Поведенческие аспекты регрессии
Мы определили регрессию как изменение в направлении, противоположном изменениям, характерным для развития. Из этого следует, что изменения, обратные тем, которые мы перечислили как типичные для развития, должны быть типичны для регрессии. Можно спросить, согласуется ли этот вывод из нашего определения регрессии и описания развития с фактическим использованием термина «регрессия». Мы увидим, что так дело обстоит в большинстве, хотя и не во всех случаях.
1.Если разнообразие поведения человека или богатство его действий значительно уменьшается, говорят о примитивизации в смысле упрощения-.
2. Уменьшение в степени организации поведенческой единицы может означать либо уменьшение количества иерархических уровней, либо дезорганизацию. В последнем случае части действия могут быть противоречащими. В обоих случаях нарушение организации, вероятно, нужно рассматривать как примитивизацию, как регрессию поведения.
3. То же самое справедливо для дедифференциации и для уменьшения организации человека, т. е. тех факторов, которые связаны с единством человека. Уменьшение организации человека, или переход от единства, основанного на организации, к единству, основанному на простой взаимозависимости (распространение напряжения), очень распространено в тех случаях, когда говорят о примитивизации человека. Они типичны для временной регрессии, наблюдаемой при сильной эмоциональности и в большинстве психопатологических случаев регрессии.
4. Уменьшение расширения области деятельности и интереса, по-видимому, характерно для тех случаев регрессии, которые появляются, например, в результате долгой безработицы. Было замечено, что безработный человек и даже его дети сужают свое поле деятельности гораздо больше, чем того требует экономическая необходимость. Их временная перспектива, по-видимому, сокращается так, что поведение человека больше зависит от непосредственной ситуации. Сокращение жизни воображения, по-видимому, указывает на сжатие измерения реальности—ирреальности жизненного пространства. Такое изменение жизненного пространства, противоположное расширению в ходе развития, безусловно представляет собой примитивизацию и регрессию.
Мы упоминали, что не только жизненное пространство в целом, но и та часть жизненного пространства, которая называется пространством свободного движения, обычно увеличивается в ходе развития. Пррстранство свободного движения может сузиться без непосредственного изменения в протяженности жизненного пространства. Это может произойти, когда человек заболевает или его сажают в тюрьму или когда появляется новый брат или сестра. Такое изменение пропорции доступных по отношению к недоступным областям в жизненном пространстве обычно называется ограничением, а не регрессией. Возможно, уместно было бы говорить о регрессии только в тех случаях, когда уменьшаются границы жизненного пространства в целом. Мы упоминали, что это часто происходит, если очевидное сокращение пространства свободного движения сохраняется достаточно долгое время.
5. Исключительный пример уменьшения реализма — переход от психического здоровья к болезни. Временное и сравнительно незначительное изменение в этом направлении—«слепота» по отношению к реальности, типичная для высоких степеней возбуждения. Обычно в эмоциональной ситуации ухудшается также и «экономия действия»: человек «взрывается», не заботясь о действенности и адекватности своего поведения как средства для достижения цели.
Такое уменьшение реализма часто называют примитивизацией. Некоторые авторы (Уэллс, 1935) рассматривают «уход от реальности» как самую выдающуюся характеристику регрессии. Однако более старший ребенок вполне может создавать сложные фантазии, и это не будет симптомом примитивизации. Наоборот, старший ребенок обычно имеет более сложную жизнь воображения, чем младший. Таким образом, более сложную жизнь воображения, как правило, следует считать признаком дифференциации, а не примитивности.
Поэтому кажется необходимым тщательно рассмотреть обстоятельства нереалистичного поведения, прежде чем оценить его как симптом регрессии. Возможно, значение имеет не фактическая степень реализма поведения, а неспособность быть более реалистичным. Это значило бы, что вместо формулы (9) применима следующая формула:
(9а) теа1тах {Ch} < real""™ {Ad),
где realmax (Ch) означает максимальную степень реализма, которую способен проявить ребенок, и это следует считать основой для оценки уровня развития.
Различные аспекты регрессии, как, например, уменьшение разнообразия поведения и организации поведенческих единиц, изменение в единстве человека, сокращение жизненного пространства и уменьшение реализма, не связаны жестко, так, чтобы некоторая величина регрессии в одном аспекте всегда приводила к определенной величине регрессии в любом другом аспекте. Различные паттерны регрессии, наблюдаемые при душевном волнении, телесных и психических заболеваниях, в тюремном заключении или в старости, убедительно показывают, что различные аспекты регрессии в известной степени независимы друг от друга. С другой стороны, по-видимому, существует некоторая степень взаимозависимости, так что индивид, который регрессировал ниже определенного уровня в одном отношении, не может удерживать свой предшествующий уровень развития в отношении других аспектов.
Курт Левин
ПОВЕДЕНИЕ В ДАННОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПОЛЕ1