Временная регрессия эго в нормальном развитии
Обратные движения, которые происходят в каждом случае нормального детского развития, хорошо известны всем, кто имеет дело с маленькими детьми. Регрессия функций принимается как должное этими людьми в качестве общей характеристики детского поведения4.
На самом деле при детальном изучении оказывается, что регрессивные тенденции существуют во всех важных сферах достижений ребенка: в функциях Эго, таких, как контроль подвижности, тестирование реальности, синтетическая функция, речь; в приобретении контроля над мочевым пузырем и кишечником; во вторичных мыслительных процессах, контроле тревожности; в элементах социальной адаптации, ^такнх, как устойчивость к фрустрациям, контроль импульсов, манеры; в таких требованиях Супер-Эго, как честность, справедливость по отношению к другим людям и т. д. Во всех этих отношениях способность ребенка функционировать на сравнительно высоком уровне не гарантирует, что это достижение будет стабильным и продолжительным. Напротив, случайные возвраты к: более инфантильному поведению должны рассматриваться как нормальный знак. Так, бессмысленный разговор или даже лепет имеют законное место в детской жизни наряду с рациональной речью и чередуются с ней. Привычки к чистому туалету не приобретаются в один момент, они проделывают долгий путь туда и обратно через бесконечную череду успехов, рецидивов, неудач. Конструктивная игра с игрушками чередуется с бесцельным, деструктивным обращением с игрушками и аутоэротической игрой с телом. Социальная адаптация периодически прерывается возвратами к крайнему эгоизму и т. д. Действительно удивительными являются не рецидивы, а случайные, неожиданные достижения и продвижения. Такие движения вперед могут происходить в сфере кормления, где они принимают форму неожиданных отказов от груди и перехода к бутылочке, ложке или чашке или от жидкостей к твердой пище, в более позднем возрасте — форму неожиданного отказа от прихотей в еде. Известно, что они
4 Есть популярное высказывание, что «\et« делают два шага вперед и один назад».
происходят в области привычек в виде неожиданного отказа от сосания пальца или переходного объекта, фиксированного порядка сна и т. д. В приучении к туалету известны примеры почти мгновенного переключения от непроизвольного мочеиспускания и пачканья к контролю мочевого пузыря и кишечника; агрессия исчезает почти за один вечер и сменяется робостью, сдержанностью, застенчивым поведением. Такие трансформации могут быть весьма приятны для окружения ребенка. Однако диагносты относятся к ним с подозрением и приписывают их не обычному течению прогрессивного развития, а травмирующим влияниям и страхам, которые нарушают его нормальный ход. Согласно опыту, медленный путь проб и ошибок, прогресса и временного возвращения — наиболее подходящий для здорового психического роста.
Ухудшение вторичного процесса функционирования в сознательной жизни детей. В течение многих лет в аналитической литературе не было представлено должного описания повсеместно признанного механизма регрессии Эго в нормальной жизни ребенка. Лично я интересовалась этим давно и представила вниманию Венского общества в 30-е годы короткую статью по этому вопросу, озаглавленную «Ухудшение вторичного процесса функционирования в сознательной жизни детей».
В ней я кратко изложила, что такие ухудшения проявляются в разных ситуациях, имеющих общий фактор. Это происходящее по той или иной причине снижение Эго-контроля над психическим функционированием.
а) В детском анализе, как и в любом ином, все направлено на то, чтобы побудить ребенка уменьшить его защиты и контроль и дать большую свободу фантазии, импульсам и бессознательному. При этом можно наблюдать, как игра ребенка и его вербальные выражения постепенно утрачивают такие характеристики вторичного процесса мышления, как логика, согласованность, рациональность, и демонстрируют вместо этого характеристики первичного процесса функционирования: обобщение, смещение, повторяемость, искажения, преувеличения.
То, что начинается как разумная к упорядоченная игра фантазии, распадается на отдельные составные части, которые начинают бессвязно или с использованием неправильных связей управлять фантазией. Например, пятилетний ребенок играет с так называемым «миром в миниатюре» и использует фигуры, чтобы в соответствии с действительностью представлять драматическим образом семейные распри. Но по мере развития игры элемент борьбы выскользнул из-под, контроля и перешел от
людей на неодушевленные объекты. В момент кульминации в конфликт оказалась вовлеченной вся мебель: раковина на кухне вступила в ожесточенный бой со столом и сервантом. Подобным образом дети начинают рисовать военный корабль с одной или двумя правильно расположенными пушками. Затем ребенок будет увеличивать их число, повсюду размещая пушки до тех пор, пока весь корабль, над и под водой, не покроется ими5,
6} Почти идентичные' проявления могут демонстрироваться и за пределами аналитической ситуации в нормальном поведении ребенка, когда он готовится ко ему, т. е. во время перехода от активного бодрствования к засыпанию. В этот период даже самые разумные и хорошо адаптированные дети начинают беспокоиться, хныкать, говорить бессмыслицу, цепляться и требовать нежности и внимания, которое привыкли получать в более раннем возрасте. Здесь также наблюдается множество беспорядочных мыслей, повторение единичных слов или предложений, общая лабильность аффектов, проявляющаяся в мгновенных сменах настроения — от веселья до плача. Для тех, кто изучает регрессию, вряд ли можно представить более убедительную картину постепенного ослабления Эго, неудачного выражения одной функции за другой до тех пор, пока все функционирование Эго не приостановится и не наступит сон.
