Зольные лекарства из драгоценностей
Тибетцы относили к драгоценным металлам, кроме золота и серебра, медь и железо, ртуть. Ниже приведены способы получения золы драгоценных металлов, а также золы киновари, шпата и др.
Получение золы золота: кусочек золота раскатать в пластину толщиной с крыло мухи, растереть в порошок, чтобы не осталось пластинок, смешать с бурой, серой, кунжутным маслом, льном, сделать пилюли, положить в горшок, сжечь на каменных углях и использовать приготовленную золу.
Озоливание ртути: ртуть «разбить» облепихой. Для разбивания ртути две части облепихи и одну часть ртути растереть с коровьей мочой до исчезновения крупинок, смешать полученную массу с бурой и серой и сжечь все вместе в тиглях.
Получение золы меди: медь прокалить докрасна и отбивать ее до тех пор, пока пластинка не станет толщиной с крыло мухи и не будет рваться ногтями, прочистить пластину от окалины слабым вином, измельчить ее и смешать с бурой и серой, положить в тигли и сжечь, при недостатке буры и серы обжиг может не удаться.
Приготовление золы железа: железные опилки измельчить в порошок, истолочь в жидкую кашицу с бурой, миробаланом и серой, смесь положить в тигли и сжечь в закрытом виде, при недостатке буры и серы обжиг будет недостаточным, поэтому добавлять их нужно в необходимых количествах.
Золы всех перечисленных металлов «побеждают мдзе, яды, сушат гной и кровь».
Получение золы киновари: в глиняный горшок с крышкой положить мелко истолченную киноварь, рассыпать ее ровно по дну, замазать щели горшка глиной, залепить песком так, чтобы не выходил пар. Затем сжечь содержимое горшка, поливая его сверху водой, обжиг производить до тех пор, пока дно горшка не побелеет,— это признак готовности его содержимого. Полученная зола киновари является лучшим средством, способствующим отторжению «мертвого мяса».
Следующее эффективное зольное лекарство называется «шпат, сурово укрощенный» (гашеный), готовится он слег дующим образом: шпат рассыпается на раскаленном каменном угле, прожигается добела, затем его помещают в вино или шо, выдерживают до тех пор, пока не прекратится шипение, и затем вынимают.
Обожженный шпат рассыпается в порошок, порошок используют для лечения нарывов, лхен-скран, лчагс-дрэг.
Кханда (сгущенные отвары)
Способ приготовления кханда: сырье очищается от земли, измельчается, отваривается, затем отвар нужно процедить и на огне сгустить в чистой глиняной посуде, помешивая, до тех пор, пока не появится густая черная пена. Тогда отвар снять с огня и одну каплю вылить на камень. Если капля застынет, не растекаясь, кханда готова. Осторожно слить кханда в другую посуду, так, чтобы накипь с краев посуды не попала в чистый сосуд, и использовать.
Различные виды кханда имеют особенности в приготовлении и в лечебных свойствах.
Кханда «ба-сам» составляют из трав с холодными свойствами, добавляя лекарственные соки и лечебные желчи. Излечивают «ба-сам» различные горячие болезни. Иногда к этим травам добавляют мумие, оно улучшает лечебные свойства кханда.
Другой вид кханда, который называется «нектар для язв», готовится из шалфея, чабреца, горной или долинной шандры, реммании клейкой; используются для приготовления состава листья и корни растений, не прихваченные инеем и заморозками, состав этот эффективен при лечении язв.
Слабительная кханда составляется из нескольких видов молочая: аденохлора, Палласа, приземистого и молочая Козлова, а также из ревеня, перца красного, клещевины, кассии, калотрописа, миробалана хебула, коровьей мочи. «Такая кханда и мягка и остра, и прекрасно изгоняет отеки дму-чху».
Кханда из молочая Палласа состоит из: корня молочая Палласа, корня молочая аденохлора, шлемника и шизонепеты, все компоненты состава нужно отварить, сделать кханда, которая называется «нектаром». Она умеренно слабит, не вызывая рвоты, вздутия, не повреждает почки, ее можно применять в любой сезон года и при лечении больных любого возраста.
Кханда из желчи включает: медвежью желчь, желчь быка, яка, сурка, а также эфедру, киноварь, адиантум и шафран. Такая кханда останавливает кровотечение из носа, легких, матки и любое другое кровотечение, прекращает также кровавую рвоту и кровавый понос.
