Тема 11. Чрезвычайные ситуации военного времени. Современные средства поражения людей и последствия их применения, защита от них.
Классификация войн. Ядерное оружие, его общие характеристики и поражающие факторы. Световое излучение ядерного взрыва, проникающая радиация и лучевая болезнь. Зоны радиоактивного заражения. Правила поведения и действия населения в районе ядерного поражения.
Химическое оружие, его характеристики и поражающие факторы. Правила поведения и действия населения в очаге химического поражения.
Биологическое оружие. Биологические средства их классификация и характеристика, воздействие на организм человека. Очаг бактериологического поражения, правила поведения и действия населения в очаге химического поражения. Средства защиты, карантин и обсервация. Дезинфекция, дезинсекция, дератизация.
Характеристика обычных средств поражения и способы защиты от них (осколочные и кассетные боеприпасы, управляемые авиационные бомбы, бомбовые кассеты объемного взрыва, бетонобойные бомбы, зажигательные бомбы).
Средства индивидуальной защиты, их классификация. Характеристика и назначение средств индивидуальной защиты органов дыхания (противогазы, респираторы, простейшие средства). Средства индивидуальной защиты кожи (простейшие подручные средства, специальные изолирующие и фильтрующие). Медицинские средства индивидуальной защиты (аптечка индивидуальная, индивидуальный противохимический пакет, пакет перевязочный индивидуальный) их характеристики и способы применения.
Тема 12. Гражданская оборона (ГО).
Основные задачи в области гражданской обороны. Структура ГО, силы ГО. Организация ГО на промышленном объекте. Структура и службы ГО на объекте и их задачи, мероприятия необходимые для решения этих задач.
Гражданские организации ГО, их структура, классификация формирований ГО и их задачи.
Правовая основа защиты населения России от чрезвычайных ситуаций. Основные положения Федерального закона (ФЗ № 68 от 21.12.94) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (с изменениями на 28 декабря 2013 года) и его основные положения.
Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности и ГО, международные организации (МОТ, ВОЗ, ИФАС, МОРБОТ, ЕЦПП, МОГО, ЮНДРО, МККК, МОМК) и их основные задачи.
Доклады
Требования к структуре доклада:
1) титульный лист;
2) план работы с указанием страниц каждого пункта;
3) введение;
4) текстовое изложение материала с необходимыми ссылками на источники, использованные автором;
5) заключение;
6) список использованной литературы;
7) приложения, которые состоят из таблиц, диаграмм, графиков, рисунков, схем (необязательная часть реферата).
Доклад оценивается преподавателем, исходя из установленных кафедрой показателей и критериев оценки доклада.
Темы докладов
1. Основы здорового образа жизни в России и за рубежом. Грамотное экологическое поведение.
2. Биогенные элементы и их воздействие на человека, биогеохимические провинции, геохимические заболевания, геопатогенные зоны.
3. Криминогенные ситуации в повседневной жизни. Правила личной безопасности.
4. Экстремальные ситуации в природных условиях, автономное существование, безопасность, умение и навыки выживания.
5. Рекомендации по правильному питанию человека.
6. Влияние на здоровье человека курения табака, пассивного курения. Табачный дым, его составные части и их воздействие на организм.
7. Алкоголизм, наркомания, токсикомания. Их влияние на здоровье человека и пути их профилактики. Музыкальный наркотик и азартные игры.
8. Отравление, симптомы отравления, причины отравления, профилактика отравлений
9. Влияние телевизора и телевизионных программ на состояние человека.
10. Влияние компьютерных игр на человека. Компьютерная зависимость, зависимость от мобильных телефонов.
11. Воздействие на человека естественных и искусственных электростатических и постоянных магнитных полей. Классификация молний, основные характеристики линейной молнии, шаровая молния. Правила безопасности при грозе (в здании, в лесу, на открытом месте, у воды).
12. Воздействия на человека электромагнитного излучения оптического диапазона (инфракрасное и ультрафиолетовое излучения), его применение в жизнедеятельности человека.
13. Атмосферное давление, влияние его повышения и понижения на человека, реакции организма на понижение давления в зонах меняющихся по высоте над уровнем моря.
14. Освещение, его основные характеристики (световой поток, сила света, освещенность, яркость
15. Лесные и торфяные пожары, их классификация. Причины возникновения и возможные последствия.
16. Ожоги. Виды и степени ожогов, медицинская помощь при ожогах.
17. Наводнения, основные причины возникновения, классификация и характеристики
18. Селевые потоки, их виды. Правила поведения населения при селевых потоках. Цунами, причины его возникновения, последствия.
19. Сильные ветры, их классификация и характеристики (буря, шквал, шторм, ураган, смерч). Меры безопасности. Правила поведения и действия населения при снежных заносах.
20. Системы обеспечения параметров микроклимата: вентиляция (естественная и механическая), кондиционирование, экранирование (типы экранов - теплоотражающие, теплопоглощающие, теплопроводящие), индивидуальные средства защиты.
21. Основные направления государственной политики в области охраны труда. Федеральный закон от 17.07.99 № 181 – ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», его основные положения.
22. Иммобилизация, её цели, виды и основные правила.
23. Переохлаждение и обморожение: признаки, причины, степени обморожения. Профилактика и оказание первой медицинской помощи при обморожении и замерзании.
24. Шок, его причины и признаки, фазы. Первая медицинская помощь при шоке.
25. Клиническая смерть, её признаки. Первая медицинская помощь при клинической смерти.
26. Экстремальные ситуации аварийного характера, правила поведения, меры безопасности на городском транспорте (метрополитене, автобусе, троллейбусе и трамвае).
27. Травматизм уличный (скользкие дороги, сосульки, сильный ветер) и дорожно-транспортный.
28. Правила безопасного поведения на транспорте (городском, общественном, частном), меры безопасности на железнодорожном транспорте, особенности поведения в авиационном транспорте.
29. Меры безопасности на речном и морском транспорте.
30. Похищение людей, основные причины и мотивы их похищения. Действия направленные на предотвращение похищения
31. Захват заложников. Рекомендуемые правила поведения заложников.
32. Химическое оружие, его характеристики и поражающие факторы. Правила поведения и действия населения в очаге химического поражения.
33. Биологическое оружие. Биологические средства их классификация и характеристика, воздействие на организм человека.
34. Очаг бактериологического поражения, правила поведения и действия населения в очаге химического поражения
35. Характеристика обычных средств поражения и способы защиты от них (осколочные и кассетные боеприпасы, управляемые авиационные бомбы, бомбовые кассеты объемного взрыва, бетонобойные бомбы, зажигательные бомбы).
36. Средства индивидуальной защиты, их классификация. Характеристика и назначение средств индивидуальной защиты органов дыхания (противогазы, респираторы, простейшие средства).
37. Средства индивидуальной защиты кожи (простейшие подручные средства, специальные изолирующие и фильтрующие
38. Правовая основа защиты населения России от чрезвычайных ситуаций. Основные положения Федерального закона (ФЗ № 68 от 21.12.94) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
39. Права и обязанности граждан РФ в области защиты населения от ЧС в соответствии с Федеральным законом (ФЗ № 68 от 21.12.94) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
40. Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (с изменениями на 28 декабря 2013 года) и его основные положения.
41. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности и ГО, международные организации (МОТ, ВОЗ, ИФАС, МОРБОТ, ЕЦПП, МОГО, ЮНДРО, МККК, МОМК) и их основные задачи.
Критерии оценивания доклада:
«отлично» – детерминирующая идея отражает глубокое понимание, содержание доклада соответствует теме; речь грамотна, используется профессиональная лексика; ответы на дополнительные вопросы позволяют судить о наличии уверенных знаний по теме доклада;
«хорошо» – основная идея содержательна, речь грамотна, используется преимущественно профессиональная лексика; ответы на дополнительные вопросы позволяют судить о наличии знаний по теме доклада
«удовлетворительно» – идея ясна, но тема не раскрыта; профессиональная лексика используется эпизодически; ответы на дополнительные вопросы позволяют судить поверхностные знания по теме доклада;
«неудовлетворительно» - основная идея поверхностна или отсутствует; профессиональная лексика не используется; ответы на дополнительные вопросы не даны.
Устные ответы на вопросы:
1. Классификация безопасностей. Цели и задачи дисциплины «Безопасность жизнедеятельности», её основные направления.
2. Характеристика основных понятий дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
3. Основные характеристики разделов дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» (Безопасность и охрана труда, техника безопасности, производственная санитария).
4. Классификация негативных факторов, их характеристики. Принципы нормирования опасных и вредных факторов.
5. Бытовая среда и её элементы. Источники негативных факторов бытовой среды и их влияние на организм.
6. Нитраты и их количественное распределение в растениях, способы снижения влияния нитратов на человека.
7. Электромагнитные поля (ЭМП) переменного тока и их воздействие на человека. Источники электромагнитного излучения. Болезни, которые могут развиваться под воздействием ЭМП.
8. Источники электромагнитных полей в квартирах. Зоны риска бытовых приборов. Меры безопасности при работе с электроприборами.
9. Влияние на человека сверхвысокочастотного (СВЧ) излучения. Влияние излучения радиотехнических объектов, телевизионных передающих станций, базовых станций сотовой связи на здоровье человека. Санитарно-защитные зоны, их характеристики.
10. Мобильные радиотелефоны, характеристики их ЭМП излучения и влияние на живые организмы.
11. Компьютеры, их электромагнитное излучение и влияние на жизнедеятельность человека. Рекомендации по безопасной работе на компьютере.
12. Воздействие на человека переменного и постоянного электрического тока. Поражающие факторы электрического тока. Оказание первой помощи при поражении электрическим током.
13. Ионизирующее излучение и его действие на организм. Характеристика радиоактивного излучения, его проникающая способность, формы и периоды лучевой болезни.
14. Механические колебания (вибрация, шум, ультразвук, инфразвук) их физические и временные характеристики, влияние на человека.
15. Причины пожаров в быту и основные меры пожарной безопасности при: эксплуатации электроприборов, использовании газовых приборов, отопительных печей.
16. Правила поведения при пожаре в квартире, на кухне, на балконе, меры по предупреждению пожара.
17. Правила поведения при пожаре в лифте, во дворе, в гараже и возгорании автомобиля, меры по предупреждению пожара.
18. Помощь загоревшемуся человеку, правила поведения при аварии с утечкой газа (магистральный газ и газовые баллоны), правила обращения с огнем при отдыхе в лесу, на дачном участке.
19. Влияние солнечной активности на органический мир (солнечные циклы, магнитные бури).
20. Теории причин возникновения землетрясений (геофизиков, астрофизиков). Характеристика процессов землетрясений, шкала интенсивности. Примеры землетрясений. Литосферные плиты – зоны повышенной сейсмичности.
21. Косвенные признаки начала землетрясения. Влияние землетрясений на жизнедеятельность человека. Правила поведения населения и меры обеспечения безопасности жизнедеятельности населения в период землетрясения.
22. Лавины, обвалы и оползни, их классификация, первые признаки их начала. Мероприятия по предупреждению лавин, обвалов и оползней. Правила поведения населения при оползнях.
23. Наука «Физиология труда» и её основные задачи. Понятия: динамический стереотип, работоспособность и её фазы, утомление и переутомление.
24. Высшая нервная система человека в его трудовой деятельности. Понятия: тяжесть и напряженность труда. Способы оценки тяжести работы. Бескислородный и кислородный этапы получения энергии клетками и тканями мышц.
25. Эргономика её задачи и значение в безопасности жизнедеятельности человека. Эргономические показатели: гигиенические, антропометрические, физиологические, психофизиологические, эстетические
26. Очередность оказания первой медицинской помощи. Виды ран, их характеристика, клинические признаки ран и их осложнения, первая помощь при ранах.
27. Виды кровотечений их характеристика, возможные последствия в зависимости от тяжести кровотечения (острое малокровие, обморок, коллапс) и первая медицинская помощь в таких случаях.
28. Способы временной остановки кровотечения. Правила и время наложения жгута в зимнее и летнее время, у взрослых и детей.
29. Основные типовые повязки: круговая, спиральная, черепашья, восьмиобразная, косыночная, пластырные. Повязки на голову, на грудную клетку, область живота и таза, конечности.
30. Краткая характеристика переломов, их признаки. Первая медицинская
31. помощь при переломах.
32. ЧС, опасности в ЧС (естественные и антропогенные). Виды поражающих факторов. Безопасность в ЧС, классификация безопасностей.
33. Классификация ЧС мирного времени (по сфере возникновения, по ведомственной принадлежности, по масштабу возможных последствий).
34. Экстремальные ситуации аварийного характера, правила поведения, меры безопасности на железнодорожном и авиационном транспорте
35. Понятие терроризма, его виды (политический, региональный, международный, националистический, религиозный, терроризм анархистов, левых и правых экстремистов), террористические организации и их цели.
36. Взрыв как средство террора, основные способы проведения взрывов и возможные места их проведения. Признаки взрывного устройства, правила поведения при обнаружении подозрительных предметов.
37. Правила поведения при сообщении угрозы террористического акта по телефону, в письменной форме. Правила поведения при возникновении террористического акта при перестрелке (на улице, в помещении, при ранении).
38. Классификация войн. Ядерное оружие, его общие характеристики и поражающие факторы.
39. Световое излучение ядерного взрыва, проникающая радиация и лучевая болезнь.
40. Зоны радиоактивного заражения. Правила поведения и действия населения в районе ядерного поражения.
41. Основные задачи в области гражданской обороны. Структура ГО, силы ГО.
42. Организация ГО на промышленном объекте. Структура и службы ГО на объекте и их задачи, мероприятия необходимые для решения этих задач.
43. Гражданские организации ГО, их структура, классификация формирований ГО и их задачи.
Критерии оценивания ответа на вопросы:
Оценка «отлично» ставится обучающемуся, имеющему сформированные и системные знания по теме занятия, проявившему при ответе успешное и систематическое умение применять полученные знания по теме занятия.
Оценка «хорошо» ставится обучающемуся, имеющему сформированные, но содержащие отдельные пробелы знания по теме занятия, проявившему при ответе в целом успешное, но содержащее отдельные пробелы умение применять полученные знания по теме занятия.
Оценка «удовлетворительно» ставится обучающемуся, имеющему базовые общие или неполные знания, проявившему при ответе в целом успешное, но не систематическое умение применять полученные знания по теме занятия.
Тестирование.
Тестирование имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами контроля. Оно позволяет более рационально использовать время урока, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь со студентами и определить результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы.
Тесты - могут использоваться для всесторонней оценки состояния испытуемых, например, до начала процесса обучения с целью оценки их отношения к учению, ровня их интеллектуального развития, способностей к конкретному учебному предмету, установления уровня обучаемости, уровня достижений в рассматриваемой области знаний.
Тестирование – это система, обладающая двумя главными системными факторами: содержательным составом тестовых заданий, образующих наилучшую целостность, и нарастанием трудности от задания к заданию.
Принцип нарастания трудности и позволяет определить уровень знаний и умений по контролируемой дисциплине, а обязательное ограничение времени тестирования – выявить наличие навыков и умений.
Тестовые задания.
