Изменения потребностей и целей

Сдерживающие силы, оказывающие влияние на потребности

Настойчивость. Мы видели, что неспособность дос­тичь определенной цели может увеличивать отрицательную ва­лентность препятствия до тех пор, пока констелляция сил не

изменится таким образом, что человек покинет поле временно или навсегда. Этот уход часто сопровождается открытым или скрытым конфликтом, который может проявиться в агрессивно­сти. Уход может, однако, идти рука об руку с полным приняти­ем недоступности цели. Это эквивалентно фактическому отказу, недоступный регион перестает быть действительной частью жиз­ненного пространства. Если ребенок достигает состояния, когда недоступность становится «фактом», он больше не находится в состоянии фрустрации или конфликта.

То, что обычно называется настойчивостью, является выра­жением того, насколько быстро изменяются цели, когда инди­вид сталкивается с препятствиями. Фаянс обнаружила, что пред­шествующая'неудача уменьшает настойчивость детей от одного до шести лет, когда они снова сталкивались с трудностью того же типа. Успех приводил к относительному увеличению настой­чивости. Когда то же самое задание повторялось, сочетание ус­пеха и похвалы увеличивало настойчивость на 48%, только ус­пех — на 25%; замещающий успех приводил к уменьшению на 6%, неудача — к уменьшению на 48%. Похожие следствия по­хвалы и неудачи были обнаружены Вольф (Wolf, 1938). Мы ви­дели, что такое изменение целей зависит от изменения в когни­тивной структуре и от индивидуальных различий, которые мож­но наблюдать даже у младенца (Fajans, 1933). Эти эксперименты показывают, что скорость, с какой изменяются эти цели, зави­сит, кроме того, от психологического прошлого и социальной ат­мосферы. Джек (Jack, 1934) и Кайстер (Keister, 1936) обнаружи­ли, что через надлежащее обучение возможно изменить реак­цию детей детсадовского возраста на неудачу. Увеличение настойчивости и уменьшение рационализации и эмоциональных и деструктивных реакций продемонстрировало некоторую сте­пень переноса на другие области деятельности.

Трудности, усиливающие потребности. Г. Ф. Райт (Wright, 1937) показал в экспериментах со взрослыми и детьми, что трудность может усилить потребность в объекте, находящемся за барье­ром. Дети, подобно взрослым, будут предпочитать цели, которые труднее достичь, при условии, что барьер не слишком прочный и что оба целевых объекта не полностью тождественны. Такой выбор наблюдается, если сам объект имеет характер цели, но не тогда, когда это просто средство. Например, ребенок пред­почтет (при прочих равных условиях) игрушку, которую немно­го труднее достать. Если, однако, он должен выбрать между двумя РРУДиями, с помощью которых он может получить один и гот

же объект, он предпочтет то орудие, которое легче достать. Ис­следования Райта показывают, что так называемый закон эко­номии (использование самого простого пути) справедлив только для психологических средств, но не для целей. Этот последний факт тесно связан с проблемой уровня притязаний.

Психологическое насыщение

В отношении всех или большинства потребностей мож­но выделить состояние голода, насыщения и перенасыщения. Эти состояния соответствуют положительной, нейтральной и отри­цательной валентности регионов деятельности, которые связа­ны с определенной потребностью. Карстен (68) в эксперимен­тах со студентами колледжа изучала эффект повторения снова и снова таких видов деятельности, как чтение стихотворения, написание писем, рисование и вращение колеса. Она обнару­жила, что основные симптомы насыщения появляются в таком порядке: (1) незначительные изменения; (2) значительные изме­нения; (3) разбивание более крупных единиц действия на более мелкие части, потеря смысла; (4) ошибки, забывание; (5) уста­лость и подобные «телесные» симптомы,

Эти результаты дают еще одно основание для пересмотра старых теорий, которые объясняют происхождение более круп­ных единиц деятельности с точки зрения ассоциаций между бо­лее мелкими единицами, создаваемых посредством повторения. Повторение может привести к объединению более мелких еди­ниц деятельности в более крупные, но достаточное повторение разрушит более крупные единицы. Это приводит в случае ос­мысленного материала, такого, как стихи или предложения, к разрушению смысла. Сходная дезинтеграция может также про­изойти для ситуации в целом.

Насыщение происходит, только если деятельность психоло­гически имеет характер действительного1 повторения, топтания на месте в противоположность продвижению вперед. Если ха­рактер продвижения вперед удастся сохранить, обычные симп­томы насыщения не появятся.

Психологическое насыщение часто приводит к мышечной усталости или таким телесным симптомам, как хрипота. Оно ча­сто является основной причиной «усталости» у детей. Подобно истерическим симптомам, эти телесные симптомы нельзя уст­ранить сознательным усилием, хотя они вызваны психологичес­кими факторами и могут исчезнуть с переходом к другим видам деятельности, даже несмотря на то что новая деятельность ис-

пользует те же мышцы практически таким же образом. Включе­ние деятельности в другое психологическое целое так, что из­меняется ее смысл, имеет практически такой же эффект при насыщении, как переход к другой деятельности. Превосходство метода обучения чтению и письму целых предложений или слов, а не отдельных букв частично основано на том факте, что пер­вый метод с меньшей вероятностью приводит к насыщению. Хороший букварь повторяет одни и те же слова таким образом, что они включаются в несколько иные целые и имеет место «про­грамма смысла», а не действительное повторение.

