П.3.Что такое успешный выбор профессии?

Какой выбор профессии следует считать успешным? Тот, при кото­ром совпадут три В— Возможность, Влечение, Востребованность.

· Возможность— наличие способностей именно к данной работе, соответствие особенностейличности спецификевыбранной про­фессии, отсутствие медицинских или психологических противо­показаний к ней.

· Влечение— желание выполнять конкретную работу, интерес к пей, увлеченность, направленностьименно на эту деятельность.

· Востребованность— потребность общества в работниках этого профиля. Определяется спросом па рынке труда и готовностью работодателей платить им достойную заработную плату.

Когдатри В совпадают, человек доволен делом, которым занима­ется, своим местом работы, должностью, достижениями, видит пер­спективы для профессиональногороста, зарабатывает на достойную жизнь. Увлеченность трудом и возможность раскрыть в нем свои способности ведут к тому, что труд оказывается результативным и достигается высокий уровень профессионализма. Как следствие, окружающие тоже довольны таким человеком и его делами, он поль­зуется заслуженным уважением. Получается заколдованный круг: если человек охотно выполняет востребованную вобществе работу, он достигает хороших результатов, обретает материальный достаток и признание окружающих,и, как следствие, его увлеченность трудом еще более возрастает.

Успешно выбранная профессия — та, которая соответствует воз­можностям человека, которой он увлечен икоторая востребована обществом.

Расскажу о нескольких людях, с которыми мне довелось встре­титься в жизни. Все они, похоже, успешно выбрали свои профессии.

Даша парикмахер. Пять лет назад она была практиканткой в салоне красоты. Старательная способная девушка училась премудростям профессии с какой-то неутолимой жадностью. Она блестяще освоила специальность, приобрела посто­янных клиентов и теперь работает в замечательном салоне, в прекрасных усло­виях. При этом все время продолжает учиться самым новым технологиям, да и от работы получает подлинное удовольствие. И клиенты также остаются довольны ее мастерством. Когда она перешла работать в другой, более престижный салон, расположенный в другом районе, многие ее прежние клиенты оказались готовы тратить время на то, чтобы ездить к ней стричься через весь город. Или вот, например, Евгений. То, что его жизнь будет связана с железной дорогой, он лонял еще в 5 классе, когда пошел в кружок юных железнодорожников (при­чем выбрал сам, никто его к этому не подталкивал). Потом наступил черед железнодорожного института, аспирантуры. К тому же Евгений блестяще освоил компьютер. В результате он получил немало предложений по поводу работы. Ему есть из чего выбирать, и Евгений отдает предпочтение тому, что открывает больше шансов для профессионального {и материального!) роста. Работает много и с интересом, хорошо зарабатывает (Грецов А.Г.,2005,с10).

.

П.4.Направленность выбора

На ход профессионального самоопределения человека влияет мно­жество факторов, наиболее важные из которых таковы:

· знания о профессиях и о том, насколько они востребованы;

· склонности (интересы, мотивы труда);

· способности, здоровье (внутренние возможности и ограничения);

· уровень притязаний и самооценка;

· мнение родителей, семьи;

· мнение сверстников;

· позиции учителей, профессионалов;

· личный профессиональный план — система представлений о том, чего и как человек хочет достичь в профессиональной сфере.

А как, собственно, выпускники школ выбирают профессии, на что они при этом ориентируются? Оказывается, выбирается-то за­частую не профессия, а уровень образования или место учебы! Вы­деляют следующие варианты направленности профессионального выбора.

На профессию.«Хочу быть врачом!» — «А куда поступать бу­дешь?» — «Ну, еще подумаю, где лучше учат икуда у меня больше шансов поступить». Как правило, лучшие специалисты получаются именно из таких людей. Естественно, при том условии, что профессия действительно выбрана ими осознанно, с учетом своих интересов и способностей. Кстати, если раньше молодой человек, поступая в вуз, в большинстве случаев должен был сразу выбрать не только профес­сию, но и конкретную специальность, то теперь ситуация стала более гибкой. В большинстве вузов идет переход к так называемой много­уровневой системе образования. Человек оказывается привязанным не к конкретной специальности, а выбирает некое направление, напри­мер «история» или «филология». В течение четырех лет он проходит довольно широкую подготовку в рамках выбранного направления и получает диплом бакалавра. Потом может продолжить обучение еще Одни год па специалитете или два года в магистратуре, получив под­готовку к более конкретному виду профессиональной деятельности.