1. К группам вредных и опасных факторов производственной среды относятся:
а) физические, химические, биологические, психологические
б) физические, природные, технические, электромагнитные
в) физические, биологические, технические, электромагнитные
г) технические, химические, психофизиологические, функциональная
д) электротехнические, специфические, психофизиологические
2. Вредные условия труда характеризуются:
а) наличием вредных производственных факторов, оказывающих неблагоприятное воздействие на организм
б) уровнем факторов среды, приводящих к функциональным изменениям состояния организма
в) уровнем производственных факторов, создающих угрозу для жизни
г) уровнем производственных факторов, вызывающих максимальное напряжение организма
д) наличием вредных производственных факторов, оказывающих нежелательное воздействие на организм
3. Источниками химического загрязнения воздуха жилой среды являются:
а) продукты деструкции полимерных материалов
б) бытовые приборы
в) техническое оснащение зданий
г) антропотоксины
д) технологическое оснащение зданий
4. Действие производственного шума на организм человека сводится к :
а) силикозам
б) понижению чувствительности роговицы
в) нарушению концентрации внимания
г) функциональным изменениям центральной нервной системы
д) поражению нервно-мышечного аппарата
5. Пространство, в котором постоянно существует или периодически возникает опасность называется:
а) ноксосферойб) гомосферой в) биосферой
г) техносферой д) ультрасферой
6. Организационный принцип, состоящий в том, что для обеспечения безопасности учитываются антропометрические, психофизические и психологические свойства человека при создании рабочего места, места отдыха и социально-бытовых нужд - принцип:
а) резервирования б) эргономичностив) вакуумирования
г) прочности д) информации
7. Геологические, метеорологические, гидрологические, природные пожары, массовые заболевания людей и животных по сфере возникновения относятся к:
a) техногенным ЧС б) природнымв) экологическим
г) социальным д) все неверно
8. Какое сильное ядовитое вещество применяют для очистки воды на водонасосных станциях?
a) формальдегид б) аммиак в) хлор
г) тетраэтилсвинец д) хлорпикрин
9. Обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, называется:
a) стихийным бедствием б) экстремальной ситуацией
в) чрезвычайной ситуациейг) чрезвычайным происшествием
10. Что является одной из самых серьезных опасностей при пожаре?
a) боязнь высоты б) высокая температура
в) ядовитый дымг) огонь д) все ответы верны
11. Какое сильное ядовитое вещество содержится в выхлопных газах автомобиля?
a) гербициды б) тетраэтилсвинец
в) инсектициды г) аммиак д) фтолазол
12. Факторы производственной среды и трудового процесса, которые могут быть причиной острого заболевания, внезапного резкого ухудшения здоровья или смерти называются:
а) отдельные производственные факторы
б) вредные производственные факторы
в) опасными производственными факторами
г) неблагоприятные факторы производственной среды
д) неблагоприятными факторами рабочего места
13. Физические факторы производственной среды:
а) запыленность и загазованность
б) электромагнитное, УФ- и инфракрасное излучение
в) монотонность труда
г) динамические перегрузки
д) движущиеся механизмы
14. Принципы обеспечения безопасности труда:
а) защиты расстоянием
б) подавления химического загрязнения
в) подавления опасности в источнике ее возникновения
г) активности и нормализации
д) подавления неблагоприятного влияния
15. Биологические факторы окружающей среды:
а) лекарственные средства
б) патогенные микроорганизмы
в) вредные вещества и промышленные яды
г) ядовитые растения и животные
д) недостаточное освещение
16. Огнетушители, применяемые для тушения электроустановок и приборов, находящихся под током:
а) жидкостные б) пенные в) порошковые
г) углекислотныед) воздушно-химические
17. При следовании в автомобиле во время землетрясения необходимо остановиться:
а) не мешая другим автомобилям, выйти из машины и искать укрытие
б) не мешая другим автомобилям и выйти из машины
в) не мешая другим автомобилям, открыть двери и оставаться в машине
г) выйти из машины и помогать организовывать эвакуацию населения в безопасные районы
