Конечные результаты обучения согласно Дублинским дескрипторам
А. Знание и понимание
Знание и понимание - демонстрировать знания и понимание в изучаемой области:
- демонстрирует знание навыков пациент-центрированного ухода;
- знает роли и ключевые составляющие компетенции врача;
- демонстрирует понимание о пациент - центрированном уходе;
-знает структуру построения медицинского интервью при пациент - центрированном уходе;
-знает принципы эффективного общения с пациентами, родственниками пациентов и коллегами с применением базовых навыков при пациент - центрированномуходе.
В. Применение знаний и пониманий
Применение знаний и понимания(применять эти знания и понимание на профессиональном уровне):
- применяет последовательно базовые навыки пациент - центрированного ухода в условиях ролевой игры;
- использует базовые навыки пациент - центрированного ухода в работе с симулируемым пациентом;
- составляет план обучения пациента с использованием доказательной информации по укреплению здоровья и профилактике заболеваний.
С. Выражение суждений
Формирование суждений (формулировать аргументы и решать проблемы в изучаемой области):
- определяет проблемы обращения пациента к врачу;
- умеет представлять информацию в понятном для пациента виде;
- объясняет суть предлагаемых вмешательств и результатов исследований.
D. Коммуникативные способности
Коммуникативные способности (сообщать информацию, идеи, проблемы и решения, как специалистам, так и неспециалистам):
- устанавливает первоначальное взаимопонимание и доверие с пациентом, проявляет внимание, уважение к личной жизни, комфорту и безопасности пациента;
- умеет правильно использовать элементы активного слушания при пациент-центрированном уходе;
- формирует эффективные взаимоотношения с пациентом, родственниками пациента;
- соблюдает принципы конфиденциальности медицинского интервью.
-способен проявлять навыки эмпатического взаимодействия с пациентом.
E. Способность к учебе
Способности к учебе или навыки обучения(осуществлять сбор и интерпретацию информации для формирования суждений с учетом социальных, этических и научных соображений):
- понимает важность непрерывного совершенствования навыков общения в профессиональной деятельности врача;
- уметь найти, проанализировать и критически оценить медицинскую литературу.
6.Распределение часов по модулю/дисциплине
№ | Наименование дисциплин | Всего часов | Аудиторных занятий | СРО | Форма промежуточного контроля | |
Лекции | Практические занятие | |||||
экзамен – практические навыки по чек листу | ||||||
пациент-центрированный уход | ||||||
Итого: |
7. Тематический план лекций:
№ | Темы лекций | Основные вопросы лекций | Часы | ||
1дисциплина/компонент модуля (если модуль) | |||||
Всего часов: | |||||
2 дисциплина/компонент модуля (если модуль) | |||||
Понятие о пациент-центрированном уходе. Приветствие и самопрезентация Соблюдение дистанции Управление интервью | 1.Понятие о пациент-центрированном уходе. 2.Навык «Приветствие и самопрезентация» 3.Навык «Соблюдение дистанции» 4.Навык «Управление интервью». -навык 1. Сбор информации. Типы вопросов. -навык 2. Активное выявление точки зрения пациента. | ||||
Активное слушание (пауза) Активное слушание (резюмирование, поощрение) | Активное слушание (Эмпатическое слушание) Приемы активного слушания, необходимые в парктике врача.Навык «Активное слушание» - резюмирование и поощрение.Цели резюмирования. | ||||
Управление речью. Применение эмпатии. | Навык «Управление речью». Соответствующая интонация Соответствующий темп речи. Модуляции голоса для выделения главных моментов | ||||
Комментирование | Навык «Комментирование». Предупреждать о возможных неприятных ощущениях во время осмотра/манипуляции. Озвучиваем результаты осмотра | ||||
Информирование и планирование | Восприятие и понимание. Предоставление информации пациенту. Ясная категоризация или задание ориентиров. Визуальные методы передачи информации. Повторение и резюмирование. Активная проверка того, что понял пациент. | ||||
Сбор обратной связи и суммирование | Объяснить цели и навыки закрытия консультации. Навык «Сбор обратной связи». Завершение консультации Навык «Сбор обратной связи» Навык «Суммирование итогов интервью» | ||||