Кханда из мумие готовится следующим образом: мумие нужно замочить в воде, жидкую часть процедить, затем сгустить (упарить), такое мумие помогает при жаре желудка, печени, почек, болезнях глаз, задержке мочи, бад-ган смуг-по и при жаре от отравления ядом.
Кханда из мочи: кханда, приготовленная из мочи желто-красной коровы, лечит скийа-рбаб, ор, дму-чху, мдзе, чху-сэр, отравления ядами из драгоценностей и мутный жар.
Кханда из облепихи готовится следующим образом: ягоды облепихи сварить, удалить косточки, отвар сгустить в кханда. Такая кханда лечит болезни легких, разрушает скраны слизи и сгустки крови.
Кханда из семян можжевельника, смешанная с патокой, сушит жар чху-сэр в руках и ногах.
Кханда из купены и алтея, соединенная с патокой, «побеждает» холод чху-сэр в почках, пояснице, нижней части тела.
Кханда из акации помогает при мдзе.
Кханда из щитовника и полыни веничной излечивает болезни желчи.
Кханда из барбариса — нектар для глаз.
Лечебные чан (алкогольные лекарства)
В зависимости от вида сырья, используемого для получения чан, различают медовый чан, чан из патоки, масляный чан и др.
Существует три разновидности медового чан: чистый, с добавлениями и полный.
Для получения чистого медового чан одно брэ меда смешивают с шестью брэ воды, кипятят, процеживают, затем упаривают до двух брэ, доливают одно брэ воды и размешивают до исчезновения пара, состав остужают до теплоты парного молока, затем берут горсть измельченной закваски, заворачивают ее в волосяную рогожку, прикрепляют к мешочку с закваской грузило из шпата, подвешивают их на веревочке к перекладине, фиксированной на верхних краях посуды, прибавляют, в состав один тхун измельченного кардамона настоящего, прикрывают сосуд тряпочкой и три дня выдерживают состав в теплом месте. Когда чан забродит, появится кислый запах, пена и шипение, к такому чан добавляют «три горячих» и принимают приготовленное средство утром и вечером по полной пригоршне (примерно 3—4 столовых ложки). Состав излечивает увеличение ветра и чху-сэр в суставах, жар костей и почек, «вытягивает чху-сэр, возбужденный ветром».
Медовый чан с добавлениями: при возбуждении чху-сэр, вызванном ветром, используют медовый чан, добавляя в него патоку.
Полный медовый чан получается при добавлении к медовому чан отвара акации. Такое средство эффективно при жаре чху-сэр.
Цветочный чан.Готовят его следующим образом: первоцвет и другие засушенные лекарственные травы положить в сосуд, залить водой, настоять, процедить, добавить пригоршню меда, нагреть до теплоты парного молока и выдержать три дня, получится цветочный чан, подобный медовому.
Чан из патоки. Способ, его приготовления: ячмень, пшеницу, якорцы отварить, заквасить и залить разбавленной патокой — такой чан «разносит без остатка болезни ветра, удаляет его избыток из легких, сердца, почек и костей».
Если к ячменному чан добавить патоку, получится чан, который подавляет любой ветер.
Масляный чан. Получают его следующим образом: в ячменный чан нужно добавить патоку, мед, масло топленое, тмин, перец длинный, выдержать состав в закрытой посуде три дня в теплом месте. Масляный чан «излечивает холод ветра, вытягивает его избыток, ударивший в голову и глаза».
Чан из якорцов. Для его получения нужно заквасить якорцы и ячмень, залить их сгущенным отваром якорцов, дать смеси забродить. Полученный «чан лечит ветер и чху-сэр костей, суставов, почек, особенно хорошо он подавляет накопление ветра в почках».
Чан из костей. Готовится такой чан следующим образом: любую кость трехгодовалого барана, но лучше копчиковую, мелко истолочь, залить чан, добавить раствор патоки с закваской. Такой чан излечивает болезни ветра, «вытягивает его избыток из костей».
Чан из термопсиса. Для его приготовления термопсис нужно замочить в воде, залить пшеничным чан. Такой чан излечивает жар легких, осложненный ветром.
