В цикле умственного развития
- Какие психодинамические изменения может вносить раннее детство в последующие этапы цикла умственного развития?
По этому общему вопросу существуют самые различные мнения. Одну точку зрения выражает поговорка: «Побег погнешь — дерево кривым будет». Китайская пословица «Не беда, если куст согнут, станет деревом — выпрямится» выражает противоположный взгляд.
С одной точки зрения раннее детство есть просто переходный эпизод в ходе развития, оказывающий слабое влияние на другие этапы. Эта теория рассматривает детство преимущественно как период созревания, на протяжении которого психическая сфера подобно соматической идет по предопределенному пути. Среда оформляет развитие и накладывает на него поверхностный отпечаток, но в основно^процесс сводится к развертыванию и дифференцировке, напоминая в этом отношении эмбриональный период и доставляя материал для дальнейшего развития.
Поэтому, гласит рационалистическое объяснение, все дети похожи друг на друга. Разве не кажутся они одинаковыми? Позднейшие комплексы поведения наслаиваются на приобретенные в детстве, но скорей в порядке механического присоединения, чем внутренней органической связи. Родители и педагоги часто поддерживают эту точку зрения, не особенно уточняя ее. Дело
представляют таким образом, что раннее детство — это нечто почти однотипное и что индивидуальное дифференцирование совершается лишь в последующие детские и отроческие годы. Утверждают равным образом, что раннее детство слишком близко стоит к нулевому пункту развития, для того чтобы могли проявиться сколько-нибудь заметные индивидуальные различия. Эта позиция приводит к благодушному заключению насчет того, что все дети вполне одинаковы и что раннее детство — этап, оставляемый позади, подобно пройденным ступеням лестницы.
Резко контрастирует с этим тот взгляд, по которому раннее детство отражается в последующих жизненных этапах и даже определяет их собой. Наиболее яркое изложение этой теории можно найти в психоаналитической литературе. Эта литература в общем делает раннее детство высшей инстанцией для истолкования личности и ее истории. Толкование это ставит на место простых категорий стимула и реакции понятия сознания, бессознательного, цензуры, инфантильного Я и Сверх-Я.
Психоанализ кладет в основу известные предположения относительно истоков человеческого поведения. Он базируется на инстинктах, он априорно конструирует психическую зависимость и аффективный рай для плода. Рождение становится революционным событием, которое служит в будущем источником чувства страха или даже продуцирует подобные ощущения у новорожденного. Развитие ребенка определяется наличием «либидо», которое является источником и двигательной сущностью душевной жизни. Либидо ведет свое происхождение из потребностей личности и вида — голода и пола. Изучение душевного развития ребенка дает картину того, как распределяется энергия либидо, как умеет оно приспособиться к окружающей среде так, чтобы были удовлетворены и влечения Я, и потребности вида. Если энергия либидо распределена целесообразно, уравновешена и хорошо регулируется, мы имеем норму, в противном случае —отклонение от нее. Различия между субъектами нормальными и патологическими не столько качественные, сколько количественные и относятся имейно к этой области распределения энергии. Эти различия концентрируются также вокруг подвижности либидо и его способности к сопротивлению. Либидо, не дезорганизуемое трудностями социальной жизни, есть показатель полноценной личности.
Наша беглая и поверхностная характеристика имеет целью показать, что психоаналитические представления о душевном развитии особенно подчеркивают психодинамическую роль раннего детства в поведении взрослого. Поскольку в первые годы
O1Q
жизни складывается основной тип поведения, определенный способ реагирования на жизнь, постольку личность взрослого ведет свое происхождение от ребенка. В этом смысле ребенок становится отцом взрослого человека.
Для большей наглядности можно следующим образом сформулировать две противоположные точки зрения на'психодинамическую роль раннего детства: а) детство — преходящая фаза, от которой освобождаются в ходе развития и которая не оставляет заметных следов, б) детство — формирующий период, в котором на много лет вперед закладываются основные черты личности. Между этими крайними взглядами остается достаточно простора для самых различных утверждений и методов исследования. Во всяком случае сложность затронутых проблем и современное состояние наших знаний заставляют предполагать, что исчерпывающее освещение раннего детства не будет принадлежать какой-нибудь одной школе, но явится результатом большого множества лабораторных и клинических исследований.