Всего часов: | |||||
3 дисциплина/компонент модуля (если модуль) | |||||
Всего часов: | |||||
Итого: | |||||
8. Задачи, формы, методы обучения и оценки учебной дисциплины (пример):
Код компетенции | Темы практических (семинарских, лабораторных) занятий | Оценка | Методы обучения | |||||||||||||||||
Метод оценки | Форма контроля | КИС | Основные вопросы темы | |||||||||||||||||
1дисциплина/компонент модуля (если модуль) | ||||||||||||||||||||
1.1 | ||||||||||||||||||||
1.2 | ||||||||||||||||||||
1.2 | ||||||||||||||||||||
2 дисциплина/компонент модуля (если модуль) | ||||||||||||||||||||
1. | Социально-этические компетенции СК 1,СК2, СК3, ПК 5. Психолого-педагогическая деятельность ПК 5.1 | Понятие о базовые навыках пациент - центрированного ухода. Приветствие и самопрезентация | Текущий контроль:устный опрос, наблюдение за работой студента, видео и аудио записи. | Критерии и правила оценки знаний:учебные достижения оцениваются по буквенной системе (таблица приведена ниже), соответствующей цифровому эквиваленту по четырех балльной системе и по процентному эквиваленту. Текущий контроль–оценка базовых навыков по чек листу при общении друг с другом (студент-студент). | Вопросы к занятию. | Ролевые игры, работа в командах. | -Точка зрения пациента в пациент-центрированном уходе. Навык «Приветствие и самопрезентация»: -Встреча с пациентом. -Умение подать себя. -Установление личного контакта. -Выражение уважения. | |||||||||||||
1. | Соблюдение дистанции: | Текущий контроль:устный опрос, наблюдение за работой студента, видео и аудио записи. | Критерии и правила оценки знаний:учебные достижения оцениваются по буквенной системе (таблица приведена ниже), соответствующей цифровому эквиваленту по четырех балльной системе и по процентному эквиваленту. Текущий контроль –оценка базовых навыков по чек листу при общении друг с другом (студент-студент). | Видео по чек листу | Ролевая игра. . | Навык «Соблюдение дистанции»: -Соблюдение дистанции для пациента. -Забота о комфорте пациента. -Изменение позы врача для налаживания контакта с пациентом. | ||||||||||||||
1. | Управление интервью. Сбор информации: типы вопросов Активное выявление точки зрения пациента. | Текущий контроль:устный опрос, наблюдение за работой студента, видео и аудио записи | Критерии и правила оценки знаний:учебные достижения оцениваются по буквенной системе (таблица приведена ниже), соответствующей цифровому эквиваленту по четырех балльной системе и по процентному эквиваленту. Текущий контроль –оценка базовых навыков по чек-листу при общении друг с другом (студент-студент). | Прямое наблюдение с использованием чек-листа. | Обсуждение обратной связи на видео-запись и аудио-запись. | Навык «Управление интервью». -Сбор информации.(открытые, закрытые, альтернативные, наводящие). -Активное выявление точки зрения пациента: -Идеи -Ожидания -Опасения - Типы вопросов | ||||||||||||||
1. | Активное слушание в практике врача: ( пауза) | Текущий контроль:устный опрос, наблюдение за работой студента, видео и аудио записи | Критерии и правила оценки знаний:учебные достижения оцениваются по буквенной системе (таблица приведена ниже), соответствующей цифровому эквиваленту по четырех балльной системе и по процентному эквиваленту. Текущий контроль –оценка базовых навыков по чек листу при общении друг с другом (студент-студент). | видео по чек листу | Анализ аудио- записи с обратной связью. | -Приемы активного слушания, необходимые в парктике врача: Пауза Уточнение Поощрение Резюмирование -Выражение сопереживания (эмпатия) -Навык «Активное слушание (пауза)». (адекватная пауза, уточнение, выражение сопереживания). | ||||||||||||||
1. | Активное слушание – резюмирование и поощрение. | Текущий контроль:устный опрос, наблюдение за работой студента, видео и аудио записи | Критерии и правила оценки знаний:учебные достижения оцениваются по буквенной системе (таблица приведена ниже), соответствующей цифровому эквиваленту по четырех балльной системе и по процентному эквиваленту. Текущий контроль–оценка базовых навыков по чек-листу при общении друг с другом (студент-студент). | Прямое наблюдение с использованием чек-листа. | Разбор аудио-записи с обратной связью. | -Резюмирование: Проблемы Детали анамнеза Идеи Опасения Ожидания Вопрос для прояснения -Навык «Активное слушание (резюмирование и поощрение) ». -Использование техники «резюмирования», для более полного и точного понимания сказанного пациентом. | ||||||||||||||
