Глава 3. классификация типов консультирования

Типы консультирования

До обсуждения типов собственно психологическо­го консультирования необходимо заметить, что кон­сультирование как таковое существует и в ряде дру­гих профессиональных областей, крайне отличных от психологии (например, технических), а так же более близких к ней — естественнонаучных и гума­нитарных. К ним относится врачебное консультиро­вание, юридическое, управленческое консультирова­ние и т.д.

К классификации собственно психологического консультирования, под которым, как уже было ска­зано выше, имеется в виду оказание психологичес­кой помощи психически нормальным людям для достижения ими целей личностного развития, можно подходить, опираясь на разные критерии.

Так, взяв в качестве классификационного крите­рия возраст, мы должны прежде всего рассмотреть возрастную периодизацию, принятую в России:

— младенчество (от рождения до 1 года);

— преддошкольное детство (1—3 года);

— дошкольное детство (3—6 лет);

— младший школьный возраст (6—10 лет);

— подростковый возраст (10—15 лет);

— юность:

I период (старший школьный возраст 15—17 лет),

II второй период (17—21 год);

— зрелый возраст:

I период (21—35 лет),

II период (35—60 лет);

— пожилой возраст (60—75 лет);

— старческий возраст (75—90 лет);

— долгожители (90 лет и выше).

Следует отметить, что категория возраста, приме­няемая в консультировании, может говорить о двух разных лицах. Во-первых, обозначать возраст клиен­та, во-вторых — возраст лица, по поводу которого клиент обратился к консультанту.

Если во втором случае возраст от 0 до 90 лет и выше теоретическиможет быть возрастом лица, по поводу которого состоялась консультация, то прак­тическиреальные возрастные рамки несколько уже: от преддошкольного детства до пожилого возраста.

Причем ограничение возраста консультируемых связано как с определенной возрастной проблемати­кой, личностной зрелостью, необходимой для реше­ния психологических проблем, так и с сущностью самого консультирования как метода.

Консультирование ребенка в возрасте до 15 лет бессмысленно: он еще не может отвечать за себя и быть продуктивной личностью. Более того, сама лич­ность еще не сформирована, а следовательно, к де­тям применима не консультативная, а психотера­певтическая помощь. К тому же существует целый ряд специальных отраслей, таких как обучение, вос­питание, коррекция и развитие.

В пожилом, и особенно старческом, возрасте кон­сультирование с каждым годом все более утрачивает результативность, так как меняются потребности, со­ответствующие возрасту, и сама личность, человек все меньше может отвечать за себя сам, все ниже его соб­ственная продуктивность.

Другой категорией, служащей основанием для клас­сификации консультативного процесса, является про­странство, т.е. пространственная организация кон­сультации.

С этой точки зрения можно выделить 2 вида кон­сультирования:

1. Контактное, при котором психолог-консультант встречается с клиентом, происходит беседа лицом к лицу, то что называется в зарубежной литературе "face-to-face counseling".

2. Дистантное консультирование, которое подраз­деляется на телефонное и письменное.

Синонимом первого вида консультирования яв­ляется "очное консультирование", второго — "заоч­ное".

Следующее основание для классификации долж­но учитывать количество клиентов, одновременно консультируемых одним консультантом. По этому критерию консультация может быть, во-первых, индивидуальной, во-вторых, групповой. Причем под последней следует видимо понимать беседу психоло­га с двумя и более клиентами, так как в ряде соци­ально-психологических работ объединение двух, а тем более трех человек уже именуется малой группой (хотя вопрос о нижних количественных границах малой группы остается дискуссионным).

Иная классификация консультирования может быть построена на основе сферы приложения. В дан­ном случае, вероятно, могут быть выделены следую­щие виды психологического консультирования:

— школьное консультирование;

— профессиональное;

— семейное и супружеское;

— ориентированное на проблемы личности и дру­гие.

3.2. Позиции консультанта

С типами консультирования отчасти связана и оп­ределенная позиция психолога-консультанта. Причем под термином позиция также могут пониматься раз­ные вещи.

С одной стороны, позиция предполагает содер­жание действий консультанта, с другой — эмоцио­нальный тон этих действий.

Позиции, обусловленные содержанием, могут быть описаны следующим образом:

1. Консультант-советчик — дает клиенту информа­цию, прямые советы. Несмотря на пренебрежитель­ное отношение к советам среди большинства россий­ских психологов, следует признать, что совет иног­да является единственным возможным решением ситуации.

2. Консультант-помощник — оказывает помощь клиенту в нахождении "инсайта", внутреннего реше­ния, в актуализации имеющихся внутренних резер­вов и т.п. Эта позиция наиболее приветствуема как в литературе, так и в современной практике психологического консультирования.

3. Консультант-эксперт — показывает клиенту возможные варианты решения проблемной ситуа­ции, оценивает их совместно с клиентом и помогает ему выбрать наиболее адекватные.

Естественно, что позиции одного и того же кон­сультанта могут меняться как при работе с различ­ными клиентами, так и в ходе одной консультации, если последняя того требует.

Принимая во внимание эмоциональный тон дей­ствий консультанта, напомним, что существует из­вестная классификация подходов психотерапевта: директивный подход, • недирективный подход, промежуточный.

Г.С.Абрамова описывает позиции взаимодейст­вующих в ситуации индивидуального консультиро­вания сходным образом, выделяя:

1. Взаимодействие на равных.

2. Взаимодействие с позиции "сверху".

3. Взаимодействие с позиции "снизу" (Абрамова, 1995. С. 174—175).

Наши рекомендации