Саморазоблачение и разглашение

К наиболее трудным процессам жизни людей, отличающихся от большинства своим сексуальным поведением, относится саморазоблачение. Точный смысл этого термина продолжает трактоваться по-разному, но по существу он означает наступление момента, когда чел. признается себе, что он гомосексуал, транссексуал или трансвестит, и решает покончить с отрицанием этого и с тайной жизнью. За признанием самому себе следует признание в этом окружающим. Однако в об-ве, даже наиболее терпимом, имеются скрытые «минные поля», на к-рые не каждый отваживается вступить, так что не всякий чел. решается на саморазоблачение. Для решившихся пойти на это саморазоблачение обычно становится постоянным, медленным и трудным процессом. В зависимости от того, как далеко хочет зайти чел., информ. распространяется на рабочем месте, в сферах проведения досуга и мед. обслуживания. Обычно первыми об этом узнают друзья, последними — члены семьи, особенно родители. Нет точных данных относительно того, какая часть гомосексуалов, транссексуалов и трансвеститов прибегла к саморазоблачению. Большинство активистов в этих субкультурах полагает, что чем больше людей прибегнет к саморазоблачению, тем труднее будет для об-ва сохранять негативное дискриминирующее отношение к сексуальным меньшинствам с позиции превосходства гетеросексуальности. В поддержку этих усилий в США и др. странах учреждены национальные дни саморазоблачений.

Разглашение — феномен, вызывающий еще большую полемику. Он возник в 1990-е гг. Разочарованные медленным ходом процесса принятия геев об-вом, их активисты прибегают к публичной огласке действительного или мнимого гомосексуального или трансвестистского поведения политиков, звезд спорта и шоу-бизнеса и др. лиц. Их аргумент: разглашение обеспечивает совокупность ролевых моделей для тех, кто стыдится своего положения. Оно тж лишает силы тех, кто использует в качестве маскировки сексофобическую активность для сокрытия своего собственного поведения. Тем не менее этот процесс наз. филос. изнасилованием, психич. насилием и этическим шантажом. Разглашение, безусловно, может повредить карьере или личной жизни чел.

Что значит быть «другим»?

Для нек-рых людей быть «другими» (в сексуальном отношении) яв-ся сознательным выбором. Для др. в этом нет выбора. Они отличаются от большинства с момента рождения или вследствие событий, к-рые они не в силах контролировать. Об-во отвергает или принимает их в соответствии с культуральными мифами, представлениями и нормами. Во всем мире имеется много сходства в том, как реагируют на это в разных культурах, но есть тж и разительные различия. Здесь речь идет не о том, правы или неправы эти люди, а о том, что они просто не такие, как все. Внутри любого об-ва можно обнаружить нейтральное отношение к «другим», реакцию на них как на сознаваемую угрозу или убеждения, что такое поведение яв-ся даром божьим, заслуживающим особой благодарности.

Обширное поле вариантов сексуального поведения м. б. уподоблено банкету ООН. Однако если чел., склонный к необычным и тонким нюансам пищи, может получить титул гурмана, то чел., склонный к необычному сексуальному опыту, встречает гораздо менее терпимое к себе отношение. Это происходит даже тогда, когда участники действуют добровольно и в частной обстановке. Как и с пищей, нек-рые варианты поведения могут никогда не быть испробованы, нек-рые м. б. испробованы однократно с тем, чтобы уже никогда более к ним не обращаться. Но отвергнуть их все без размышлений и проб означало бы лишить себя и др. не только удовольствия, но и чувства незыблемого Я.

См. также Аккультурация, Формирование идентичности в подростковом и юношеском возрасте, Андрогиния, Сексуальное поведение животных, Бисексуальность, Культурный детерминизм, Гомосексуальность, Теория навешивания ярлыков, Я-концепция, Самораскрытие, Половые роли, Полоролевое развитие, Социальное влияние, Табу, Транссексуализм, Трансвестизм

М. Даймонд

Селекционизм (selectionism)

С. — это общий подход к объяснению сложных явлений, при к-ром сложность рассматривается как кумулятивный рез-т повторяющегося действия относительно простых процессов. Первым примером систематического развития С. стала концепция эволюции путем естественного отбора, к к-рой независимо друг от друга в 1859 г. пришли Ч. Дарвин и А. Уоллес. Эволюция, происходящая путем естественного отбора, рассматривает сложность и разнообразие жизни как рез-т повторяющихся циклов изменения характеристик организмов, дифференциальной репродукции (естественного отбора) форм жизни, обладающих определенными характеристиками, и сохранения продуктов дифференциальной репродукции, ответственных за эти характеристики (последние в настоящее время известны под назв. «гены»). Согласно С., сложность и разнообразие возникают как «случайный» рез-т повторения трехступенчатого процесса — изменения, отбора и сохранения. Т. о., сложность и разнообразие яв-ся эмерджентными следствиями относительно простых процессов, к-рые не требуют принципов высшего уровня для направления к заданной цели.

