом и о своем ребенке. Беременность – это не болезнь, роды – это не операция, а материнство – это не штамповка на конвейере. Рожающая женщина открыта инстинкту родов, родовому потоку, и тонко ощущает, какие положения ей надо принимать, где и как рожать, ей следует лишь помочь и оградить ее от посторонних агрессивных вмешательств. Зачастую женщина даже чувствует, когда процесс перестает быть естественным и уходит из-под ее контроля. Такая способность чувствовать родовой поток, равно как и другие энергетические потоки, у женщины в наше время открыта не всегда, потому что сейчас женщины не привыкли доверять своим инстинктам. В результате сейчас появилось такое направление, как духовное акушерство, которое помогает женщине раскрыть в себе доверие к инстинктам, освободиться от внутренних страхов. Именно этому подходу я обучаю мам в обращении с детьми.

Прежде чем начать заниматься плаванием или любыми другими тренировками, важно научиться чувствовать своего ребенка, наладить с ним контакт. Ведь эта первейшая потребность ребенка, она гораздо важнее, чем поддержка нырятельного рефлекса. Мало того, все занятия с ребенком должны быть направлены лишь на усиление духовной связи матери с ребенком, ведь в процессе таких интенсивных взаимодействий появляется гораздо больше возможностей создать и укрепить невербальный контакт. Гораздо раньше, чем ребенок начнет говорить, вы уже будете общаться с ним на вашем личном языке!

Методике раннего плавания и ныряния невозможно обучиться. Можно лишь понять основные принципы и выработать на основании их свою методику, которая будет учитывать ваши индивидуальные качества и вашу способность действовать в решающих ситуациях, гибкость, чувствительность, ваш страх воды и смелость идти навстречу страхам… Каждый ребенок – индивидуален настолько, что к нему надо подбирать новые схемы, вырабатывать индивидуальную методику. По сути, нет никаких методик – есть только вы и ваш ребенок.

Конечно, младенцы плавают рефлекторно, то есть не так, как большие дети. Все рефлексы новорожденных – это защитные рефлексы, они нужны младенцу для критических ситуаций. Хватательный рефлекс – это тот же рефлекс, что помогает детенышам обезьян цепляться за маму, чтобы не упасть. У человека он поначалу развит не столь хорошо, однако, если его развивать, давая ребенку пальчики в кулачок всякий раз, когда вы хотите его взять на руки, и позволяя ему цепляться и поднимать себя самому, то он постепенно сможет это делать все лучше и лучше. Этот рефлекс хорошо развивается и в процессе динамической гимнастики. Плавательный рефлекс защищает от того, чтобы захлебнуться. Стимулируя эти рефлексы, родители ставят ребенка в ситуацию спасения своей жизни. Это стресс. Разумно ли подвергать этому новорожденного? Нет ничего плохого в стрессах, если они физиологичны – естественны, кратковременны, прекращаются по требованию ребенка, и ожидаемы – то есть на них у ребенка есть врожденный рефлекс. К тому же очень быстро ребенок привыкает проявлять врожденный рефлекс, например, нырять, и это уже не является для него стрессом. Наше дело лишь обеспечить его хорошими условиями для адаптации. В наше время люди панически боятся стрессов. Попытка оградить себя от них становится психозом… Люди уже испытывают стресс от самой мысли получить стресс и получают стресс в процессе борьбы с ним… Однако, кто будет утверждать, что человеку для нормального развития не нужны стрессы? Это и холодная вода – дождь, река, и лечебная сила голода, и эмоции печали и сострадания, и мыли о смерти – не зря раньше даже в детских сказках было много ничем не прикрытой информации о смерти… Мама, носящая ребенка на руках, и в дождь, и в воду, и в горы – давала ребенку природные, необходимые ему стрессы, приучающие к последующим трудностям, раскрывающими его способности. У человека такая природа, что многие способности важно поддержать, иначе они не раскроются. Во многом мы социальные существа, наше развитие обусловлено тем, будет ли поддержка наших способностей. Если нет – то те части мозга, что отвечают за эти способности, отключаются, не поддерживаемые запросом…