18. Сидя сзади водителя, во время столкновения следует:
а) остаться сидеть на месте
б) лечь вдоль заднего сидения
в) упасть на пол автомобиля
г) прижаться грудью к коленям
19. Если вы разбили градусник и разлили ртуть, необходимо:
а) очищенное от ртути место промыть горячей мыльной жидкостью или крутым раствором марганцовки
б) очищенное от ртути место промыть горячим содовым раствором
в) надеть ватно-марлевую повязку, резиновые перчатки и обувь
г) открыть двери, окна для проветривания
д) собрать ртуть и очищенное от ртути место промыть слабым раствором лимонной кислоты
20. Марлевую повязку для лучшей защиты органов дыхания от паров хлора нужно смачивать:
а) 2% раствором питьевой соды
б) 5% раствором уксусной или лимонной кислоты
в) слабым раствором марганцовки
г) любой жидкостью
д) растительным маслом
21. При химическом ожоге кислотой необходимо:
а) смыть её с кожи струёй холодной воды, нейтрализовать действие кислоты мыльной водой, наложить асептическую повязку
б) нейтрализовать действие кислоты мыльной водой, наложить асептическую повязку
в) смыть её с кожи струёй холодной воды, нейтрализовать действие кислоты слабым раствором уксуса, наложить асептическую повязку
г) смыть её с кожи струёй холодной воды, наложить асептическую повязку,
нейтрализовать действие кислоты слабым раствором уксуса
22. Последовательность оказания первой медицинской помощи при открытых переломах:
а) остановить кровотечение и обработать края раны антисептиком
б) в область перелома наложить стерильную повязку
в) дать обезболивающее средство
г) провести (иммобилизацию) обездвиживание конечности
23. Признаками отравления окисью углерода:
а) судороги, боли в мышцах, рвота,
б) головная боль, рвота, оглушенное состояние, резкая мышечная слабость, потеря сознания
в) головокружение, общая слабость, кровотечение из носа
г) слезоточивость глаз, затемнение сознания, сердцебиение
д) боли в мышцах, учащение пульса и дыхания
24. Жидкость, которой нужно смачивать повязку для защиты органов дыхания от паров аммиака:
а) раствор питьевой соды
б) 5% раствор лимонной или уксусной кислоты
в) концентрированная соляная кислота
г) любая жидкость
д) растительное масло
25. Уходить от пожара в лесу необходимо:
а) двигаясь вдоль линии огня
б) не имеет значения, в какую сторону, лишь бы скорее покинуть опасную зону
в) в наветренную сторону (идти на ветер), в направлении, перпендикулярном распространению огня
г) стоять на месте
26. Во время грозы необходимо:
а) в лесу укрываться среди невысоких деревьев с густыми кронами
б) останавливаться на опушках леса, больших полянах
в) все крупные металлические предметы сложить в 15–20 м от себя
г) идти или останавливаться возле водоемов и в местах, где течет вода
д) бегать, суетиться, передвигаться плотной группой
27. Если человека ударило током, и он все еще находится под его воздействием, в первую очередь необходимо:
а) провести реанимационные мероприятия
б) вызвать скорую помощь
в) отключить электроустановку или отделить пострадавшего от токоведущей части
г) уложить пострадавшего в удобное положение
д) расстегнуть на нем одежду и накрыть, обеспечив до прихода врача полный покой
28. Воздушно-пенные огнетушители используют для тушения:
а) электроустановок, находящихся под напряжением
б) металлических конструкций
в) твердых материалов (кроме металлов)
г) загораний легковоспламеняющихся и горючих жидкостей
29. Войдя вечером в помещение, Вы почувствовали запах газа. В первую очередь следует:
а) включить свет, чтобы увидеть источник утечки газа
б) вызвать аварийную газовую службу («04»)
в) хорошо проветрить помещение
г) перекрыть основной вентиль
30. В случае обнаружения на теле впившегося клеща необходимо:
а) обмазать это место жидкостью с маслянистой пленкой, затем удалить его
б) промыть ранку нашатырным спиртом или раствором йода, затем удалить клеща
в) вызвать скорую помощь
г) промыть ранку одеколоном или мыльным раствором, удалить клеща.
Вопросы к зачету по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности».
1. Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» и её задачи.
2. Классификация негативных факторов воздействующих на человека.
3. Солнечная активность, солнечные циклы, магнитные бури и их влияние на органический мир.
