П.3.Что такое успешный выбор профессии?
Какой выбор профессии следует считать успешным? Тот, при котором совпадут три В— Возможность, Влечение, Востребованность.
· Возможность— наличие способностей именно к данной работе, соответствие особенностейличности спецификевыбранной профессии, отсутствие медицинских или психологических противопоказаний к ней.
· Влечение— желание выполнять конкретную работу, интерес к пей, увлеченность, направленностьименно на эту деятельность.
· Востребованность— потребность общества в работниках этого профиля. Определяется спросом па рынке труда и готовностью работодателей платить им достойную заработную плату.
Когдатри В совпадают, человек доволен делом, которым занимается, своим местом работы, должностью, достижениями, видит перспективы для профессиональногороста, зарабатывает на достойную жизнь. Увлеченность трудом и возможность раскрыть в нем свои способности ведут к тому, что труд оказывается результативным и достигается высокий уровень профессионализма. Как следствие, окружающие тоже довольны таким человеком и его делами, он пользуется заслуженным уважением. Получается заколдованный круг: если человек охотно выполняет востребованную вобществе работу, он достигает хороших результатов, обретает материальный достаток и признание окружающих,и, как следствие, его увлеченность трудом еще более возрастает.
Успешно выбранная профессия — та, которая соответствует возможностям человека, которой он увлечен икоторая востребована обществом.
Расскажу о нескольких людях, с которыми мне довелось встретиться в жизни. Все они, похоже, успешно выбрали свои профессии.
Даша парикмахер. Пять лет назад она была практиканткой в салоне красоты. Старательная способная девушка училась премудростям профессии с какой-то неутолимой жадностью. Она блестяще освоила специальность, приобрела постоянных клиентов и теперь работает в замечательном салоне, в прекрасных условиях. При этом все время продолжает учиться самым новым технологиям, да и от работы получает подлинное удовольствие. И клиенты также остаются довольны ее мастерством. Когда она перешла работать в другой, более престижный салон, расположенный в другом районе, многие ее прежние клиенты оказались готовы тратить время на то, чтобы ездить к ней стричься через весь город. Или вот, например, Евгений. То, что его жизнь будет связана с железной дорогой, он лонял еще в 5 классе, когда пошел в кружок юных железнодорожников (причем выбрал сам, никто его к этому не подталкивал). Потом наступил черед железнодорожного института, аспирантуры. К тому же Евгений блестяще освоил компьютер. В результате он получил немало предложений по поводу работы. Ему есть из чего выбирать, и Евгений отдает предпочтение тому, что открывает больше шансов для профессионального {и материального!) роста. Работает много и с интересом, хорошо зарабатывает (Грецов А.Г.,2005,с10).
.
П.4.Направленность выбора
На ход профессионального самоопределения человека влияет множество факторов, наиболее важные из которых таковы:
· знания о профессиях и о том, насколько они востребованы;
· склонности (интересы, мотивы труда);
· способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения);
· уровень притязаний и самооценка;
· мнение родителей, семьи;
· мнение сверстников;
· позиции учителей, профессионалов;
· личный профессиональный план — система представлений о том, чего и как человек хочет достичь в профессиональной сфере.
А как, собственно, выпускники школ выбирают профессии, на что они при этом ориентируются? Оказывается, выбирается-то зачастую не профессия, а уровень образования или место учебы! Выделяют следующие варианты направленности профессионального выбора.
На профессию.«Хочу быть врачом!» — «А куда поступать будешь?» — «Ну, еще подумаю, где лучше учат икуда у меня больше шансов поступить». Как правило, лучшие специалисты получаются именно из таких людей. Естественно, при том условии, что профессия действительно выбрана ими осознанно, с учетом своих интересов и способностей. Кстати, если раньше молодой человек, поступая в вуз, в большинстве случаев должен был сразу выбрать не только профессию, но и конкретную специальность, то теперь ситуация стала более гибкой. В большинстве вузов идет переход к так называемой многоуровневой системе образования. Человек оказывается привязанным не к конкретной специальности, а выбирает некое направление, например «история» или «филология». В течение четырех лет он проходит довольно широкую подготовку в рамках выбранного направления и получает диплом бакалавра. Потом может продолжить обучение еще Одни год па специалитете или два года в магистратуре, получив подготовку к более конкретному виду профессиональной деятельности.