Наибольшую ценность представляют смелые построения о взаимозависимости символического поведения, вегетативной и сенсорно-моторной системы, утверждающие цельность личности. Но теории эти нуждаются еще в критической экспериментальной проверке. Наиболее многообещающей является область биопсихологии, где осуществляется широкий естественнонаучный подход к проблемам человеческого развития. Именно здесь, как уже было указано, явления роста и поведения изучаются на амебе, аксалоте, обезьяне и человеке с целью найти основные физиологические моменты, лежащие в основе индивидуального развития. В исследования, посвященные больному и здоровому человеку, все больше проникают экспериментальные требования биологов и количественные методы биометрии, в прошлом столетии биология дала нам блестящую картину эволюционного потока жизни — мы восприняли человека как один из видов животного царства. В настоящем столетии биология позволит нам заглянуть в детальные законы человеческого развития, мы поймем наконец и человеческую личность.
Хотя мы лишены возможности определить, до какой степени личность взрослого предопределена чертами ребенка, мы все же можем сказать с уверенностью, что основные особенности ранних этапов индивидуального развития обнаруживаются и на позднейших ступенях. Растут и младенец, и ребенок, и юноша, и взрослый. Рост этот по существу непрерывен. По особенностям развития младенца можно поэтому предсказать до известной степени особенности развития и даже черты поведения в последующие более зрелые годы.
В настоящей книге внимание сосредоточивается на характерных особенностях развития нормального человеческого ребенка. Попутно будут сообщены данные о детстве нижестоящих животных и приведен довольно многочисленный материал об атипических и исключительных формах развития. Однако это будет сделано лишь в целях выяснения закономерностей, управляющих ростом вообще, ибо предполагается, что рост носит именно закономерный, а не случайный, сопровождающийся всякими неожиданностями характер.
Хотя мы снабдили книгу многими диаграммами и таблицами, мы просим читателя смотреть на них не как на нечто законченное и непререкаемое, а лишь как на попытку дать выражение полученному материалу. Фактически явления роста так сложны в своем единстве, что для их формулировки потребуются новые математические и графические открытия.
Как возможно хотя бы символически изобразить комплексные процессы умственного развития? Существует ли какой-нибудь символ или диаграмма, которые бы помогли нам уловить серию бесчисленных проявлений, называемую нами с большой смелостью духовным ростом? Не должны ли мы подумать о дереве с его корнями, стволом, ветвями и листвой?
Подобно дереву, психика развивается из стадии ростка и подвергается обработке. В качестве метафоры растение подходит неплохо. Бербанк назвал ребенка человеческим побегом; и термин Фребеля «детский сад» имеет также ботанический привкус. Литература о воспитании детской души полна выражений, заимствованных из области садоводства.
Но по сути дела аналогия с растением есть грубое упрощение. Мы можем рассечь ствол дерева и установить его возраст, подсчитав годовые кольца. Человеческий интеллект не растет путем годичных наслоений, он не растет также путем простого вытяжения и разветвления. Его единство по сравнению с растением представляется гораздо более глубоким. Прошлое и настоящее какого-нибудь дерева одновременно лежат перед нами. В его структуре фактически и полностью воплощено все его существование. И в психике соединяются прошлое и настоящее, но совсем иным путем. Духовное развитие — это процесс беспрерывной трансформации и реконструкции. Прошлое не сохраняется с такой полнотой, как у дерева. Прошлое спадает с нас подобно старой коже со змеи, но оно же отбрасывает свою тень на будущее. Прошлый опыт претерпевает смещения и преобразования, о которых анатомия растений не способна дать ни малейшего представления. Этапы и фазы в непрерывном переплетении сменяют друг друга. Психическое развитие — это
процесс постоянного объединения, перестройки, реорганизации в сочетании с торможением, исходящим от высших фаз развития. Реорганизация настолько основательна, что прошлое почти теряет свое лицо. Где тот пищавший младенец, из которого вырос этот школьник со сверкающими глазенками? Стерлась ли младенческая психика под тяжестью прошедших годов, или она инкапсулировалась и лежит прикрытая новыми напластованиями? Не есть ли рост в такой же степени процесс умирания, как и процесс развития? Как в этой драме развития оформляют свою сделку жизнь и смерть? Какие факторы, какие принципы решают, кому выжить в неустанном состязании органических систем и комплексов поведения?
На эти вопросы пока еще нет ответа, но есть дорога, которая ведет к нему, — изучение путей раннего развития.