Поведенческие аспекты регрессии

Мы определили регрессию как изменение в направ­лении, противоположном изменениям, характерным для разви­тия. Из этого следует, что изменения, обратные тем, которые мы перечислили как типичные для развития, должны быть типич­ны для регрессии. Можно спросить, согласуется ли этот вывод из нашего определения регрессии и описания развития с фак­тическим использованием термина «регрессия». Мы увидим, что так дело обстоит в большинстве, хотя и не во всех случаях.

1.Если разнообразие поведения человека или богатство его действий значительно уменьшается, говорят о примитивизации в смысле упрощения-.

2. Уменьшение в степени организации поведенческой единицы может означать либо уменьшение количества иерархических уровней, либо дезорганизацию. В последнем случае части дей­ствия могут быть противоречащими. В обоих случаях наруше­ние организации, вероятно, нужно рассматривать как примити­визацию, как регрессию поведения.

3. То же самое справедливо для дедифференциации и для уменьшения организации человека, т. е. тех факторов, которые связаны с единством человека. Уменьшение организации чело­века, или переход от единства, основанного на организации, к единству, основанному на простой взаимозависимости (распро­странение напряжения), очень распространено в тех случаях, когда говорят о примитивизации человека. Они типичны для вре­менной регрессии, наблюдаемой при сильной эмоциональности и в большинстве психопатологических случаев регрессии.

4. Уменьшение расширения области деятельности и инте­реса, по-видимому, характерно для тех случаев регрессии, кото­рые появляются, например, в результате долгой безработицы. Было замечено, что безработный человек и даже его дети сужают свое поле деятельности гораздо больше, чем того требует экономичес­кая необходимость. Их временная перспектива, по-видимому, сокращается так, что поведение человека больше зависит от не­посредственной ситуации. Сокращение жизни воображения, по-видимому, указывает на сжатие измерения реальности—ирреаль­ности жизненного пространства. Такое изменение жизненного пространства, противоположное расширению в ходе развития, без­условно представляет собой примитивизацию и регрессию.

Мы упоминали, что не только жизненное пространство в це­лом, но и та часть жизненного пространства, которая называется пространством свободного движения, обычно увеличивается в ходе развития. Пррстранство свободного движения может сузиться без непосредственного изменения в протяженности жизненного пространства. Это может произойти, когда человек заболевает или его сажают в тюрьму или когда появляется новый брат или сестра. Такое изменение пропорции доступных по отношению к недоступным областям в жизненном пространстве обычно назы­вается ограничением, а не регрессией. Возможно, уместно было бы говорить о регрессии только в тех случаях, когда уменьша­ются границы жизненного пространства в целом. Мы упоминали, что это часто происходит, если очевидное сокращение простран­ства свободного движения сохраняется достаточно долгое время.

5. Исключительный пример уменьшения реализма — переход от психического здоровья к болезни. Временное и сравнительно незначительное изменение в этом направлении—«слепота» по отношению к реальности, типичная для высоких степеней воз­буждения. Обычно в эмоциональной ситуации ухудшается так­же и «экономия действия»: человек «взрывается», не заботясь о действенности и адекватности своего поведения как средства для достижения цели.

Такое уменьшение реализма часто называют примитивиза­цией. Некоторые авторы (Уэллс, 1935) рассматривают «уход от реальности» как самую выдающуюся характеристику регрессии. Однако более старший ребенок вполне может создавать слож­ные фантазии, и это не будет симптомом примитивизации. На­оборот, старший ребенок обычно имеет более сложную жизнь воображения, чем младший. Таким образом, более сложную жизнь воображения, как правило, следует считать признаком диффе­ренциации, а не примитивности.

Поэтому кажется необходимым тщательно рассмотреть об­стоятельства нереалистичного поведения, прежде чем оценить его как симптом регрессии. Возможно, значение имеет не фак­тическая степень реализма поведения, а неспособность быть бо­лее реалистичным. Это значило бы, что вместо формулы (9) при­менима следующая формула:

(9а) теа1тах {Ch} < real""™ {Ad),

где realmax (Ch) означает максимальную степень реализма, кото­рую способен проявить ребенок, и это следует считать основой для оценки уровня развития.

Различные аспекты регрессии, как, например, уменьшение разнообразия поведения и организации поведенческих единиц, изменение в единстве человека, сокращение жизненного про­странства и уменьшение реализма, не связаны жестко, так, чтобы некоторая величина регрессии в одном аспекте всегда приво­дила к определенной величине регрессии в любом другом ас­пекте. Различные паттерны регрессии, наблюдаемые при душев­ном волнении, телесных и психических заболеваниях, в тюрем­ном заключении или в старости, убедительно показывают, что различные аспекты регрессии в известной степени независимы друг от друга. С другой стороны, по-видимому, существует не­которая степень взаимозависимости, так что индивид, который регрессировал ниже определенного уровня в одном отношении, не может удерживать свой предшествующий уровень развития в отношении других аспектов.

Курт Левин

ПОВЕДЕНИЕ В ДАННОМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ ПОЛЕ1

Наши рекомендации