Что касается психологии, то здесь наиболее последовательным селекционистским подходом, предложенным и развитым Б. Ф. Скиннером, яв-ся анализ поведения. Селекционистская направленность анализа поведения ярче всего проявляется в его положении о том, что даже сложное поведение чел. — кумулятивный продукт отбора на основе подкрепления. «Подкрепители» — это стимулы, изменяющие («отбирающие») вероятность того, что окружающая среда будет стимулировать предшествующие им реакции. Отобранные т. о. реакции вносят вклад в вариацию, доступную для дальнейшего отбора, окончательным рез-том к-рого яв-ся сложное поведение. Сложное поведение, обычно описываемое с помощью таких терминов, как мышление, запоминание, решение задач и говорение, рассматривается как продукт продолжительной истории отбора посредством подкрепления (т. е. отбора посредством воздействий индивидуальной среды). Отбор через подкрепление изменяет поведение организма, к-рый сам по себе — продукт естественного отбора путем воздействия предшествующей среды на вид, представителем к-рого яв-ся индивид. В качестве модели изменений, произведенных естественным отбором на протяжении эволюции, Ч. Дарвин обратился к искусственному отбору, в процессе к-рого животноводы скрещивали домашних животных, чтобы изменить нек-рые признаки (напр., хвост голубей). Аналогичным образом Б. Ф. Скиннер использовал метод последовательного приближения, в процессе к-рого экспериментатор постепенно изменяет критерии реакции, от к-рых зависит появление подкрепления, как модель того, каким образом отбор посредством естественных случайных событий может сформировать сложное поведение на протяжении жизни индивида.

Одно из самых важных следствий селекционистских теорий, независимо от их реализации, состоит в том, что их конструкты всегда указывают на диапазон изменчивости, а не на к.-л. неизменную сущность. Напр., в теории эволюции понятие вида яв-ся статистической абстракцией, относящейся к диапазону изменчивости признаков. Вид как некая «вещь» не существует, есть только различающиеся между собой индивиды, диапазон изменчивости к-рых определяет понятие вида. Эволюционист Э. Майр более четко, чем др., сформулировал эту особенность селекционистских понятий. Аналогичным образом при анализе поведения подкрепляющий стимул отбирают не одну-единственную реакцию, а некий спектр реакций, характеристики к-рых отвечают критериям появления подкрепителя. Статистическая природа понятий селекционистских теорий вступает в противоречие с понятиями эссенциалистских теорий, преобладающих в психологии. Напр., в исслед. языка вариациям «грамматичности» речи может не придаваться сколько-нибудь существенного значения. Напротив, эти вариации рассматриваются как рез-т относительно неважных переменных «исполнения» (таких как оговорки и описки из-за невнимательности), к-рые в какой-то степени затушевывают функционирование базовой инвариантной и универсальной сущности, напр., «устройства овладения языком» или «органа речи». Для подобных лингв. теорий именно инвариантные «универсалии», а отнюдь не вариации, яв-ся реальными и истинными. Ситуация эта напоминает то, что происходило в биологии до Ч. Дарвина: виды считались неизменными и вечными сущностями, а отдельные организмы были всего лишь вариациями на тему фундаментального плана, лежащего в основе вида. Короче говоря, в то время как С. считает изменчивость внутри классов явлений фундаментальным фактором, эссенциализм расценивает ее как досадную помеху и вводящую в заблуждение ненужность. Различие между селекционистскими и эссенциалистскими понятиями имеет глубокие филос. корни, уходящие, соответственно, к английской эмпирической философии и Платону.

См. также Генетика поведения, Бихевиоризм, Эмпиризм, Эволюция, Постмодернизм, Подкрепление

Дж. Донахью

Семантический дифференциал (semantic differential)

С. д. был разраб. Ч. Э. Осгудом как измерительная процедура для оценки значений. Осгуд предполагал, что значения слов могут изменяться в отношении довольно значительного, но неизвестного количества измерений.

С. д. яв-ся стандартизованной процедурой извлечения тщательно продуманной выборки размещений субъектом понятия (слова) по множеству континуумов. Типичным примером может быть следующий вопрос: «Как бы вы оценили яблоко, используя для этого следующие шкалы? Где бы вы поместили значение яблоко вдоль континуума, простирающегося между двумя указанными точками, где оценка 1 или 7 означает чрезвычайно, 2 или 6 означает очень, 3 или 5 означает, скорее, хороший (или плохой) и оценка 4 означает ни хороший, ни плохой или в равной степени хороший/плохой?»

Яблоко

Хороший ___-___-___-___ Плохой

Большой ___-___-___-___ Маленький

Активный ___-___-___-___ Пассивный и т. д.

Значения в семантическом пространстве обладают двумя важными свойствами: направлением от средней точки каждой шкалы и удаленностью от начала каждой шкалы (что предположительно свидетельствует об интенсивности значения).