4. Атмосферное давление, влияние его повышения и понижения на человека, реакции организма на понижение давления в зонах, меняющихся по высоте над уровнем моря.
5. Литосферные плиты – зоны повышенной сейсмичности. Косвенные признаки начала землетрясения. Правила поведения населения в период землетрясения.
6. Загрязняющие вещества бытовой среды (формальдегид, синтетические вещества, лаки и краски, ядохимикаты, радиоактивные строительные материалы) и их влияние на здоровье человека.
7. Влияние на здоровье человека курения табака, пассивного курения. Табачный дым, его составные части и их воздействие на организм.
8. Вредные компоненты в продуктах питания. Признаки отравления. Меры по предотвращению отравления. Влияние алкоголя на организм человека.
9. Характеристика биогенных элементов присутствующих в организме человека, биогеохимические провинции и геохимические заболевания.
10. Распределение, превращение и выделение ядов из организма.
11. Нитраты и их количественное распределение в растениях.
12. Способы снижения влияния нитратов на человека.
13. Рекомендации по правильному питанию человека.
14. Последствия воздействия электромагнитных полей на человека. Зона риска бытовых приборов. Меры безопасности при пользовании бытовыми приборами.
15. Влияние на человека электромагнитных излучений создаваемых радиотелефонами и приборами сверхвысокочастотного (СВЧ) излучения.
16. Влияние излучения радиотехнических объектов, телевизионных передающих станций, базовых станций сотовой связи на здоровье человека. Санитарно-защитные зоны, их характеристики.
17. Мобильные радиотелефоны, характеристики их ЭМП излучения и влияние на живые организмы.
18. Электромагнитное излучение компьютеров и их влияние на жизнедеятельность человека.
19. Рекомендации к безопасной работе на компьютерах.
20. Воздействие на человека электромагнитного излучения оптического диапазона (воздействие лазерного излучения).
21. Воздействие на человека ультрафиолетового и инфракрасного излучений.
22. Воздействие на человека переменного и постоянного электрического тока. Поражающие факторы электрического тока. Оказание первой помощи при поражении электрическим током.
23. Воздействие на человека естественных и искусственных электростатических и постоянных магнитных полей.
24. Механические колебания, вибрация, резонансные частоты их воздействие на человека.
25. Акустические колебания, шум и его воздействие на человека.
26. Инфразвук и ультразвук, их влияние на человека.
27. Очередность оказания первой медицинской помощи, виды кровотечений и способы их временной остановки.
28. Способы и правила наложения жгута, опасные последствия неправильного наложения жгута.
29. Первая медицинская помощь при клинической смерти (искусственное дыхание и непрямой массаж сердца).
30. Первая медицинская помощь при поражении электрическим током, при ожогах, правила обработки ран.
31. Первая медицинская помощь при переломах, шоке, повреждениях кислотой и щелочью.
32. Переохлаждение и обморожение: признаки, причины, степени обморожения. Профилактика и оказание первой медицинской помощи при обморожении и замерзании.
33. Механические колебания (вибрация, шум, ультразвук, инфразвук) их физические и временные характеристики, влияние на человека.
34. Причины пожаров в быту и правила поведения при пожаре в квартире, на кухне, на балконе, меры по предупреждению пожара.
35. Помощь загоревшемуся человеку, правила поведения при аварии с утечкой газа (магистральный газ и газовые баллоны), правила обращения с огнем при отдыхе в лесу, на дачном участке.
36. Лесные и торфяные пожары, их классификация. Причины возникновения и возможные последствия. Первичные и вторичные поражающие факторы лесных пожаров. Профилактика лесных и торфяных пожаров.
37. Ожоги. Виды и степени ожогов, медицинская помощь при ожогах.
38. Лавины, обвалы и оползни, их классификация, первые признаки их начала. Мероприятия по предупреждению лавин, обвалов и оползней. Правила поведения населения при оползнях.
39. Наводнения, основные причины возникновения, классификация и характеристики. Прямой и косвенный экономический ущерб от наводнений. Способы борьбы с наводнениями. Правила поведения при наводнении.
