Перенос отношения к человеку на отношение к его профессии.

Бывает, что профессия начинает нравиться потому, что ею обладает человек, который тебе симпатичен. Скажем, юноша решает пойти учиться па геолога, потому что среди знакомых его семьи есть один геолог — колоритный бородатый дядечка, увлекающийся путешест­виями, объездивший полмира и очень красочно рассказывающий обо всем увиденном. И уже поступив па такую специальность в вуз, молодой человек мало-помалу обнаруживает для себя, что труд гео­лога отнюдь не сводится к путешествиям и предполагает достаточно много «кабинетной» работы. А если геологи в рабочее время и путе­шествуют, то, как правило, не в Таиланд или па Тибет, а куда-нибудь в глухую сибирскую тайгу, па разведку нефтяных месторождений. Молодого человека ничего из этого, как выясняется, не интересует и неотвечает его способностям. Путешествия же, которые столь ярко живописал знакомый, вообще не связаны с его профессией, он пред­принимал их за собственные деньги, во время отпусков. Интерес к незнакомому с его досужими рассказами (по сути — к стилю жизни этого человека) был ошибочно принят за интерес к профессии.

А бывает и наоборот: одна-единственная встреча с неприятным, отталкивающим представителем какой-либо профессии может настро­ить человека против этого рода занятий как такового. Например, кто-то очень хотел быть врачом, интересовался медициной и обосно­ванно считал, что способен ее освоить. Но потом попал ненароком в больницу, где его лечащий врач оказался грубым, хамоватым и неком­петентным. Вполне возможно, что после этого будет решено: «Не пой­ду в медицину — не хочу быть похожим на него!» Но ведь вполне возможна и прямо противоположная реакция: «Пойду в медицину, чтобы стать хорошим врачом, ничем не похожим на этого!» Внешние обстоятельства еще не предопределяют поведение — человек сам решает, какие выводы из них сделать.

Итак. Хороший человек это не профессия. Если тебе симпатичен кто-то, это еще не значит, что нужно выбирать ту же профес­сию, какой обладает он.

Когда отношение к человеку переносится на восприятие его рабо­ты, формируются стереотипы: увидишь одного-двух представителей какой-то профессии, обладающих определенными личностными каче­ствами, иначинаешь думать, будто те свойственны идругим пред­ставителем данной профессиональной сферы. А это далеко не всегда так, ведь в основе подобного стереотипа лежит неоправданно боль­шой перенос частного опыта общения па широкую и разнородную группулюдей.

Выбор исключительно по признаку престижности.Например, некоторые молодые люди выбирают, основываясь па этом признаке, экономическое образование. И не учитывают того, что деятельность в такой области, как правило, требует весьма специфичных качеств характера — например, предельной пунктуальности и устойчивости к однообразной, монотонной деятельности. Работать бухгалтером или операционалистом в банке не значит ворочать миллионами. Это предполагает каждодневное скрупулезное оформление огромного количества финансовых документов. А ошибешься — расплачиваться будешь из своего кармана. Впрочем, не следует думать, будто такая работа «плохая» или неинтересная; у некоторых людей есть тяга и способности именно к пей, да и потребность общества в специали­стах подобного профиля высока, им неплохо платят. Вот только вряд ли получится хороший работник из того, кто пошел изучать эконо­мику не потому, что чувствует в себе интерес и способности именно к такой деятельности, а потому, что это «круто». Бывает и обратная ситуация: человек чувствует в себе призвание к какой-нибудь дея­тельности и хочет ей заниматься, но отказывается от своего намерения, потому что это, как считает его окружение, не престижно.

Нет престижности самой но себе, говорить о ней имеет смысл только в связи с определенным кругом общения. А начнешь общаться с другими людьми, то в их глазах, вероятнее всего, престижными окажутся совершенно иные виды занятий.Что же теперь — всю жизнь под них и подстраиваться? Нужно помнить и о том, что угодить всем окружающим сразу не удастся в любом случае: кто-нибудь непременно останется недоволен. «Престижность/непрестижность» — критерий слишком зыбкий, чтобы ориентироваться на пего при приня­тии решений, определяющих твою дальнейшую судьбу. Кроме того, престижность зачастую прямо противоположна реальной востребо­ванности деятельности па рынке труда: молодые люди склонны при­обретать очень редкие, экзотические профессии, а потом оказываются глубоко разочарованными, не сумев найти такую работу.

