Вклад различных областей поведения в диагностику
Разумный подход к проблемам диагноза и предсказания требует, чтобы коэффициенты развития были присвоены каждой из сфер поведения, а роль каждой из них ясно понималась. Следует отказаться от терминов сенсомоторное и психомоторное развитие, а также от представления, что в раннем детстве можно исследовать только моторное поведение. Излишнее внимание к моторному развитию во многом объясняет, почему в прошлом предсказания на основе его оценивания у детей были неудачны. Некоторые психологи даже пришли к заключению, что интеллектуальный рост по сути своей нестабилен и характеристики более поздней интеллектуальной функции не представлены на первом году жизни. Моторное поведение является жизненно необходимым для оценки нервно-моторной интегри-рованности, но не является первоосновой для оценки интеллектуального потенциала. Акселерация моторного поведения не указывает на высокие интеллектуальные способности, а небольшая часть умственно дефективных детей даже демонстрирует нормальное общее моторное развитие, соответствующее своему возрасту. Напротив, хотя умственная недостаточность часто и сопровождается отставанием моторных функций, такое аномальное нервно-моторное развитие не является тождественным интеллектуальному дефекту — оно гораздо чаще наблюдается как
обособленное нарушение при нормальном интеллектуальном потенциале.
Начиная с 2 лет речевое поведение также обычно используется как критерий интеллектуальной адекватности. Хотя умственная недостаточность является наиболее общераспространенной причиной значительной речевой задержки, отставание в развитии речи не является синонимом интеллектуального дефекта, что широко демонстрируется на примере детей с дефектами слуха. У некоторых детей, нормальных с других точек зрения, речевое развитие может запаздывать, в то время как понимание речи и коммуникация жестами и пантомимикой остается на нормальном возрастном уровне. Требуя в качестве минимальных предпосылок нормальный интеллектуальный потенциал, речь детерминирована социально. Она может быть ограниченной, простой или автономной. Если исходный язык является богатым, речь разрабатывается и упрощает развитие и выражение других когнитивных способностей. Ограниченное в языковом отношении социальное окружение может вызвать затруднения в развитии ребенка, но ограничения в общении не должны делать оценку развития ребенка предвзятой. Однако в противоположность моторному поведению, если речевое развитие оказывается нормальным или ускоренным, диагноз умственной отсталости может быть отвергнут.
Роль социального окружения оказывается наиболее значительной в детерминации социального (personal-social) поведения, но оно также зависит от нервно-моторной и интеллектуальной интегрированности. В некоторых случаях, когда наблюдаются грубые нарушения в сенсорной или моторной сферах в младенчестве, социальное поведение может быть единственным показателем нормального потенциала, который, возможно, получит свое выражение лишь в последующие годы.
Адаптивное поведение, предшественник более позднего интеллектуального поведения, должен быть первоосновой для предсказания интеллектуального потенциала. В раннем детстве он выражается довольно просто по сравнению со сложными проявлениями в дальнейшем, но эта простота только кажущаяся. Для младенца интеграция стимулов осмысленным образом является сложным процессом и указанием на отсутствие повреждений мозговой коры.
Общий уровень развития не является средним всех сфер поведения, при его вычислении моторные способности не фигурируют. Общий DO является обобщенным предсказанием интеллектуального потенциала с допущением, что дальнейшее развитие
будет протекать в адекватных условиях. Он учитывает качественные показатели зрелости и интегрированности поведения, а также придает вес различиям. Обычно общий уровень развития равен адаптивному уровню, но никогда не меньше. Уровень адаптивной зрелости может быть увеличен на одну-две недели при трех обстоятельствах: (1) если существует нервно-моторная или сенсорная недостаточность, которая препятствует выполнению задания, (2) если качество выполнения является очень высоким, даже при том, что не достигаются необходимые результаты, (3) если речевое поведение значительно продвинуто. Поскольку речь включена в последующие интеллектуальные функции, при моторной недостаточности или заметной дезорганизации поведения, ведущих к значительным расхождениям между низким адаптивным и высоким речевым поведением, речь может быть более валидным предсказателем позднейшего функционирования. Общий уровень развития в этих случаях не вычисляется.