Повторение не только изменяет потребности, связанные с выполняемой деятельностью, но обычно также влияет на потреб­ности, связанные с психологически похожими видами деятель­ности, посредством со насыщения.

Скорость насыщения {т. е. то, насколько быстро повторение приводит к изменению потребностей) зависит, согласно Карстен, главным образом от (1) рода деятельности (в особенности от раз­мера ее единиц действия), (2) степени центральности и (3) ин­дивидуального характера и состояния человека. Приятные, так же как и неприятные, виды деятельности насыщаются быстрее, чем нейтральные виды деятельности, которые в других отноше­ниях равноценны. Уделение большего внимания деятельности (не меняя ее значения), по-видимому, только убыстряет насыщение. Фройнд (Freund, 1930) обнаружил, что скорость насыщения не­существенных заданий больше во время менструации. Все три результата можно интерпретировать как свидетельство того, что скорость насыщения возрастает с увеличением центральности деятельности. Часто человек пытается избежать насыщения, вы­полняя деятельность периферическим образом. Непроизвольные виды деятельности, такие, как дыхание или ходьба, не насыща­ются, если они не выполняются сознательно как простое повто­рение. Влияние первичных и вторичных аспектов деятельности можно обсудить с помощью понятия относительной потенции.

Дети в соответствии с их меньшей степенью дифференциа­ции имеют тенденцию включаться в деятельность всей своей личностью. Скорость насыщения должна, следовательно, изме­няться обратно пропорционально психическому возрасту. Экс­периментальные результаты подтверждают это ожидание, хотя они не однозначны (Wolf, 1938). Очевидное расхождение дан­ных, вероятно, обусловлено тем фактом, что детская психология рассматривает проблемы насыщения и в качестве настойчивого или упорного поведения и что термин настойчивость использу­ется для описания динамически довольно различных ситуаций

(например, настойчивость в преодолении препятствия и настой­чивость в выполнении деятельности без препятствия). Шектер (Shacter, 1933) обнаружил, что время насыщения больше для сложного задания, чем для простого, при этом между трех-, четы­рех- и пятилетними детьми нет больших возрастных различий.

Вольф (Wolf, 1938) изучала насыщение в ситуациях похва­лы, соревнования и в ситуации без стимулирования с детьми четырех и шести лет, тщательно анализируя индивидуальные слу­чаи. Она обнаружила, что индивидуальная цель ребенка имеет первостепенное значение и что эта цель зависит от уровня при­тязаний,

Кунин (Kounin, 1941) сравнил насыщение и сонасыщение нормального семилетнего ребенка со слабоумными людьми две­надцати лет и от тридцати до сорока лет такого же психическо­го возраста. Он обнаружил, что скорость насыщения (рисова­ние различных узоров) уменьшалась с увеличением возраста. Более маленькие дети обнаруживали большее сонасыщение, не­смотря на небольшое количество повторений, требуемых для на­сыщения деятельности. Другими словами, скорость насыщения и степень сонасыщения уменьшаются с увеличением биологи­ческого возраста, даже если психический возраст остается не­изменным. Кунин и Сишор и Бавелас (Seashore, Bavelas, 1942) обнаружили приблизительно такие же симптомы насыщения у детей, какие Карстен описала для взрослых.

Феномены насыщения показывают, что: 1) есть тесная связь между видами деятельности и потребностями и 2) деятельность можно рассматривать как потребление, которое изменяет лежа­щую в его основе потребность и, следовательно, положительную валентность деятельности на отрицательную. В результате этого потребления валентность «похожих видов деятельности» также становится отрицательной, тогда как некоторые другие типы де­ятельности приобретают все более положительную валентность.

Насыщенная или перенасыщенная потребность после неко­торого промежутка времени часто снова возвращается в состо­яние голода. Условия этих изменений требуют изучения.

Намерение

Результат намерения можно рассматривать как созда­ние квазипотребности (Lewin, 1935). Квазипотребность динами­чески эквивалентна другим потребностям в том отношении, что она имеет тенденцию вызывать действия в направлении удов­летворения потребности, при этом соответствующий целевой

объект может присутствовать или не присутствовать. Намере­ния возникают как следствие определенной временной перспек­тивы, чтобы обеспечить с будущем некоторое поведение, кото­рое, как ожидается, приблизит удовлетворение одной или не­скольких потребностей. Вновь созданная квазипотребность обычно остается зависимой от этих потребностей-источников.

Эксперименты Биренбаум (Birenbaum, 1930) показывают, что уровень напряжения такой квазипотребности зависит от уровня напряжения более широкой совокупности потребностей, частью которой является эта квазипотребность. Намерение будет «за­быто», т. е. не выполнено, если за это время эти потребности-источники были удовлетворены или если состояние человека в целом стало состоянием, высокого общего удовлетворения.

Наши рекомендации