Законодательно-нормативное обеспечение программы
Раздел 1
Общие положения.
В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физического дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребёнка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете – отношение государства к проблемам здоровья.
По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться , во-первых, семья, включая всех её членов и условия проживания, во-вторых, ДОУ , где ребёнок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.
Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребёнка, учёте и использования особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определённых условий.
Цель программы
Программа «Здоровый малыш» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей , педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Основные задачи
1. Воспитание у детей осмысленного отношения к физическому и духовному здоровью. Расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма.
2. Формирование и совершенствование двигательной сферы ребёнка через рациональную организацию двигательной активности.
3.Развитие и стабилизация эмоциональной сферы ребёнка как основы психического здоровья.
4. Развитие познавательного интереса к своему телу и его возможностям.
Идея программы
Здоровьесберегающая модель образовательной системы ДОУ как переход к ориентации на реально существующие типы детей, уровень их здоровья, максимальное развитие имеющихся у них способностей, учёт основных психофизических характеристик.
Гипотеза
Образовательный процесс в ДОУ будет значительно эффективнее, если педагоги будут работать в рамках единой комплексной оздоровительно-развивающей среды.
Законодательно-нормативное обеспечение программы
• Конституция Российской̆ Федерации;
• Конвенция о правах ребенка от 13.12.1989 г;
• Семейный Кодекс Российской Федерации;
• Закон Российской Федерации № 273–ФЗ от 29.12.2012. «Об образовании в Российской Федерации»;
• «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049 – 13»
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
• Конвенция о правах ребенка от 13.12.1989 г;
· Уставом детского сада №511 от 22.11.1993г, утверждён приказом департамента образования мэрии города Ярославля. № 01-05/419 от 22.06.2015.
· Лицензией: от 27.10.2015. №334/15 серия 76Л02 №0000586 бессрочная.
• О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения. Письмо Минобразования России от 14.03.2000 г. № 65/23-16;
· Договор об образовании по образовательным программам дошкольного образования.
Объекты программы
• Дети дошкольного образовательного учреждения.
• Семьи детей, посещающих образовательное учреждение.
• Педагогический коллектив образовательного учреждения.
Ожидаемые результаты
1.Создание здоровьесберегающей развивающей модели, способствующей не только сохранению, но и развитию здоровья физического, психического, социального.
2.Осуществление здороьесберегающей организации воспитательного процесса.
3. Апробация и внедрение в практику работы ДОУ развивающих оздоровительных технологий с учётом психотипа, уровня здоровья, способностей детей.
4. Снижение заболеваемости у детей на 3 %.
5. Отсутствие травматизма.
6.Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.
7. Обеспечение статистического учёта, контроля и анализа на всех уровнях.
8. Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.
9. Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья детей.
Раздел 2
Основные принципы программы
1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых , эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
4.Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями , учёт разноуровневого развития и состояния здоровья.
5.Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Раздел 3
Раздел 4.
Работа с детьми.
Педагогические наблюдения
Диагностика – комплекс мероприятий, определяющий исходные показатели психического и физического здоровья, двигательной подготовленности, критерии здоровья, проблемы и потенциальные возможности детей.
Медицинские работники, изучая анамнез развития ребёнка, выявляют часто болеющих детей, детей с хроническими заболеваниями, дают рекомендации педагогам по организации оздоровительной работы.
Воспитатели наблюдают за поведением ребёнка в повседневной жизни и в игре.
Педагог-психолог выявляет индивидуальные особенности поведения и эмоционально-волевой сферы.
Учитель-дефектолог изучает особенности развития психических процессов.
Музыкальный руководитель обследует состояние уровня музыкального развития.
Инструктор по ФК изучает особенности физического развития детей.
Итогом обследования является проведение ПМПк , на котором обсуждаются диагностические данные по выявленным проблемам у детей, берутся под контроль наиболее сложные дети, намечается дальнейший план индивидуальной работы.
Полноценное питание.
Принципы организации питания:
· выполнение режима питания.
· гигиена приёма пищи.
· ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания.
· эстетика организации питания.
· правильность расстановки мебели.
Система закаливания.
Комплекс закаливающих мероприятий:
· соблюдение температурного режима в течение дня.
· правильная организация прогулки и её длительность.
· соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учётом индивидуального состояния здоровья детей.
· облегчённая одежда для детей в детском саду.
· сон с доступом свежего воздуха в тёплое время года.
· гимнастика после сна.
· мытьё прохладной водой рук.
· полоскание рта водой комнатной температуры.
· ходьба по дорожкам «Здоровья».
· контрастное обливание ног (летом).
· хождение босиком (летом).
· игровой массаж А.Уманской и К. Динейки.
Работа с педагогами.
1. Состояние образовательного процесса и состояния здоровья:
· комплексная оценка состояния здоровья.
· диагностика состояния здоровья.
· диагностика среды жизнедеятельности (образовательная, психологическая, семейная).
2. Разработка комплексной стратегии, направленной на улучшение состояния здоровья детей:
· подготовка и переподготовка квалифицированных специалистов ДОУ.