Чан из сверции. Для получения чан из сверции зерна белого ячменя нужно поджарить до желтизны, заквасить и, когда начнется брожение, добавить отвар сверции и миробалана хебула. Такой чан излечивает застарелый жар, осложненный ветром. Если залить ячменный чан настоем горечавки крупнолистной, то образуется чан, понижающий жар. При болезнях сердца можно использовать такой чан с добавлением отвара из мускатного ореха и костей.
Чан из муки. Его нужно готовить следующим образом: купену, горичник, якорцы, алтей смешать с жареным пшеничным зерном, размолоть все в муку, заквасить, когда смесь забродит, залить ее готовым чан, выдержать, размешать, добавить патоку, имбирь, масло и прокипятить. Такой чан «без остатка излечивает ветер, помогает при коликах почек и поясницы, при ноющих болях в конечностях, при опухании суставов, при да-рган, глухоте, задержке мочи от холода, оберегает тепло в нижней части тела, удаляет гнойники, появившиеся из-за холода».
Чан из зерен черного перца используют для лечения болезней слизи.
Прозрачным чан из акации пользуются для лечения болезней чху-сэр.
Чан из «шести главных» (какалии, щитовника, соссюреи, мирикарии, шлемника, сверции) можно давать больному при интоксикациях и при истощении сил тела.
Таким образом, способ приготовления чан, содержащих экстракты лекарственных средств, заключается в том, что закваску заливают настоем или отваром лекарственных трав, необходимых для лечения данной патологии и экстракция действующих начал из трав происходит в процессе «созревания» чан, на разных его этапах. Смешивать с чан лекарства можно также в порошках.
Действие всех чан: они «порождают огонь и тепло желудка, подавляют ветер, излечивают холодные болезни».
Лекарства из драгоценностей
Лекарства из драгоценностей излечивают все 404 болезни, все болезни ветра, желчи, слизи и крови, «нет болезни, которая не излечивается ими, а здоровому человеку — они как эликсир».
Лекарства из драгоценностей, так же как и все другие лекарственные средства, делятся на горячительные и холодящие, т. е. излечивающие холод и жар соответственно.
Жаропонижающие составы
При приготовлении этих составов следует соблюдать девять следующих правил: «с сырья удалить ржавчину, обезвредить в сырье яд, смягчить, направить, разбить, раскрыть устье сосудов, дать посуду, сделать охрану снаружи, подкрепить силы больного». Если строго соблюдать все эти правила, то осложнений применение этих составов не вызывает.
Девять перечисленных обязательных требований при приготовлении препаратов из драгоценностей реализуются следующим образом:
1. Для удаления ржавчины с сырья необходимо само сырье с «тремя горячими» и ртутью завернуть в кабарожью замшу и тереть до тех пор, пока не сойдет ржавчина, ржавчину отмыть в коровьей моче.
2. Для нейтрализации ядов шпат и другие компоненты составов варить в коровьей моче до тех пор, пока моча не испарится.
3. Для смягчения к составу добавляют перец длинный, перец черный, шпат, железный купорос и соду, в дозах, которые нужно определять по характеру болезни, для лечения которой состав готовится.
4. Проводниками к составу могут быть сургуч, княжик, а также средства, являющиеся «врагами или холода, или жара».
5. Для «разбивания ртути», к одной ее части нужно добавить две части ягод облепихи и растирать все с коровьей мочой до исчезновения крупинок ртути.
6. Для «раскрытия, расширения сосудов» принять внутрь перец Бунге.
7. Для того, чтобы удержать в организме больного ртуть, нужно в состав добавить золу меди, а также в течение нескольких дней до начала лечения принимать топленое масло. Эти процедуры по их целенаправленности имеют общее название «дать посуду лекарству».
8. Для «защиты» нужно смазать кожу маслом, при болезнях жара в кожу втирают топленое масло, при холодной патологии — кунжутное масло.
9. Для «поддержания сил тела» прием лекарства нужно запивать вином. В рацион питания больного во время лечения должны входить мясо и вино, больному также рекомендуется периодически потеть. Если не соблюдать этих девяти правил использования лекарств, принятое лечебное средство может стать ядом.
Жаропонижающие составы из драгоценностей готовят двух видов: чиг-тхуб и кун-ргйуг.
Приготовление чиг-тхуб: серу, золу раковин каури, миробалан хебула, кардамон настоящий, золотой порошок, две бодичитты (кальцит и «железное мумие» или другие минералы белого и красного цвета) и облепиху в дозе, равной сумме всех других компонентов, смешать с медом. Такой состав сушит гной, чху-сэр, дму-чху, останавливает «истечение мозга», лечит болезни и повреждения сосудов.