40. Селевые потоки, их виды. Мероприятия по предупреждению селей и меры по снижению ущерба от них (пассивные и активные). Правила поведения населения при селевых потоках. Цунами, причины его возникновения, последствия.
41. Сильные ветры, их классификация и характеристики (буря, шквал, шторм, ураган, смерч). Меры безопасности. Правила поведения и действия населения при снежных заносах.
42. Эргономика её задачи и значение в безопасности жизнедеятельности человека. Эргономические показатели: гигиенические, антропометрические, физиологические, психофизиологические, эстетические.
43. Основные направления государственной политики в области охраны труда. Федеральный закон от 17.07.99 № 18 – ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации», его основные положения.
44. Классификация ЧС мирного времени (по сфере возникновения, по ведомственной принадлежности, по масштабу возможных последствий).
45. Травматизм уличный (скользкие дороги, сосульки, сильный ветер) и дорожно-транспортный. Правила его предупреждения.
46. Правила безопасного поведения на транспорте (городском, общественном, частном).
47. Понятие терроризма, его виды, террористические организации и их цели.
48. Взрыв как средство террора, основные способы проведения взрывов и возможные места их проведения. Признаки взрывного устройства, правила поведения при обнаружении подозрительных предметов.
49. Классификация войн. Ядерное оружие, его общие характеристики и поражающие факторы.
50. Световое излучение ядерного взрыва, проникающая радиация и лучевая болезнь.
51. Зоны радиоактивного заражения. Правила поведения и действия населения в районе ядерного поражения.
52. Химическое оружие, его характеристики и поражающие факторы. Правила поведения и действия населения в очаге химического поражения.
53. Биологическое оружие. Биологические средства их классификация и характеристика, воздействие на организм человека.
54. Очаг бактериологического поражения, правила поведения и действия населения в очаге химического поражения. Средства защиты, карантин и обсервация. Дезинфекция, дезинсекция, дератизация.
55. Характеристика обычных средств поражения и способы защиты от них (осколочные и кассетные боеприпасы, управляемые авиационные бомбы, бомбовые кассеты объемного взрыва, бетонобойные бомбы, зажигательные бомбы).
56. Основные задачи в области гражданской обороны. Структура ГО, классификация формирований ГО и их задачи.
57. Правовая основа защиты населения России от чрезвычайных ситуаций. Основные положения Федерального закона (ФЗ № 68 от 21.12.94) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
58. Права и обязанности граждан РФ в области защиты населения от ЧС в соответствии с Федеральным законом (ФЗ № 68 от 21.12.94) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
59. Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (с изменениями на 28 декабря 2013 года) и его основные положения.
60. Международное сотрудничество в области безопасности жизнедеятельности и ГО, международные организации (МОТ, ВОЗ, ИФАС, МОРБОТ, ЕЦПП, МОГО, ЮНДРО, МККК, МОМК) и их основные задачи.
Критерии оценки
«зачтено» выставляется студенту, если ответ логичен, студент проявляет знание профессиональных терминов, понятий, категорий, концепций и теорий. Развернуто аргументирует выдвигаемые положения, приводит убедительные примеры. Обнаруживает аналитический подход в освещении различных концепций. Делает содержательные выводы. Демонстрирует уверенные знания нормативных правовых актов и специальной литературы. Речь грамотна, используется профессиональная лексика.
«не зачтено» выставляется студенту, если в ответе недостаточно раскрыты профессиональные понятия, категории, концепции, теории. Студент проявляет стремление подменить научное обоснование раскрываемого вопроса рассуждениями обыденно-повседневного бытового характера. Ответ содержит ряд серьезных неточностей. Выводы поверхностны. Знания нормативных правовых актов не проявлены. Профессиональная лексика не используется.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»
а) основная литература:
1. Айзман Р.И. Основы безопасности жизнедеятельности и первой медицинской помощи. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2002.
2. Безопасность жизнедеятельности