Осанка. Нарушения осанки. Сколиоз. Правильная поза в положении сидя.
Осанка- это положение головы и туловища в состоянии стоя, сидя и в режиме хождения. А если еще проще, положение головы относительно туловища.
Если говорить на профессиональном языке, то осанка – это биомеханический параметр человека, который обуславливается тремя составляющими: скелетным балансом, мышечным балансом и двигательным стереотипом. Осанка определяется особым выстраиванием в цепь отдельных сегментов тела.
Сегменты тела – это единицы тела, которые объединены общим принципом расположения относительно друг друга. На формирование осанки человека основное влияние оказывают: шейный, грудной и поясничный сегменты (всего 8 сегментов тела), а так же стопы. И, конечно же - позвоночный столб, который отвечает за обеспечение поддержания вертикальной позы в состоянии покоя и при движении. Именно позвоночник связывает в единую цепь голову, плечевой и тазовый пояса. И именно позвоночник имеет наибольшее значение в формировании правильной осанки. У взрослого человека позвоночник имеет физиологические изгибы в сагиттальной плоскости: лордозы и кифозы. Изгибы выпуклостью вперед называются лордозами, изгибы назад - кифозами. Стоит так же ввести такие термины, как «смещение сегмента тела» и «движение сегмента тела». Движение сегмента тела – это временное нормальное изменение сегментов относительно друг друга. Смещение сегмента тела – это стойкое привычное нарушения нормального расположения отдельных сегментов относительно друг друга – нарушение осанки.
Общепризнанная классификация типов осанки (классификация Штафеля)
Типы нарушения осанки
а) Нормальная осанка - наблюдаются нормальные изгибы позвоночника; сбалансированное положение головы, грудной клетки, и стоп; небольшой наклон таза вперед. Нормальная осанка – это эталон, такой осанкой обладают не более 5 % осмотренных пациентов.
б) Тип осанки с круглой и сутулой спиной - кифотическая осанка - наличие избыточного грудного кифоза; смещение головы вперед; наклон таза и грудной клетки назад; живот обычно выпячивается. Такая осанка чаще встречается у женщин, чем у мужчин.
в) Тип осанки с плоско-вогнутой спиной - наличие избыточного лордоза в поясничном отделе; таз наклонен вперед. Редкий тип осанки.
г) Тип осанки с плоской спиной – таз наклонен назад; практически полное отсутствие грудного кифоза. Редкий тип осанки.
д) Тип осанки с кругло-вогнутой спиной - лордотическая осанка - наличие избыточного грудного кифоза и поясничного лордоза; грудная клетка наклонена назад; таз наклонен назад. Распространенный тип осанки.
Виды нарушения осанки разделяют на нарушения осанки во фронтальной (вид сзади) и в сагиттальной плоскости (вид сбоку). Казалось бы, при всех возможных комбинациях нарушений осанки, их должно быть достаточно много, но на практике виды нарушений осанки имеют ограниченное число. В фронтальной плоскости нарушения осанки обычно не разделяют на подвиды. Эти нарушения осанки проявляются отсутствием баланса между правой и левой половиной тела, то есть позвоночник имеет искривление в форме дуги. Это может бытьее нарушение осанки — сколиоз, так отсутствие симметрии между отдельными частями тела (к примеру лопатки или плечи) или наклон головы.В саггитарной плоскости (в профиль) выделяют такие виды осанки:
А. нормальная осанка Б. осанка с круглой или сутулой спиной В. осанка с плоской спиной Г. осанка с плоско-вогнутой спиной Д. осанка с кругло-вогнутой спиной
Сколиоз- врожденное заболевание позвоночника (скручивание), прогрессирующее весь период роста.