Другой состав включает «шесть хороших» (бамбуковая манна, шафран, гвоздичное дерево, кардамон настоящий, кардамон средний и мускатный орех), сандал белый и красный, «три плода», смолу салового дерева, кассию тора, коноплю, медвежью желчь и костус. Все перечисленные компоненты перемешиваются и скатываются в пилюли, лечат они мутный жар, брас, сур-йа и болезни сосудов.
Состав, в который входят: «три прохладных» (безоар, мускус, борец разнолистный), костус, мумие, момордика кохинхинская, дондостемон, кханда из репы, лежавшей под дождем, готовится в форме пилюль, он излечивает отравление мясным ядом. Препарат из: «трех прохладных», сандала белого и красного, адатоды, шлемника, эмблики, в пилюлях, излечивает жар кхругс. Состав, состоящий из: безоара, борца разнолистного, миробалана хебула, момордики кохинхинской, «трех прохладных» и сверции, в пилюлях, излечивает жар римс. Соссюрея костус, шалфей, бадан, пустырник, ластовник, медвежья желчь и мумие лечат кишечные колики.
К перечисленным лекарствам нередко добавляется ртуть, в смеси со ртутью они считаются более эффективными и используются при лечении трудноизлечимых форм болезней.
Состав, в который входят золото, рог сайгака, шеллак, нашатырь, тушь, мясо змеи и тигра, сода, смешанные со спинным мозгом самцов сайгаков и мулов, предупреждает зачатие.
К группе лекарств из драгоценностей, излечивающих холодные болезни, относятся нижеследующие составы:
Состав, компонентами которого являются золото, серебро, медь и железо, раскатанные в пластинки толщиной с крыло мухи, разломанные, засыпается в тигель, заливается сверху ртутью, а также бурой и чистой серой, отверстие тигля замазывается золой из кизяка и глиной, содержимое тигля сжигается на каменном угле. Полученную при сжигании состава золу смешивают с серой и смолой ватики, с семенами конопли, аиром, красным перцем, «тремя горячими», шалфеем, акацией, толченой золой раковины каури и ртутью (в количестве 1/2 шо, «разбитой» в одном шо облепихи). Затем всю эту смесь соединяют с кханда, приготовленной из настоя миробалана хебула на вине и коровьей моче. Из полученной массы скатывают пилюли величиной с горошину. Пилюли принимают на заре, сначала по пять штук на прием, затем число их постепенно увеличивают до девяти. Принятые пилюли запивают вином. Это хорошее лекарство для лечения дрэг, грум-бу, кожных фурункулов, сур-йа, мдзе, болезней сосудов, скранов жара, ор, холодного гноя.
Составы кун-ргиут
Из четырех компонентов: ртути, серы, облепихи, ятрышника нужно сделать дегу, смешать его с купеной и спаржей, состав этот — эликсир здоровья и долголетия.
Рога черной антилопы, рога оленя, шалфей, зола меди и свежее масло сушат гной и кровь.
Препарат из: семекарпуса, золы серебра, квасцов вызывает отторжение «мертвого мяса».
Осложнения и их лечение
Лечение успокаивающими лекарственными составами, использованными в различных лекарственных формах, может сопровождаться не только лечебным эффектом, но и нежелательными последствиями, осложнениями, такими как «внедрение составов вглубь тела» (возможно, усугубление, распространение болезни, интоксикация), понос, рвота, головокружение и др.
«При внедрении составов вглубь тела» нужно принять «шесть хороших», смешанных с сахаром, при поносе — «шесть хороших» с медной золой, при язвах во рту, коликах в тонком кишечнике, при «сбивании непереваренной пиши в скраны желудка» больному хорошо назначить «шесть лекарств противодействия» (перец длинный, перец черный, кальцит, сода, облепиха, госларит) в горячем отваре или в виде порошка, который нужно запить горячей водой. При рвоте медью необходимо дать облепиху с коровьей мочой, при головокружении, отеке лица, болезнях зубов и десен — мясо, чан, топленое масло и чеснок. При появлении ощущения, что «суставы и кости разрываются», нужно принять отвар из перца длинного, нашатыря, каменной соли и облепихи в холодном виде.