1. | Управление речью | Текущий контроль:устный опрос, наблюдение за работой студента, видео и аудио записи | Критерии и правила оценки знаний:учебные достижения оцениваются по буквенной системе (таблица приведена ниже), соответствующей цифровому эквиваленту по четырех балльной системе и по процентному эквиваленту. Текущий контроль–оценка базовых навыков по чек листу при общении друг с другом (студент-студент). | Вопросы к занятию. | Обсуждение сценария. | -Навык «Управление речью». -Соблюдение соответсвующией интонации, темпа речи при беседе с пациентом. - Использование модуляции голоса для выделения главных моментов. | ||||
1. | Эмпатия. Вербальный и невербальный компонент эмпатии. | Текущий контроль:устный опрос, наблюдение за работой студента, видео и аудио записи. | Критерии и правила оценки знаний:учебные достижения оцениваются по буквенной системе (таблица приведена ниже), соответствующей цифровому эквиваленту по четырех балльной системе и по процентному эквиваленту. Текущий контроль –оценка базовых навыков по чек листу при общении друг с другом (студент-студент). | Тесты. | Работа в тройке. | -стадии эмпатии -Мнемоническая схема для демонстрации эмпатии – N.U.R.S.E. -Навык «Применение эмпатии». -Проявление вербального компонента эмпатии. -Невербальная эмпатия. | ||||
1. | Комментирование для обеспечения комфорта пациента и прозрачности интервью | Текущий контроль:устный опрос, наблюдение за работой студента, видео и аудио записи | Критерии и правила оценки знаний:учебные достижения оцениваются по буквенной системе (таблица приведена ниже), соответствующей цифровому эквиваленту по четырех балльной системе и по процентному эквиваленту. Текущий контроль –оценка базовых навыков по чек листу при общении друг с другом (студент-студент). | Прямое наблюдение с использованием чек-листа. | Видео-фильм -комментирование, написание сценария и его разбор. | -Критерии чек-листа -Навык «Комментирование»: -Озвучивание проводимых манипуляций, -Предупреждение о возможных ощущений - Озвучивание результатов осмотра. | ||||
1. | Информирование и планирование. | Текущий контроль:устный опрос, наблюдение за работой студента, видео и аудио записи. | Критерии и правила оценки знаний:учебные достижения оцениваются по буквенной системе (таблица приведена ниже), соответствующей цифровому эквиваленту по четырех балльной системе и по процентному эквиваленту. Текущий контроль –оценка базовых навыков по чек листу при общении друг с другом (студент-студент). | Прямое наблюдение с использованием чек-листа. | Решение сценариев. | Навык «Информирование»: -Информирование пациента о состоянии его здоровья на доступном языке. -Достижение общего понимания с включением точки зрения пациента Навык «Планирование»: -принятие совместного решения. | ||||
1. | Завершение консультации: суммирование результатов приема пациента в конце интервью. Обратная связь пациента. Рубежный контроль по чек – листу. | Текущий контроль:устный опрос, наблюдение за работой студента, видео и аудио записи | Критерии и правила оценки знаний:учебные достижения оцениваются по буквенной системе (таблица приведена ниже), соответствующей цифровому эквиваленту по четырех балльной системе и по процентному эквиваленту. Текущий контроль –оценка базовых навыков по чек листу при общении друг с другом (студент-студент). Итоговый контроль: экзамен – практический навык в форме оценки базовых навыков пациент-центрированного ухода с помощью чек-листа. | Прямое наблюдение с использованием чек-листа. | Обратная связь на видео-фильм. | Навык «Сбор обратной связи и суммирование». -Уточнение понимания рекомендации врача пациентом -План дальнейших совместных действий. -Суммирование результатов приема пациента. -Завершение интервью. | ||||
3дисциплина/компонент модуля (если модуль) | |||||||||
1.1 | ииии | ||||||||
1.2 | |||||||||
1.2 | Рубежный контроль | ||||||||
И т.д.