Другое дело – не физиологичные стрессы. Ребенок не готов к тому, что после родов его разлучают с мамой – у него нет врожденного рефлекса, отвечающего за эту ситуацию, он не может задержать восприятие, а потом снова включить его, когда придет мама… Он просто закрывается… Навсегда.. Не готов он и лежать туго спеленатым, не подготовила его для этого природа, потому что незачем… А прививки – это гораздо более страшный стресс для организма ребенка, он к нему и вовсе никак не приспособлен – бороться с вирусом, проникшим в тело сразу после рождения, миновавшим все предусмотренные мудрой природой барьеры… Как только мы встаем на платформу своей независимости от природы, так сразу наши рассуждения становятся ошибочными и ничем, кроме логики не подкрепленными. А логика – она способна служить совершенно противоположным взглядам.

Если вы будете регулярно заниматься плаванием с младенцем, то плавательный и нырятельный рефлекс не угаснет, как он угасает у детей, с которыми не занимаются. Но даже если вы перестанете заниматься в какой-то момент, и рефлекс угаснет, а позже вам придется учить ребенка плавать заново, когда он подрастет, то смысл поддерживать в первые месяцы плавательный и нырятельный рефлексы все же есть. Хотя бы затем, чтобы у ребенка был соответствующий опыт на раннем этапе его развития. Даже угаснув, эта способность потом проявится гораздо ярче, чем если бы его не поддерживали изначально. Дети, которые ныряли в младенчестве, защищены от того, чтобы потом утонуть, способны дольше задерживать дыхание, у них лучше развиты легкие, сердце, хорошее внутричерепное давление. Задержка дыхания благотворно сказывается и на иммунитете, да и на всех системах организма – это оздоравливает, а значит полезно.

Когда мы занимаемся нырянием, следует понимать, что в матке малыш находился в жидкой среде, однако не дышал легкими, а значит перед ним не вставала жизненно важная задача держать свое тело на плаву. Первое время ребенок не в состоянии осознать всю ситуацию в комплексе, предугадать, когда взрослый достанет его из воды и достанет ли вовсе. В естественных условиях, даже проплыв под водой, он не сможет самостоятельно выбраться на берег и спастись. Однако, ребенок не столь беспомощен, как нам кажется. Он сигнализирует нам о своем самочувствии своим криком, мимикой, сердцебиением, жестами, ритмом дыхания. Заботливая мать не останется к этому равнодушной. Беспомощный новорожденный доверяет маме инстинктивно, настроен на то, что она его защитит. Ребенок не знает, когда его достанут, но он может сам это регулировать, и если быть внимательным и слушать его сигналы, реагировать на них, переставая нырять в случае дискомфорта, то ребенок очень скоро понимает, что все под его контролем. Поначалу ныряние воспринимается малышом как опасность для его жизни инстинктивно. И если родители не слышат ребенка, а продолжают практику в режиме тренировки, то они возможно постепенно и добьются того, что ребенок перестанет бояться воды и научится подолгу задерживать дыхание, но вместе с тем, они окажутся в такой ситуации, что ребенок будет бояться родителей, да и всего мира. То есть эта способность будет развита за счет активизации инстинкта выживания.

Если у взрослого человека нарушены базовые перинатальные матрицы, то он тоже боится нырять. Страх воды, который есть у таких людей, они проецируют на ребенка. Таким людям лучше не заниматься с детьми плаванием, чтобы не передать им страх воды и не создать стрессовую ситуацию, описанную выше. И даже более того – в присутствии таких людей лучше не наныривать ребенка. Вы сразу заметите, как вашему маленькому любителю понырять будет не нравится нырять, как он перестанет чувствовать синхронизацию с вами и воду, если рядом будут такие панически боящиеся воды люди…