На профессии, как и на большинство других жизненных явлений, существует мода. Это временное преобладание каких-либо вкусов, мнений, точек зрения. Без причины она не возникает, по не всегда именно то, что модно, оказывается наилучшим или подходящим для тебя лично. В области профессионального самоопределения мода проявляется как массовое предпочтение молодежью каких-либо про­фессий, восприятие их как самых престижных, что подчас совершенно не соответствует их реальной востребованности. Когда-то школьники поголовно хотели быть космонавтами, потом — физиками-ядерщика­ми, потом — банкирами и брокерами. Мода па профессии меняется довольно быстро, и, скорее всего, к тому моменту, когда ты закон­чишь профессиональное обучение и начнешь работать, модными ста­нут совсем не те профессии, что сейчас. Кстати, вот еще информация к размышлению: слово «престижность» происходит от латинского praestigium, обозначающего «иллюзия», «обман чувств»...

Итак. Выбирать профессию, руководствуясь модой, не вполне логично, Ведь к тому времени, когда ты закончишь обучение и начнешь работать, мода, скорее всего, уже изменится.

Выбор вопреки, назло чему- или кому-либо.«Говорят родители и друзья, что мне медведь па ухо наступил — ну ничего, вот увидят меня па эстраде, посмотрим, что тогда скажут!» Наверное, примерно следующее: «Ну и дурак! Ему медведь на ухо наступил, а он зачем-то выставляет это па всеобщее обозрение!» Если же говорить серьезно, случаев, когда выбор рода занятий вопреки каким-либо барьерам и ограничениям приводит к жизненному успеху, совсем немного. Напри­мер, иногда таковыми оказываются истории, когда инвалид, имеющий серьезные ограничения физических возможностей, не сидит дома и не жалуется на судьбу, а бросает вызов жизненным обстоятельствам, профессионально занявшись спортом. Вполне возможно, ему удастся добиться па этом поприще успехов и победить в специальных сорев­нованиях для людей с ограниченными возможностями (проводятся даже специальные паралимпийские игры для таких людей), но если и нет — все равно он перейдет от пассивной и беспомощной жизни к активной, осмысленной и интересной.

Впрочем, в большинстве областей человеческой деятельности подход «заниматься тем, в чем мои возможности наиболее ограничен­ны», не оправдан. Если у кого-то выражены неустранимые дефекты речи, то его попытка «бросить вызов» обстоятельствам, став телеве­дущим, вряд ли приведет к чему-либо, кроме того, что он сделается всеобщим посмешищем. И паралимпийские игры никто для подобных «специалистов» проводить нестанет. Хотя в других областях дея­тельности, непредъявляющих столь жесткие требования к устной речи, этот человек вполне могбы добитьсяуспехов.

Итак. Выбор профессии —- дело, существенно влияющее на твою судьбу, и не очень умно совершать его «назло» кому-нибудь или чему-нибудь.

Игнорирование медицинских противопоказаний.Повышенные требования к здоровью в целом или к отдельным его аспектам предъ­являют очень многие профессии, а совершенно здоровых людей, к сожалению, не так уж и много. Связанные с этим сложности веро­ятны не только в таких профессиях, как летчик или пожарный, но и в более «приземленных» видах деятельности. Вот некоторые группы самых распространенных противопоказаний.

1.Зрение.С ним связано очень много противопоказаний; например, людям, страдающим близорукостью и вынужденным носить очки, крайне нежелательно заниматься любой работой, где требуется рассматривать мелкие детали или часто наклонять голову вниз. Монтажник электронных схем илиремонтник сотовых телефо­нов — работа явно не для них. А если у человека нарушеноцветовое зрение, ему вряд ли стоит становиться водителемкакого-либо транспорта.

2.Слух. При серьезных нарушениях слуха противопоказано боль­шинство профессий, в которых подразумевается интенсивное устное общение или требуется реагировать на какие-либо звуки. Трудно представить себе хорошего продавца, учителя или опера­тора справочной службы, который не может расслышать, что ему говорят, и постоянно все переспрашивает.

3.Дыхательная система.При ее заболеваниях, особенно при астме, крайне нежелательно работать в условиях повышенного содержа­ния в воздухе пыли, дыма, каких-либо химических веществ. Эти же противопоказания касаются и людей, организм которых склонен к аллергическим реакциям.