9. План организации самостоятельной работы студента (СРС)
№ | Тема/подтемы СРС | Основные вопросы темы | Задания/ формы проведения СРС | Формы контроля СРС | Кол-во часов |
Коммуникативная компетентность врача и психологические характеристики, её формирующие. | Понимание коммуникативной компетентности, коммуникативной толерантности. Психологические особенности, снижающие коммуникативную компетентность врача. | Реферат или презентация (по выбору) | Устный опрос | 1,0 | |
Использование врачом вербальных и невербальных средств общения для достижения эффективного взаимодействия врача с пациентом. | Понимание вербального общения. Совершенствование навыков письменной речи, структура речевой коммуникации. Невербальные средства общения. | Реферат или презентация (по выбору) | Устный опрос | 1,0 | |
Общие принципы эффективного общения с пациентами, родственниками. | Общие принципы общения с пациентом. Проявление искреннего интереса к пациенту, понимание достоинств пациента и максимальное одобрение; умение вести разговор в круге интересов собеседника; умение уважать мнение собеседника; умение правильно формулировать вопросы. Использование оптимальных невербальных методов общения. | Написание эссе | Письменная работа | 1,0 | |
Барьеры, препятствующие эффективному общению врача и пациента. | Способность врача эффективного общения с пациентами. Психологическая ориентация, стратегия и тактика в общении. Психологические барьеры в общении и их преодоление. Особенности психологии общения медицинского работника. | Реферат или презентация (по выбору) | Устный опрос | 1,0 | |
Психология пациента, особенности его психики. Подходы к построению взаимоотношений между врачом и пациентом в зависимости от качеств его индивидуальности. | Особенности психологии пациента. Определение психологических типов пациентов. Применение эффективных подходов к построению взаимоотношений между врачом и пациентом. | Написать реферат | Письменная работа | 1,0 | |
Особенности общения с пациентами, имеющими культурные, языковые различия и нарушения слуха, зрения, речи. | Принципы общения с пациентами, имеющими культурные, языковые различи, нарушения слуха, зрения, речи. Особенности общения с пациентами. | Реферат или презентация (по выбору) | Устный опрос | 1,0 | |
Общение с пациентами разного возраста (дети, подростки, средний возраст, пожилой возраст). | Особенности общения с пациентами разного возраста. Основные условия эффективного профессионального общения. | Написание эссе | Письменная работа | 1,0 | |
Медицинское интервью: понятие, основные принципы, структура. Объяснение и планирование в медицинском интервью: основные задачи, структура данного этапа медицинского интервью. Завершение медицинского интервью | Понятие омедицинском интервью, основные принципы, структура. Основные задачи в медицинском интервью. Этапы медицинского интервью. Эффективное завершение медицинского интервью. | Реферат или презентация (по выбору) | Устный опрос | 1,0 | |
Этические аспекты взаимоотношений врача и пациента. Подходы к решению этических вопросов/проблем различных клинических ситуаций. Права пациента. Информирование пациента. Конфиденциальность. | Принципы медицинской этики. Соблюдение принципов медицинской этики. Принцип конфиденциальности. Принцип информированности. | Написать реферат | Письменная работа | 1,0 | |
Психологические (поведенческие) реакции больных на заболевание. Типы отношения к болезни (12 типы реакции на болезнь). | Знание поведенческих реакций больных на заболевание. Описание и отличительные черты поведенческих реакций. Характеристика и процесс формирования психологической реакции пациента на заболевание. Типы отношения к болезни. | Реферат или презентация (по выбору) | Устный опрос | 1,0 | |
Сообщение печальных новостей. Этические проблемы умирания, реанимации и смерти. Неизлечимые больные, эвтаназия, тактика врача. | Основные этические принципы взаимоотношений врача с пациентом. Основные принципы сообщения печальных новостей. Методы эффективного общения между врачом и пациентом в трудных ситуациях. | Реферат или презентация (по выбору). | Устный опрос | 1,0 | |
Этические аспекты взаимоотношений врача с коллегами. Ятрогения, ятрогенные заболевания и врачебные ошибки | Понятие о ятрогении, врачебной ошибки. Причины ятрогении. Особенности современных ятрогений. Недостаточная информированность больного и не понимание им своего заболевания. | Написать реферат | Письменная работа | 1,0 | |
Профессиональная деформация врача | Понятие о профессиональной деформации. Фазы и симптомы "эмоционального выгорания". | Реферат или презентация (по выбору) | Устный опрос | 1,0 | |
Лидерские качества врача и их значение в профессиональной деятельности. | Понятие руководства в медицинской практике. Основные типы лидеров. Лидерские качества врача, применение их в профессиональной деятельности. | Написание эссе | Письменная работа | 1,0 | |
Психологические особенности, снижающие коммуникативную компетентность врача. | Психологическая характеристика установления доверительных отношений «врач-больной». Психологические особенности, снижающие коммуникативную компетентность врача. | Реферат или презентация (по выбору) | Устный опрос | 1,0 | |
Всего часов - 15 |