Зачастую педиатры считают, что младенцу специальная гимнастика просто не нужна, а усиленная мышечная нагрузка для ребенка, не умеющего ползать, неестественна. Это утверждение ни на чем не основано – на основании имперсонального подхода люди считают себе способными за ребенка решать, что ему не надо двигаться… Или закаляться… Если же подойти к вопросу индивидуально, то можно увидеть такие картины, как трехмесячный ребенок с сонными, привыкшими скучать глазами, вдруг впервые получая динамическую нагрузку, радуется, делает все сам – и откуда только знает?! Он так и направляет инструктора, сообщая импульс в ту или иную сторону движения – и потом первый раз за 3 месяца спокойно засыпает. Когда мы внимательны и не торопимся сделать ошибочный вывод, мы наблюдаем, мягко экспериментируем, живем полной жизнью – тут у нас появляется почва для того, чтобы задуматься. Когда у новорожденного исчезают колики после упражнения “лягушечка” или “космонавт” – тогда уж у родителей пропадают всякие сомнения, и они уже не хотят, чтобы педиатр за их ребенка решал, нужны ли ему движения, или нет….

Ныряние и болезни.

Находясь в водной среде, ребенок получает мягкий остеопатический массаж, с помощью вибраций во взвешенном состоянии его косточки сами встают на свое место. Вода снимает стресс, напряжение, зажатость, помогает отдохнуть от давящей гравитации, не привычной для новорожденного, помогает в адаптации на суше, компенсируя перегрузки. Она расслабляет после динамической гимнастики, усиливая ее целебный эффект, и подготавливает ребенка к беби-йоге, делая суставы и мышцы мягкими и послушными, насыщая их углекислым газом.

Часто возникает вопрос, не способствуют ли ныряния отитам? Отиты вообще не возникают у детей, если не заниматься вычищением серы из глубины уха – она несет защитную функцию, не позволяет воде проникнуть внутрь, и служит противобактериальной защитой.

Ныряния являются профилактикой астмы. Всем известно, что астма лечится с помощью задержки дыхания, да и закаливание холодной водой весьма способствует в лечении от этой болезни.

Если во время простуды нырять в обогащенной морской солью воде, то мы одновременно с нырянием промываем нос соленой водой. Кто знает лучший метод очищения носовых пазух во время простуды, чем регулярное промывание носа соленой водой? А ведь промывать младенцу носик от соплей с помощью груши – это гораздо менее естественно, чем просто пронырять его.

Плавание и проныривание грудничков позитивно влияет на развитие вестибулярного аппарата. Нахождение в водной среде не искажает представление о гравитации, потому что водная среда естественна для Земли. Представления о гравитации у ребенка лишь обогащаются еще и веданием воды. Никто и не держит ребенка в воде постоянно. Водные тренировки - это дополнительная информация о мире, не замещающая ту, которую ребенок получает на суше. Причем чаще всего даже в большем количестве, чем среднестатистический ребенок, которого пеленают, которому придерживают головку, не дают динамической нагрузки. В комплексе плавания с динамической гимнастикой вестибулярный аппарат развивается в первую очередь! Постепенно увеличивая нагрузку, мы приучаем ребенка к быстрым движениям, развивая устойчивость к морской болезни и защищая от головокружений. Так что головокружения от динамической гимнастики развиться не могут. Кроме того, что касается ныряний, то известна методика излечения от головокружений с помощью задержки дыхания, посредством нормализации кислородного обмена. Вообще, с помощью задержки дыхания можно вылечить многие серьезные болезни. Но занятия с больными детьми – это отдельная тема. В таких занятиях зачастую не так актуальна постепенность, как необходимость активизации стрессовой ситуации для скорейшего выздоровления путем пробуждения жизненной силы. В этом плане я могу сказать несколько слов о методике Игоря Борисовича Чарковского. Она очень интенсивная, но эффективная, я видела, как она поднимает на ноги, исцеляет тяжело больных детей, в том числе больных ДЦП.

Плавание расслабляет весь позвоночник, включая шейный отдел и, снимая напряжение, постепенно убирает последствия родовой травмы. Но тут важен комплексный подход, сочетания плавания с беби-йогой и динамической гимнастикой.