в) На самом деле мое первое столкновение с подобными проявлениями произошло намного раньше, когда я была еще в школе. Я отчетливо помню себя в шестом классе среди своих одноклассников. Мы очень перенапрягались ю-за неудачно составленного расписания: несколько трудных предметов шли друг за другом без достаточных перерывов. Внимание и восприимчивость, которые мы проявляли утром, к пятому или шестому часу занятий иссякали. Тогда даже самые невинные слова, сказанные кем-нибудь, приводили к дикому взрыву хихиканья и неконтролируемому поведению. Учителя-мужчины, на чью долю выпало несчастье вести занятия в это время, возмущенно осуждали всех девочек, находившихся в классе, называя их «стаей глупых гусынь». Я осознавала, что мы были уставшими, но не могла понять, почему это делает нас глупыми. Все, что я могла тогда сделать, это отложить этот факт в моей памяти, чтобы затем его объяснить.
Регрессия Эго под давлением. Хотя мое выступление в Вене не вызвало большого интереса в то время (и осталось неопубликованным), позже этот вопрос был рассмотрен рядом аналитиков.
Подобные действия носят защитный характер, который здесь отвергается-
Эрнст Крис на основе своего наблюдения детей в детском саду ввел понятие «темп регрессии». Он показал на примерах, что чем младше ребенок, тем меньше период времени, в течение которого его состояние остается на оптимальном уровне. Это объясняет хорошо известный воспитателям детского сада' случай, когда все дети работают на ранних утренних занятиях лучше, чем на более поздних. Эти регрессии касаются детских игр (возврат от Эго-доминантной стадии конструктивной игры к импульсивно-доминантной стадии беспорядка, агрессии и деструктивной игры); социальных отношений (возврат от партнерства и внимательности к другим к эгоизму и ссорам); устойчивости к фрустрации (уменьшение Эго-контроля над импульсами, приводящее к усилению инстинктивной активности).
Ряд авторов выделяет другие стрессовые ситуации, помимо усталости, как факторы, влияющие на регрессию, хотя в этих случаях регрессия Эго часто проявляется в комплекте с регрессией инстинктов, а также как прелюдия или продолжение последней. Делались ссылки, с одной стороны, на физическую боль, лихорадку, разного рода физический дискомфорт и отмечалось, что в отношении кормления, привычек, связанных со сном, приучения к туалету, игры и общей адаптации болеющий ребенок должен рассматриваться как регрессировавший и требующий соответствующего отношения. Это означает, что большинство функций, адекватных для его возраста, находятся во временном бездействии или редуцированы.
Травматические переживания, страх, в особенности болезненность разлучения у маленьких детей являются причиной далеко идущих регрессий либидо и Я, которые наблюдались во время войны в детских садах, домах ребенка, госпиталях и т. д.6.
Одной из характерных черт регрессии Эго является наличие различных причин ее возникновения. В отличие от регрессии инстинктов, обратное движение по шкале Эго не приводит к начальным пунктам, так как не существует точек фиксации. Клиническое наблюдение подтверждает, что при регрессии Эго первыми пропадают достижения, достигнутые последними7.
См.: A.Freud and D. Burlingham (1949, 1950), J. Bowlby (1960), J. Robertson (1958), R. Spitz {1945, 1946), и др.
См. наблюдения утраты речи или нарушения дефекации и ночной энурез и т.д. у маленьких детей, разлученных с матерью.
Регрессии Эго как результат защитной деятельности. Другой вид снижения деятельности Эго также заслужил названия «регрессии», хотя обычно в эту категорию его не включают.
■ По мере того как Эго ребенка развивается и совершенствует свои функции, увеличивающееся осознание внешнего и внутреннего мира приводит к тому, что он сталкивается с большим количеством неприятных и болезненных открытий. Доминирование принципа реальности не позволяет выдавать желаемое за действительное. Улучшение памяти ведет к сохранению не только приятных, но и пугающих, болезненных моментов. Синтетическая функция подготавливает почву для конфликта между внутренними агентами и т. д. Человеку трудно вынести происходящий из этого наплыв неудовольствия и тревоги, и дабы облегчить свою участь, он прибегает к механизмам защиты, которые, вступая в действие, защищают Эго.
Так, отрицание.вмешивается в процесс восприятия внешнего мира тем, что исключает все неприятное. Вытеснение делает то же самое во внутреннем мире. Реактивные образования заменяют неприятное на противоположное. Все три названных механизма соотносятся с памятью, т. е. с ее функциями, касающимися удовольствия и неудовольствия. Проекция противоположна синтетической функции в том, что она сглаживает тревожащие аспекты в воображении ребенка и переносит их в объективный мир.
Подводя итог, можно сказать следующее: в то время как силы созревания и адаптации стремягся к расширению возможности управления реальностью, эффективности функционирования Эго, защита от неприятного действует в противоположном направлении и ухудшает функции Эго. В этой сфере также движение вперед и назад, прогресс и регресс чередуются и взаимодействуют друг с другом.