· разработка и внедрение психологических, педагогических, валеологических и медицинских методов коррекции.
· пропаганда здорового образа жизни (проведение конкурсов, распространение информационной литературы.
3.Оценка эффективности мероприятий, направленных на улучшение состояния здоровья:
· оценка эффективности программы.
Работа с родителями
Задачи работы с родителями:
· повышение педагогической культуры родителей.
· изучение и распространение положительного опыта семейного воспитания.
· вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары.
· просвещение родителей в создании экологической и психологической среды в семье.
· включение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Формы работы с родителями:
· Проведение родительских собраний, консультаций, круглых столов, семинаров.
· Педагогические беседы с родителями (индивидуальные и групповые) по проблемам.
· Дни открытых дверей.
· Показ открытых занятий для родителей.
· Организация совместных дел.
· Наглядная агитация, анкетирование.
План лечебно-оздоровительных мероприятий.
Ме сяц | Мероприятия | Дозировка | Дети |
1 .Витаминизация 2 Фиточай «Осенний аромат» 3 .Фитонциды «Волшебный лучок» 4 Ионизация воздуха. 5. Полоскание рта водой комнатной температуры. | 1 драже 1 раз в день ежедневно в 10 часов ежедневно в обед 5 дней в неделю ежедневно после принятия пищи | Все дети | |
1 .Витаминный напиток «Янтарный» красная рябина 2 .Фитонциды «Волшебный лучок» 3 Ионизация воздуха. 4. Полоскание рта водой комнатной температуры. 5.Лечебное орошение зева р-р йодинола | ежедневно в 10 часов ежедневно в обед ежедневно после принятия пищи по назначению врача | Все дети ЧБД | |
1.Лечебный сеанс «Родничок» полоскание горла настоем трав 2. Лимонная долька «Сластёна» 3.Живая вода (очищенная) 4. Целебная пилюля Неболейка (дибазол) | 1 раз в день ежедневно в неограниченном количестве 10 дн, по ¼ таблетки по назначению врача | Все дети | |
1 Эликсир «Бодрость» витамин «С» 2.Лечебная смазка носика 3. «Волшебная приправа» (фитонциды чеснок) 4.Драгоценный медальон (с чесноком внутри) | В течение месяца ежедневно | Все дети | |
1. Фиточай «лесная сказка» (мята, мелиса, смородина, земляника) 2. «Волшебная приправа» фитонциды | 1 раз в день в 10 часов | Все дети | |
1. Лечебный сеанс «Морской прибой» полоскание рта «Морской водой» - по ½ ч.л.соли, ½ ч.л. соды, 1 капля йода. 2. Свекольная капля (в нос) | 1 раз в день 1 раз в день | Все дети | |
3. | 1.Коктейль «Изюминка» ( шиповник) 2. Лимонная долька | 1 раз в день | Все дети |
4. | 1.«Волшебная капля» (экстракт элеутерококка) по назначению врача 2.Целебный напиток «Золотой букет» (мята, шиповник) | 1 к 1 раз в день ежедневно в 10 часов | Все дети |
Зелёные салаты « Весна» | 50 г ежедневно | Все дети |
Обследование детей.
I. этап доврачебное обследование | |
Анкетный тест – опрос родителей | Измерение артериального давления |
Проверка слуха | Оценка физического развития и физической подготовленности |
Исследование остроты зрения | Оценка состояния опорно-двигательного аппарата |
II. этап осмотр врачом-педиатром. | |
Комплексная оценка состояния здоровья детей | Выявление детей с хронической патологией |
Ш. этап – осмотр врачами-специалистами поликлиники | |
Диспансерное наблюдение в ДОУ |
План работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности воспитанников в МДОУ №78.
№ | Мероприятия | Срок | Ответственный |
1. | Утверждение плана работы по ОБЖ | сентябрь | |
2. | 1. Выполнение инструкций по охране жизни и здоровья детей. 2.Выполнение инструкций по ТБ, правил и инструкций по ПБ. 3. Инструктаж по ОТ для персонала. (по плану.) | постоянно | Виноградова Т.П. |
3. | Организация предметно-развивающей среды в ДОУ: 1. Контроль за санитарным состоянием помещений. 2. Контроль за состоянием спортивного оборудования в зале и на прогулочных площадках. 3. Техническая исправность оборудования. 4. Уровень освещения помещений. 5.Подбор и расстановка мебели. 6.соответствие развивающей среды возрасту детей. | постоянно | Медсестра Ст.воспитатель Завхоз |
4. | Медико-санитарное сопровождение образовательного процесса в ДОУ: 1. Медицинский контроль за условиями воспитания и обучения, своевременное выявление нарушений здоровья воспитанников. 2. Соблюдение учебной нагрузки. 3. Выполнение закаливающих и оздоровительных мероприятий. 4.Контроль за организацией питания. 5.Контроль за соблюдением противоэпидемиологического режима. 6. Соблюдение личной гигиены работниками ДОУ. Медосмотр сотрудников. | постоянно | Ст.медсестра. |
5. | 1.Разработка планов-конспектов по разделу ОБЖ. 2.Контроль в рамках недели безопасности: организация обучения детей правилам дорожного движения, правил ПБ, правил поведения. | согласно плану. | |
6. | Работа с воспитанниками ДОУ: 1.Проведение «Недели здоровья» 2. Курс специальных коррекционных занятий «Познай себя» 3.Выставки детских работ по тематике ОБЖ. 4.Выставки совместных работ и родителей по тематике БЖ. | согласно плану | |
7. | Работа с родителями: 1.Консультации. 2. Выпуск информационных бюллетеней. 3. Выпуск тематической газеты ДОУ. «Зайчонок.RU». 4. Родительские консультационные дни. | согласно плану |
Закаливание водой
-умывание в течение дня прохладной водой;
-полоскание рта кипячёной водой;
-топтание по мокрой дорожке;
- ходьба по гальке, залитой солёной водой;
-обливание под душем.