DQ, следовательно, имеет вес в клиническом диагнозе, он предоставляет индекс темпа развития в данный момент. В раннем детстве адаптивный DQ ниже 85 указывает, вероятно, на органическое повреждение. Любое снижение коэффициента ниже двух третей или трех четвертей (DQ = 65—75) является причиной для того, чтобы подозревать серьезное отставание. Это отставание может быть постоянным или может не иметь последствий, если ограничено только определенными областями поведения. Тем не менее значение DO является клиническим указанием, которое требует дальнейшего исследования. Оно позволяет определить проблемы, требующие интерпретации.
DQ и IQ
Хотя принцип исчисления, лежащий в основе DQ, похож на тот, который лежит в основе IQ, или коэффициента интеллекта, существуют важные различия в их клиническом применении, на которые следует указать. Исторически Ю может быть наиболее прямым образом возведен к работам Альфреда Бине, который создал шкалу измерения умственных способностей (intelligence) у детей школьного возраста, основанную на возрастных нормах. Значения по этой шкале выражены в терминах умственного (mental) возраста — умственный возраст при этом эквивалентен уровню умственных способностей. Штерн и Терман превратили умственный возраст в коэффициент интеллекта (Ю), установив отношение к хронологическому возрасту такое же, как отношение между возрастом зрелости и хронологическим возрастом.
IQ не измеряет интеллектуальные способности абсолютным образом, напротив, он указывает относительное значение, в котором отражается развитие так называемых умственных способностей на базе стандартизированной психометрической шкалы, состоящей прежде всего из вербальных тестов и решений задач. Тесты засчитываются путем простого подсчета успехов или неудач. Успехи безотносительно к их распределению складываются. Их сумма и есть умственный возраст. С точки зрения диагноза это очевидное сверхупрощение. В клиническом применении это приводит к неспособности рассмотреть ум как целостную сущность, различить индивидуальные типы умственных способностей, одаренности или нарушений способностей. Значительный компонент умственных способностей, измеряемых таким образом, детерминирован социально и может заметно изменяться в зависимости от обращения с ребенком, семейных, образовательных и других психосоциальных факторов.
Шкала Стэнфорд—Бине, как и многие другие шкалы оценки умственных способностей, применялась в основном для детей школьного возраста. IQ высоко коррелирует с успешностью обучения в школе и с другими тестами, которые, как предполагается, должны измерять совершенно иные аспекты деятельности центральной нервной системы. В недавней работе Дженкса весьма интересно указывается, что IQ не предсказывает многие аспекты социальной активности ребенка, например профессиональный успех, измеряемый доходом. Последний, видимо, лучше предсказывается социокультурным статусом семьи, что указывает на чрезвычайно узкую область применения большинства тестов интеллекта. IQ часто использовался, в том числе и неадекватно, в разных социальных, психологических и политических целях.
Восьмая Международная классификация болезней подразделяет уровни умственной отсталости на базе IQ следующим образом: глубокая (IQ меньше 20), тяжелая (IQ 20—35), умеренная (IQ 36—51), легкая (IQ 52—67), пограничная (IQ 68—85). Эта произвольная психометрическая классификация, возможно, имеет описательные, административные, статистические достоинства, облегчает взаимопонимание исследователей, но при этом при неосторожном использовании в клинической ситуации ведет к серьезным ошибкам. Ни IQ, ни DO автоматически не поставляют врачу диагноз, оба коэффициента нуждаются в квалификации и интерпретации. Ни в каком возрасте признание принадлежности к широкой клинической категорий не должно жестко определяться числовыми коэффициентами: 52 — легкая, а 51 — умеренная, 94 — низкий средний интеллект, а 95 — средний.