Правильная поза
При письме наименее утомительна поза, когда центр тяжести находится между Х - ХI позвонками, при этом отвес проходит позади тазобедренного сустава. Голова слегка наклонена вперед, глаза находятся на расстоянии длины предплечья и разогнутой ладони до листа тетради, спина прямая, плечевой пояс - в горизонтальной плоскости, туловище отодвинуто на 3 - 5 см от парты. При чтении используется более непринужденная поза с большим наклоном вперед. При работе в мастерской - прямое или слегка наклоненное положение корпуса с небольшим наклоном головы, равномерное распределение веса тела на правую и левую половины тела, недопущение сдавливания грудной и брюшной полостей, утомления зрения.
8.Гигиенические требования к школьной мебели. Дистанция и дифференция. Рассаживание учеников в классе.
Различают три вида мебели в зависимости от ее назначения:
1. Основная, или рабочая, мебель: стулья, школьные парты, классные доски, лабораторные столы, верстаки, станки, и т.д.
2. Подсобная мебель: шкафы, буфет, вешалки, скамейки, и т.д.
3. Мебель для сна и отдыха (для 6-ти летних детей): кровати, раскладушки, и т.д.
Мебель школ и других детских учреждений должна соответствовать возрастным анатомо-физиологическим особенностям детей. Мебель, предметы оборудования должны быть легко доступны очистке и иметь гладкую поверхность с закругленными ребрами, их конструкция должна исключить возможность травматизма детей в процессе обучения и отдыха. Внешнее оформление мебели должно быть привлекательным. Конструкция мебели должна быть прочной, устойчивой, простой, надежной.
Парта должна соответствовать росту, возрасту учащегося, обеспечивать правильную посадку,
Основными параметрами нарты, которые должны удовлетворять установленным нормам для того, чтобы обеспечить правильную посадку ребенка, являются дистанция и дифференция. Кроме того нормируется ширина скамьи, высота скамьи, наклон стола и др..
1) Дистанция- это расстояние по горизонтали между задним (ближним) краем стола парты и передним краем скамьи, на которой сидит учащийся. Согласно установленным стандартам, это расстояние должно быть отрицательным и составлять 4-5 см, то есть, край скамьи должен заходить за край стола на 4-5 см.
При положительной дистанции ученик вынужден тянуться вперед, что вызывает искривление позвоночника (кифоз), быструю утомляемость.
2) Дифференция - это расстояние по вертикали от заднего края стола парты до сиденья. В норме должно быть равно расстоянию от локтя до скамьи при опущенной и согнутой в локте руке (то есть ближний край стола парты должен находиться на высоте локтя опушенной руки сидящего за пар
той ученика).
Если дифференция больше нормы, то ученик должен поднимать правое плечо, что вызывает искривление позвоночника (правосторонний сколиоз), а также нарушение зрения из-за уменьшения расстояния от глаз до тетради, книги и тд. Если дифференция ниже нормы, то ученик вынужден наклоняться вперед, приобретая сутулость, кифоз.
3) Ширина скамьи должна составлять 2/3 - 3/4 длины бедра
4) Высота скамьи должна быть равна длине голени и стопы + 1 -2 см.
5) Наклон стола парты к учащемуся - 15°
Рассаживание учащихся. Для учащихся со сниженным слухом следует отводить места за первыми и вторыми столами в любом ряду. Школьников с пониженной остротой зрения необходимо рассаживать за первыми столами у окна. При хорошей коррекции остроты зрения очками они могут сидеть в любом ряду. Детям, склонным к частым простудным заболеваниям, наоборот, рекомендуется отводить места дальше от окон. Доказано, что обе стороны тела учащегося, сидящего у окна, испытывают значительно отличающиеся друг от друга тепловые воздействия, что отрицательно влияет на механизм терморегуляции. Дети, сидящие в первом от окна ряду, в 3 раза чаще болеют ангинами и заболеваниями верхних дыхательных путей, чем школьники, рабочие места которых находятся в глубине класса. Учащиеся, сидящие в первом и третьем (крайних) рядах класса, не менее двух раз за учебный год меняются местами. При этом не должно нарушаться соответствие размеров мебели длине тела ребенка.