4.Опорно-двигательный аппарат.Естественно, людям с сущест­венныминарушениями опорно-двигательногоаппарата не стоит выбирать профессии,подразумевающие высокую двигательную активность. При выраженных нарушениях осанки и сильном плос­костопии противопоказаны профессии, где приходится проводить много времени,стоя па ногах (например, повар или продавец-консультант в отделе, где персоналу запрещается работать сидя).

Этот список далеко не полный. Если профессия предъявляет по­вышенные требования к состоянию здоровья, то перед обучением ей или перед трудоустройством тебе нужно будет пройти медицинскую комиссию, иногда довольно строгую. Бывает, молодые люди воспри­нимают это как искусственно созданные барьеры или считают, что «болячки — удел стариков». Но на самом деле подобные ограничениявполне оправданны, и обусловлены они в первую очередь заботой о здоровье тех, кто готовится к работе. Так что пусть даже такая медко­миссия не предусмотрена,все равно имеет смысл проконсультиро­ваться с врачом, если имеются хоть малейшие сомнения по поводу того, насколько интересующая тебя профессия совместима с твоим здоровьем. Ведь забота о нем отвечает твоим собственным интересам.

Если достаточно волевой человек хочет во что бы то пи стало зани­маться определенной работой, он рано или поздно найдет способ обойти почти любые противопоказания ипрепятствия в виде мед­комиссий, изаймется-таки ею. Широко известный пример: летчик Маресьев, который в Великую Отечественную войну потерял обе ноги, но, несмотря па это, вновь научился управлять боевым истребителем (эта реальная история положена в основу «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого). Вот только в мирной жизни такие крайности редко бывают оправданы. Больной астмой, работающий на химическом производстве, будет чувствовать себя все хуже, и не исключено, что водин «прекрасный» день вообще задохнется прямо на рабочем месте. Грузчик с больным позвоночником когда-нибудь может оказаться парализованным, а часовщик с сильной близоруко­стью — слепым. Когда человек выбирает профессию, игнорируя меди­цинские противопоказания, он рискует окончательно испортить себе здоровье, а то ивообще жизни себя лишить. И не только себя! Пред­ставь, например, что произойдет, если водитель рейсового автобуса, больной вегетативно-сосудистой дистонией (заболевание, при котором возможно резкое падение артериального давления), потеряет па ходу сознание.

Итак. Желательно проконсультироваться с врачом, насколько интере­сующие тебя профессии совместимы с твоим состоянием здоровья.

Отсутствие запасных вариантов выбора.Необходимо всегда иметь несколько возможных вариантов продолжения обучения и работы, чтобы, если неподошел один из них, всегда располагать запасным вариантом действия. Не все желания и жизненные планы сбываются. Скажем, неудается поступить в тот вуз, куда хотелось бы (кстати, фраза «конкурс 4 человека на место» означает, что это неудалось сделать троим из четырех). Можно воспринять непоступлениекак крушение всех жизненных планов и надежд, а можно получить среднее специальноеобразование, а потом поступить сразу па второй или тре­тий курс вуза. В некоторые профессии путь, возможно, окажется закрыт в связи с тем, что возникнут проблемы со здоровьем. Перед тем, кто не мыслит свое будущее вне связи с интересующей сферой, встает выбор: или отказаться от своей мечты, или все равно «проби­ваться», находя способ обойти ограничения. Первый вариант может сделать человека несчастным надолго, если ненавсегда, второй — окончательно лишить здоровья. Тот же, у кого есть на примете и дру­гие варианты профессионального развития, сможет подойти к этой ситуации более гибко. Например, найти себе какую-то схожую про­фессию, требования к здоровью в которой менее жесткие.

Итак. В жизни много случайностей, все предвидеть немыслимо. Чтобы остаться «на плаву» при любых обстоятельствах, важно пред­усматривать запасные варианты профессионального самоопре­деления (Грецов А.Г.,2005,с.20).

Вопросы к теме II:

1. Что такое мотивы и мотивация?Какие два общих, универсальных типов мотивации, имеющих непосредственное отношение к выбору профессии, можно выделить?

2. Какие факторы включает в себя интерес к профессии?

3. В чем заключается различие между склонностью к профессии и предпочтением профессии?

4. Какие важные факторы влияют на профессиональное самоопределение личности?

5. Какие наиболее характерные ошибки совершают выпускники средней школы при выборе профессии?

Ш.КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОФЕССИЙ

Наши рекомендации