Несколько пунктов в окончательном значении не могут быть основанием для того, чтобы определить: у ребенка «обыкновенный средний интеллект» или более высокие способности, у него легкая задержка или пограничная умственная опсталость. Совсем напротив, если коэффициент находится в противоречии с клиническим впечатлением о качестве и интегрированности поведения, то скорее коэффициент ошибочен, особенно в раннем возрасте.. В профессионально научно ориентированной семье ребенок (старшего возраста) с IQ, равным 85 или даже 95, безусловно имеет повреждения скорее всего на почве органического поражения мозга, если сравнивать его с другими членами семьи. В среде гетто2 у такого ребенка, вероятно, нет значительной мозговой патологии и он станет адекватным в оптимальном, в широком смысле, окружении при наличии подходящей образовательной программы. Для обоих детей IQ, равное 85, требует принятия мер, в том числе лечебных, но в каждом случае разных. Как было замечено ранее, диагностика развития не стремится к прямому измерению интеллекта как такового, но помогает суждению клинициста об интеллектуальном потенциале, основываясь на анализе статуса зрелости. Мы наиболее заинтересованы в тех аспектах интеллекта, которые мы называем адаптивным поведением ( способности использовать и инициировать опыт для актуальной и будущей регуляции). Однако поведение маленького ребенка настолько интегрировано и обобщено, что такая адаптивность должна всегда рассматриваться в ее отношении к моторному, речевому и личностно-социальному аспектам поведения. В отличие от IQ, DQ не ограничен одной все включающей в себя формулой. Он является настраиваемой схемой, чьи регистры изменяются с возрастающей сложностью поведения. Значительные флуктуации в общем DQ или в каком-то частном DQ обнаруживают внутренние и внешние факторы, которые требуют интерпретации. В руках клинициста DQ представляет собой средство анализа, диагностический индикатор нервно-моторных и интеллектуальных функций. Флуктуации DQ в пределах 10—15 пунктов могут быть неопасными, связанными частично с несовершенством средств измерения, а частично с нормальной изменчивостью поведения. Словом, DO должен рассматриваться с долей сомнения. Но он безусловно является более полезным для решения проблем диагноза, чем одни сомнения. Он выводит суждение о статусе развития из сферы субъективных впечатлений.
Нереспектабельные районы, где проживают подвергающиеся дискриминации национальные меньшинства (примеч. переводчика).
Коэффициент развития имеет дополнительное преимущество. Он напоминает проводящему обследование, что, в противоположность расхожему мнению, чем младше ребенок, тем более серьезно прогностическое значение настоящей задержки любой степени. Если все остается на прежнем уровне, то задержка растет наподобие тени. Это делает определение даже коротких теней крайне важным для диагностики развития в раннем детстве. Месяц значит очень многое в календаре развития в раннем детстве. Хотя одна-две недели могут повлечь существенные изменения в получаемых данных в возрасте трех месяцев, отставание в 1 месяц в этом хронологическом возрасте может означать умственную недостаточность. Два месяца по отношению к трем месяцам то же, что и два года по отношению к трем годам или шесть лет к девяти годам. В значениях DQ месяц задержки в раннем детстве может быть равен целому году задержки в 3 года и так далее в более позднем возрасте.
Следует подчеркнуть заключительное предостережение: каждая область поведения делает свой собственный уникальный вклад в оценку нейропсихологической функции. Для адекватного диагноза и прогноза эти различия следует оценить и придерживаться их. Бесцеремонные комбинации, переназначение пунктов или переименование областей поведения под руководством ошибочной идеи, что такие изменения могут прояснить или упростить концептуализацию, могут привести только к беде. Такие изменения искажают весь подход к дифференциальному диагнозу. В сложных диагностических проблемах, например у пациентов с избирательными нарушениями, это может привести к катастрофе. Подход, опирающийся на использование одной формулы, неприемлем для диагноза поведения в раннем детстве, он не может оценить сложность и изменчивость развития в раннем детстве. Любая адаптация наших методов, которая, для того чтобы соответствовать психометрическим требованиям, будет навешивать детям ярлык IQ, является нежелательной и неадекватной для научного изучения процессов роста.