Плавание и ныряние постепенно нормализует внутричерепное давление, но с детьми, у которых была родовая травма, нагрузки по проныриванию важно увеличивать особенно плавно, делая акцент поначалу на плавании на спине. Хотя поначалу таким детям трудно нырять, и они восстанавливают дыхание не сразу после ныряния, но им занятия особенно важны.

Если ребенок протестует против занятий, то будьте к нему внимательны. Плавание и проныривание иногда могут привести к отказу от груди, плохому набору веса и коликам, если ребенок во время плавания систематически подвергался чрезмерному стрессу, и из-за этого постепенно была утрачена связь между матерью и младенцем. Потому важно доверять своим чувствам, делать все мягко и с любовью и не желать сделать из ребенка пловца, лучшего в мире ныряльщика. Важно и смотреть, как ребенок реагирует на воду, даже без ныряния, не начал ли он ее бояться… При появлении подобных симптомов важно снизит нагрузку, или на время вообще перестать заниматься нырянием, а продолжать лишь плавать, пока у ребенка не пройдет негативная реакция на саму воду. Нырять при этом можно по 1-2 раза за плавание. Этого будет достаточно, пока ребенок не привыкнет. Важно следить за его сердцебиением, длительностью задержки дыхания. Если он после ныряния долго не может восстановить дыхание, то нужно не увеличивать нагрузку, пока он не научится быстро восстанавливать дыхание. Если вы так и не можете найти гармоничный режим тренировок, то возможно, лучше на какое-то время не практиковать самостоятельно, а обратиться за консультацией к специалисту по грудничковому плаванию или хотя бы попробовать доверить плавание другому члену семьи, который меньше боится воды и посмотреть, не улучшилась ли от этого ситуация.

Чем младше ребенок, тем больше вы ориентируетесь на его врожденные рефлексы. Чем старше, тем больший акцент делается не эмоциональной, а затем и на интеллектуальной сфере.

Что касается моего собственного подхода, то лично я ориентируюсь на свою интуицию во время ныряния. Внутренне процесс всегда примерно одинаковый, но внешне это может выглядеть совершенно по-разному с разными детьми. Если я занимаюсь с никогда не плавающими ранее, неподготовленными, или незнакомыми мне детьми, то это одно, если с тренированными, доверяющими мне – то совсем другое. Ведь моя интуиция и мои личные качества подсказывают мне именно мягкий способ тренировок, постепенную адаптацию ребенка, установление контакта. Я считаю, что плавание – не панацея, и его важно применять в комплексе с другими оздоровительными методами. Во время ныряния я могу учитывать даже особенности питания и тренированность матери, потому что от этого во многом зависят физические способности ребенка. Все, что я делаю, окрашено принципами йоги, основные из которых постепенность, ненасилие. Перед купанием я обычно делаю детям вместо массажа динамическую гимнастику. Для моего сына лучшего и не было массажа, чем динамический.

На этом я хочу окончить свои рассуждения и предоставить родителям свободу самостоятельно анализировать и делать выводы на основании собственного опыта. Составить его вы сможете, если открыты радости индивидуального подхода к материнству и формирования свободного от чужих утверждений и установок взгляда на то, что нравится вашим детям.

В случае успеха ваш малыш обучится плавать и сможет лето напролет нырять и плескаться с такими же как он друзьями на морском побережье. Помимо пользы для здоровья,ликвидации страха воды и защиты от риска захлебнуться, вы подарите ребенку еще и целый подводный мир – таинственный и прекрасный.

Человеческий организм – это сложная система… В нем врожденное и приобретенное переплетаются причудливым образом. Не известно на что мы способны, если с детства развивать неиспользуемые возможности, заложенные в нас генетически. Но зато легко представить, что бы было, если б какую-то нашу способность оставить без внимания и не поддерживать внешними стимулами. Например, если с нами с детства не говорить ни на каком языке – сможем ли мы тогда научиться говорить?...

Наши рекомендации