Организация обучения населения к действиям
В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
Подготовка населения к действиям и защите в чрезвычайных ситуациях является жизненно необходимой, обязательной, постоянной и всеохватывающей, т. е. всегда и везде все население, живущее в городах и в селах, работающее и неработающее, учащиеся и студенты, старики и дети должны быть подготовлены к действиям и к защите от любых чрезвычайных ситуаций. Это залог их здоровья, жизни и сохранения материальных благ.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРИНЦИПЫ,
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Основными задачами подготовки в области защиты от ЧС являются[2]:
-обучение всех групп населения правилам поведения и основным способам защиты от ЧС, приемам оказания первой медицинской помощи пострадавшим, правилам пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты;
-обучение (подготовка) руководителей всех уровней управления действиям по защите населения от ЧС;
-выработка у руководителей и специалистов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций навыков по подготовке и управлению силами и средствами, входящими в единую государственную систему предупреждения и ликвидации ЧС;
-практическое усвоение работниками в составе сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС своих обязанностей при действиях в ЧС.
-Принципы обучения – это система требований, соблюдение которых обеспечивает эффективное и качественное функционирование учебного процесса.
Принципы обучения следующие:
- теоретическая обоснованность и практическая необходимость;
- сознательность и активность;
- последовательность и систематичность;
- доступность и наглядность;
- высокий уровень требований и дисциплинированность;
- прочность овладения знаниями и навыками;
- сочетание индивидуального и коллективного (группового) обучения;
- высокие морально-психологические качества (стойкость, мужество, храбрость, особенно у личного состава аварийно-спасательных формирований (пожарных, химиков, разведчиков и т.п.).
В последнее время к принципам обучения добавляются и требования благоприятных учебно-материальных условий, в т. ч. передовые прогрессивные формы и методы обучения с учетом научно-технического прогресса (компьютеризация, практическая выгодность), а также социально-бытовые и всесторонние нравственно-культурные аспекты.
Методы или способы, т. е. приемы проведения учебных занятий, с помощью которых обеспечивается достижение поставленных целей и задач в обучении, в том числе по ГО и БЗ, следующие:
- главный метод – убеждение, логическая обоснованность, органическая взаимосвязь с принципами обучения;
- устное изложение учебного материала;
- обсуждение учебных вопросов, проблем, поставленных задач;
- показ учебно-наглядных пособий (схем, таблиц, плакатов, диафильмов, учебных кинофильмов и т.п.);
- упражнения, решение задач, выполнение чертежных (графических) работ;
- самостоятельное изучение учебного материала;
- выполнение научно-исследовательских работ.
Формы или виды учебных занятий вытекают из принципов и методов обучения, связаны с ними, их обслуживают, уточняют, дополняют, детализируют, и должны соответствовать задачам и поставленным учебным целям обучения. Формы обучения, в том числе по ГО и БЗ, следующие:
- лекция – основной вид учебных занятий, одна из главных форм в ВУЗах (лекции могут быть обзорные, установочные, по наиболее важным, сложным, проблемным темам, разделам);
- практические занятия и тренировки;
- групповые занятия и упражнения (лабораторные, деловые игры, отработка нормативов – индивидуальных или групповых);
- семинары – обсуждение по разделам, поставленному комплексу учебных или научных проблем;
- стажировка, практика по специальности;
- тактико-специальные занятия для формирований ГО;
- тактико-специальные учения, командно-штабные тренировки и учения, объектовые тренировки, комплексные учения;
- индивидуальные занятия, самостоятельная работа, контрольная работа;
- рефераты, курсовые, дипломные работы;
- консультации, зачеты, экзамены.