Заповедь 5. «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе». (Исх. 20, 12).
Психоаналитически данная заповедь может осмысливаться в тематике Эдипова комплекса, первые теоретические соображения о котором Фрейд сформулировал в 1896 г., через год после смерти отца.
Сущность описываемого явления заключается в том, что в период от 3 до 6 лет ребенок стремится к сексуальному единению с родителем противоположного пола и желает смерти либо исчезновения родителя своего пола. Фрейд назвал данный комплекс по аналогии с известным мифом, использованном Софоклом в драме «Царь Эдип», где рассказывается о фиванском царе Лае, которому оракул предсказал, что он будет убит своим сыном. Когда царица Иокаста родила от Лая мальчика, царь велел того бросить в горах, чтобы он погиб. Однако младенца нашел пастух и отнес его царю Полибосу, усыновившему мальчика. Когда Эдип стал юношей, случай свел его с Лаем на перекрестке дорог и в споре, кому пройти первым, убил своего отца. На своем дальнейшем пути он встречает Сфинкс, преграждавшую дорогу в город Фивы и требовавшую от всякого путника разгадать загадку. В случае неудачи путника ожидала смерть. Эдип разгадал загадку, и униженная Сфинкс умерла сама. Благодарные Фивы отдали Эдипу царский престол и сделали мужем Иокасты. Однако боги не смогли смириться с кровосмешением, даже неосознанным, и наслали на Фивы тяжелый мор. Согласно пророчеству оракула, для избавления от мора необходимо найти убийцу Лая. Эдип, поклявшийся раскрыть преступление и тем спасти город, узнает, что убийца – он сам и женился он на своей матери. В результате Иокаста вешается, а Эдип выкалывает себе глаза.
В некоторых ситуациях наблюдается, так называемый, негативный эдипов комплекс, когда ребенок желает сексуального единения с родителем своего пола и в связи с этим проявляет соперничество с родителем противоположного пола.
Со временем, в варианте нормального развития эдипов комплекс, будучи полностью вытеснен в бессознательное, подвергается внутренней переработке, разрядке, и эротическое влечение подрастающего индивида перенаправляется на адекватный объект из среды сверстников, являя собой основу естественного чувства влюбленности и нежной привязанности.
В случае семейных проблем, совпадающих во времени с порой эдиповой фазы (от 3 до 6 лет), у ребенка может сформироваться эдипов конфликт, который неизбежно проявит себя в его взрослой жизни. Мужчина, ведомый таким конфликтом, в каждой женщине, с которой устанавливает близкие отношения, бессознательно ищет собственную мать и, естественно, не находя таковой, испытывает острое разочарование в партнерше. Его семейное существование чаще всего не складывается или быстро завершается крахом в силу того, что символически оставаясь притязающим ребенком, он не вырастает в меру той мужественности, которая необходима для построения эффективного супружества. Аналогично и поведение женщины с подобной проблемой. Она психологически настолько регрессивно связана с отцом (или с матерью в случае латентной гомосексуальности, сформированной негативным эдиповом комплексом), что не способна стать женой, спиритуальный статус которой подразумевает максимальную реализацию женственности.
В обеих ситуациях в отношении родителей под видом крайней сыновней или дочерней привязанности испытывается не почтение к ним, а эротическое, инцестное (кровосмесительное) влечение.
Другим вариантом эдипова конфликта становится эдипов триумф. Эдипов триумф развивается, когда ребенок завоевывает большую часть любви и внимания родителя противоположного пола или переживает смерть родителя своего пола. Крайне выраженные, заостренные, дегенеративные черты состояние эдипова триумфа приобретает у фанатиков-революционеров, террористов, активных представителей экстремистских движений, органично сочетаясь у них с такими чертами, как некрофилия и садизм. Совсем не случайно в свое время царь именовался как «царь-батюшка», что подчеркивало на уровне стихийного бессознательного восприятия его родительскую, отцовскую функцию. Революционер, одержимый напряжением эдипового триумфа, покушается на царскую власть, как на приоритет отца, и в конце концов, убивает его, а затем насилует свою мать – «землю-матшку», «родину-мать».
Таким образом, непочтение к родителям в более мягких, «матовых» проявлениях среднестатистического обывателя можно интерпретировать как наличие у него скрытых некросадистских мотивов эдипова триумфа.
Данная заповедь при ее психоаналитическом осмыслении открывает еще один подспудный смысл, который может ускользнуть при буквальном прочтении. На глубинном психодинамическом уровне за счет интенсивного обмена идентификациями родители могут бессознательно воспринимать детей в качестве собственных родителей, и наоборот. Поэтому указанное предписание вполне уместно рассматривать и как относящееся к взрослым людям в отношении своих потомков.
Нарушения заповеди: Претензии и притязания. Материнская ревность. Родительский эгоизм. Оскорбление детей. Непочтение к начальству. Жестокость к подчиненным. Неуважение к старшим. Неблагодарность. Непочтение к наставникам. Бунтарство.