Дополнительные оздоровительные мероприятия:
-массаж (оздоровительный, специальный, коррегирующий и пр)
- игровой массаж.
Осень | Зима |
Весна | Лето |
Раздел 1
Общие положения.
В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) говорится, что здоровье – это не только отсутствие болезней или физического дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие. Оно является важнейшим показателем, отражающим биологические характеристики ребёнка, социально-экономическое состояние страны, условия воспитания, образования детей, их жизни в семье, качество окружающей среды, степень развития медицинской помощи, служб охраны материнства и детства, в конечном счете – отношение государства к проблемам здоровья.
По данным, опубликованным в Государственном докладе о состоянии здоровья населения РФ, 60% детей в возрасте от 3 до 7 лет имеют функциональные отклонения в состоянии здоровья и только 10% детей приходят в школу абсолютно здоровыми. Поэтому проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
С этой позиции в центре работы по полноценному физическому развитию и укреплению здоровья детей должны находиться , во-первых, семья, включая всех её членов и условия проживания, во-вторых, ДОУ , где ребёнок проводит большую часть своего активного времени, т.е. социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья детей.
Поэтому в ДОУ необходим поиск новых подходов к оздоровлению детей, базирующихся на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребёнка, учёте и использования особенностей его организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определённых условий.
Цель программы
Программа «Здоровый малыш» направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование у родителей , педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.
Основные задачи
1. Воспитание у детей осмысленного отношения к физическому и духовному здоровью. Расширение на этой основе адаптивных возможностей детского организма.
2. Формирование и совершенствование двигательной сферы ребёнка через рациональную организацию двигательной активности.
3.Развитие и стабилизация эмоциональной сферы ребёнка как основы психического здоровья.
4. Развитие познавательного интереса к своему телу и его возможностям.
Идея программы
Здоровьесберегающая модель образовательной системы ДОУ как переход к ориентации на реально существующие типы детей, уровень их здоровья, максимальное развитие имеющихся у них способностей, учёт основных психофизических характеристик.
Гипотеза
Образовательный процесс в ДОУ будет значительно эффективнее, если педагоги будут работать в рамках единой комплексной оздоровительно-развивающей среды.
Законодательно-нормативное обеспечение программы
• Конституция Российской̆ Федерации;
• Конвенция о правах ребенка от 13.12.1989 г;
• Семейный Кодекс Российской Федерации;
• Закон Российской Федерации № 273–ФЗ от 29.12.2012. «Об образовании в Российской Федерации»;
• «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.3049 – 13»
• Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
• Конвенция о правах ребенка от 13.12.1989 г;
· Уставом детского сада №511 от 22.11.1993г, утверждён приказом департамента образования мэрии города Ярославля. № 01-05/419 от 22.06.2015.
· Лицензией: от 27.10.2015. №334/15 серия 76Л02 №0000586 бессрочная.
• О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организационных формах обучения. Письмо Минобразования России от 14.03.2000 г. № 65/23-16;
· Договор об образовании по образовательным программам дошкольного образования.
Объекты программы
• Дети дошкольного образовательного учреждения.
• Семьи детей, посещающих образовательное учреждение.
• Педагогический коллектив образовательного учреждения.
Ожидаемые результаты
1.Создание здоровьесберегающей развивающей модели, способствующей не только сохранению, но и развитию здоровья физического, психического, социального.
2.Осуществление здороьесберегающей организации воспитательного процесса.
3. Апробация и внедрение в практику работы ДОУ развивающих оздоровительных технологий с учётом психотипа, уровня здоровья, способностей детей.
4. Снижение заболеваемости у детей на 3 %.
5. Отсутствие травматизма.
6.Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.
7. Обеспечение статистического учёта, контроля и анализа на всех уровнях.
8. Совершенствование системы физического воспитания на основе реализации индивидуального подхода.
9. Повышение заинтересованности работников детского сада и родителей в укреплении здоровья детей.
Раздел 2
Основные принципы программы
1. Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
2. Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов и родителей в поиске новых , эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей.
3. Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
4.Принцип адресованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями , учёт разноуровневого развития и состояния здоровья.
5.Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.
Раздел 3