Осгуд обнаружил, что семантическое пространство можно теоретически представить как обладающее минимум тремя ортогональными измерениями: оценкой (напр., хороший—плохой), активностью (напр., активный—пассивный) и силой (напр., большой—маленький). Т. о., С. д. оказывается модифицированной формой контролируемых ассоциаций — преим. посредством использования процедур шкалирования и отбора самих оценочных шкал.

С. д. применялся в кросс-культурных исслед. значений при изучении развития значений у детей, а тж для оценки настроений, эмоций и изменений личности в ходе психотер. (последнее оказывается наиболее популярным в наше время).

См. также Когнитивная сложность, Измерение, Психолингвистика, Шкалирование

Р. А. Кашау

Семейная терапия (family therapy)

Описание семейной терапии

С. т. может быть охарактеризована как попытка модификации отношений в контексте семейной системы. В С. т. симптоматическое поведение и проблемы рассматриваются как результат неправильного взаимодействия, а не как индивидуальная характеристика того или иного члена семьи. Т. о., для С. т. характерен интерперсональный, а не интрапсихический подход.

Эта системная теория с терапевтической т. зр. предлагает рассматривать семейный процесс как такой, при к-ром каждый член семьи играет определенную роль в поддержании системы. «Идентифицированный пациент» может рассматриваться в качестве «проблемы», но «причиной» является сама дисфункциональная семейная система. Задача терапевта заключается в изменении системы путем соотв. вмешательств. Существует много направлений, в рамках к-рых используются различные техники, но общим для всех является принцип, согласно к рому проблему представляет собой система, а не к.-л. ее отдельный элемент.

Систему образуют взаимозависимые элементы, обладающие взаимной каузальностью; их динамическая связь обеспечивает относительную устойчивость системы во времени. Системы бывают открытыми (т. е., обнаруживающими тенденции к континуальному развитию или претерпевающими какие-то изменения) или закрытыми. Семья является открытой системой; пример закрытой системы — система парового отопления. Открытая система характеризуется тремя качествами: целостностью, отношениями и эквифинальностью.

Целостность означает, что систему образуют взаимодействия, а не просто нек-рое количество людей. Под отношениями понимаются взаимодействия в рамках системы: все происходящее в семье между ее членами, их постоянные взаимодействия и повторяющиеся паттерны таких взаимодействий. Эквифинальность — это качество систем, благодаря к-рому они функционируют независимо от первоначальных причин и могут изменяться под влиянием текущих факторов. Они не определяются своими исходными параметрами.

Четыре исторических понятия

Ниже приводятся ранние понятия, образующие основу четырех совр. ведущих теорий.

1. Взаимосвязанные патологии (Interlocking Pathologies). Натан Аккерман ввел понятие взаимосвязанных патологий, когда проблемы одного члена семьи связываются через взаимодействия с др. ее членами. Аккерман наблюдал эти перепутавшиеся корни в семейной системе и убедился в том, что они, в основном, не сознавались членами семьи. Понятие взаимосвязанных, неосознаваемых патологий поддерживается школой объектных отношений.

2. Слияние (Fusion). Мюррей Боуэн ввел понятие слияния — явления, первонач. отмеченного в семьях больных шизофренией, но наблюдаемого и в т. н. нормальных семьях. Слияние означает, что отдельные члены семьи не могут действовать независимо друг от друга и спаяны вместе, образуя неопределенную, аморфную массу. Психотер. по Боуэну имеет целью «отцепить» членов семьи друг от друга.

3. Псевдовзаимность (Pseudomutuality). Лайман Уинн и его сотрудники наблюдали ложный тип близости или интимности, к-рый они назвали «псевдовзаимностью», характеризовавшейся утратой границ между отдельными членами семьи. В качестве способа коррекции этой псевдоинтимности, Уинн предложил смену границ путем устранения существующих альянсов и расщеплений и создания новых коалиций. Минухин называл то же явление «запутыванием» («enmeshment»). Целью структурной С. т. является создание новых альянсов с целью помочь «запутавшимся» друг с другом или же «разобщенным» членам семьи стать более независимыми. Структурная семейная терапия основана гл. обр. на идеях Уинна.

4. Двойная связь (The Double Bind). «Двойную связь можно вкратце описать как паттерн взаимодействия, характеризующийся "строгими ограничениями", налагаемыми с помощью парадоксальной коммуникации в рамках "важных, эмоционально значимых отношений", результатом которого становится "неприемлемое решение", из которого его участники "не н состоянии выпутаться"» (Эбелис). Эти процессы в их сильном проявлении обнаружены в семьях больных шизофренией, но тж, в более мягкой форме, встречаются и в здоровых семьях. Открытие «двойной связи» заставило исследователей уделить больше внимания законам, управляющим коммуникацией. С т. зр. Бейтсона, каждое послание имеет два аспекта: сообщение и команду. Командный аспект следует ряду правил, формирующихся с течением времени и имеющих тенденцию становиться самоподкрепляемыми. Это наблюдение привело к представлению о том, что нет необходимости углубляться в поиски причин симптомов для того, чтобы вызвать терапевтическое изменение, — следует лишь обратить внимание на поведение, поддерживающее систему.

Наши рекомендации