На уровень образования.Другой вариант выбора места учебы связан с желанием получить образование определенного уровня — обычно высшее, хотя некоторых вполне устраивает исреднее специальное. «Я хочу высшее образование!» — «А где ты его хочешь получать, по какой специальности?» — «Да не суть важно! Все равно по специальности сейчас мало кто работает. Так что пойду туда, где проще и интереснее».В наиболее ярком проявлении такой человек вообще ориентируется, как говорят, «на корочку» — наполучение диплома о высшем образовании. Многие из тех, кто руководствуется подобным принципом, в дальнейшем пополняют ряды студентов-троечников, учатся спустя рукава, лишь бы их вообще не отчислили из вуза. Они редко становятся высококлассными специалистами именно в той области, которую изучают, однако совсем не обязательно, что это помешает им хорошо устроить свою жизнь и успешно выстроить карьеру в других областях. Пример:Помню, в моей институтской группе были дватаких студента, в свое время их чуть не отчислили за неуспеваемость. Психологов из них, конечно, не получилось. Прошлонесколько лет — один из них стал высокопоставленным менеджером в очень известной иностранной фирме, другой — владельцем собственного музыкального салопа. Работой и зарплатой они весьма довольны.
На конкретный институт.«Хочу учиться в Санкт-Петербургском государственном университете!» — «А по какой специальности?» — «Да не знаю пока. На какую поступить смогу...» (Бывает и так: «Не знаю. А что, они там разные есть?») С одной стороны, такую позицию вполне можнопопять: в некоторых вузах существуют весьма прочные традиции подготовкикачественных специалистов, а их дипломы выше ценятся работодателями. Но, с другой стороны,качество образования и дальнейшая востребованность на рынке труда на самом деле зависят от места обучения куда меньше,чем это поройпредставляется. Само но себе обучение в престижном вузе еще не служит гарантией получения качественного образования — важнее твои собственные способности, трудолюбие, желание учиться иработать. Впрочем, если у тебя профессиональные интересы совершенно несформированы и ты вообще не знаешь, кем хочешь быть,вариант выбора «сначала вуз — потом профессия» может оказаться оправданным. Обучение по случайно выбранной специальности в известном и престижном институте все же дает некоторые преимущества по сравнению со столь же случайным обучением где-нибудь «па периферии». Но в более выигрышном положении находится тот, кто в первую очередь ориентируетсяименно на интересующую его профессию и специальность, и лишь во вторую — па конкретное место обучения. Так что если ты нацелен на получение определенной специальности и оказался передвыбором — обучиться в менее престижном вузе или же в более престижном учебном заведении, но по другой специальности, однозначно рекомендую первое.
Итак. Сначала определись с интересующей те5я специальностью. Потом с необходимым для ее освоения уровнем образования (требуется ли высшее или достаточно среднего специального). А уже потом выбирай конкретное место учебы.
Если же для кого-то высшее образование — самоцель,а конкретная профессия или специальность не слишком интересна — лучшевыбирать такую, владение которой принесет пользу и вне привязки к профессиональной деятельности, а обучение ей будет содействовать общеинтеллектуалыюму и личностному развитию. Кстати, очень высокий конкурс на некоторые специальности связан как раз с тем, что люди, осознавая этот факт, идут учиться туда, где дают знания, полезные, с точки зрения обучающихся, для саморазвития, даже если работа но полученной специальности ине входит в дальнейшие жизненные планы этих людей. Так, есть данные, что из числа поступающих на психологические факультеты (а конкурс туда сейчас один из самых высоких) только 1/4 видит свое профессиональное будущее, хоть как-то связанным с психологией.Остальные 3/4 приходят учиться для личного развития, а работать планируют совсем в других сферах. И их вполне можно попять.
А как быть, если ты пока ничего не выбрал и не определился, какую профессию будешь получать и где учиться? Тогда имеет смысл сосредоточить силы па изучении иностранного языка и работе па персональном компьютере.
Это те навыки, которые сейчас обязательно требуются от всех работников, рассчитывающих па трудоустройство в солидную организацию па хороших условиях оплаты. Так что какую бы профессию ты в дальнейшем пи выбрал, они пригодятся тебе и позволят стать более конкурентоспособным па рынке труда. А может, эти области и сами станут твоей профессией, потребность в таких специалистах высока.
Итак. Каковы 6ы ни были твои дальнейшие жизненные планы, полезно изучать иностранный язык и учиться работать на компьютере. В любой профессии пригодится! (Грецов А.Г.,2005,с17).