На уровень образования.Другой вариант выбора места учебы связан с желанием получить образование определенного уровня — обычно высшее, хотя некоторых вполне устраивает исреднее специ­альное. «Я хочу высшее образование!» — «А где ты его хочешь полу­чать, по какой специальности?» — «Да не суть важно! Все равно по специальности сейчас мало кто работает. Так что пойду туда, где проще и интереснее».В наиболее ярком проявлении такой человек вообще ориентируется, как говорят, «на корочку» — наполучение диплома о высшем образовании. Многие из тех, кто руководствуется подобным принципом, в дальнейшем пополняют ряды студентов-троечников, учатся спустя рукава, лишь бы их вообще не отчислили из вуза. Они редко становятся высококлассными специалистами именно в той области, которую изучают, однако совсем не обязательно, что это помешает им хорошо устроить свою жизнь и успешно выстроить карьеру в других областях. Пример:Помню, в моей институтской группе были дватаких студента, в свое время их чуть не отчислили за неус­певаемость. Психологов из них, конечно, не получилось. Прошлонесколько лет — один из них стал высокопоставленным менеджером в очень известной иностранной фирме, другой — владельцем собст­венного музыкального салопа. Работой и зарплатой они весьма до­вольны.

На конкретный институт.«Хочу учиться в Санкт-Петербургском государственном университете!» — «А по какой специальности?» — «Да не знаю пока. На какую поступить смогу...» (Бывает и так: «Не знаю. А что, они там разные есть?») С одной стороны, такую позицию вполне можнопопять: в некоторых вузах существуют весьма прочные традиции подготовкикачественных специалистов, а их дипломы выше ценятся работодателями. Но, с другой стороны,качество образова­ния и дальнейшая востребованность на рынке труда на самом деле зависят от места обучения куда меньше,чем это поройпредставляется. Само но себе обучение в престижном вузе еще не служит гарантией получения качественного образования — важнее твои собственные способности, трудолюбие, желание учиться иработать. Впрочем, если у тебя профессиональные интересы совершенно несформированы и ты вообще не знаешь, кем хочешь быть,вариант выбора «сначала вуз — потом профессия» может оказаться оправданным. Обучение по случайно выбранной специальности в известном и престижном институте все же дает некоторые преимущества по сравнению со столь же случайным обучением где-нибудь «па периферии». Но в более выигрышном положении находится тот, кто в первую очередь ориен­тируетсяименно на интересующую его профессию и специальность, и лишь во вторую — па конкретное место обучения. Так что если ты нацелен на получение определенной специальности и оказался передвыбором — обучиться в менее престижном вузе или же в более престижном учебном заведении, но по другой специальности, одно­значно рекомендую первое.

Итак. Сначала определись с интересующей те5я специальностью. По­том с необходимым для ее освоения уровнем образования (тре­буется ли высшее или достаточно среднего специального). А уже потом выбирай конкретное место учебы.

Если же для кого-то высшее образование — самоцель,а конкретная профессия или специальность не слишком интересна — лучшевыби­рать такую, владение которой принесет пользу и вне привязки к про­фессиональной деятельности, а обучение ей будет содействовать общеинтеллектуалыюму и личностному развитию. Кстати, очень высо­кий конкурс на некоторые специальности связан как раз с тем, что люди, осознавая этот факт, идут учиться туда, где дают знания, по­лезные, с точки зрения обучающихся, для саморазвития, даже если работа но полученной специальности ине входит в дальнейшие жиз­ненные планы этих людей. Так, есть данные, что из числа поступа­ющих на психологические факультеты (а конкурс туда сейчас один из самых высоких) только 1/4 видит свое профессиональное будущее, хоть как-то связанным с психологией.Остальные 3/4 приходят учить­ся для личного развития, а работать планируют совсем в других сферах. И их вполне можно попять.

А как быть, если ты пока ничего не выбрал и не определился, какую профессию будешь получать и где учиться? Тогда имеет смысл сосредоточить силы па изучении иностранного языка и работе па персональном компьютере.

Это те навыки, которые сейчас обязательно требуются от всех ра­ботников, рассчитывающих па трудоустройство в солидную органи­зацию па хороших условиях оплаты. Так что какую бы профессию ты в дальнейшем пи выбрал, они пригодятся тебе и позволят стать более конкурентоспособным па рынке труда. А может, эти области и сами станут твоей профессией, потребность в таких специалистах высока.

Итак. Каковы 6ы ни были твои дальнейшие жизненные планы, полезно изучать иностранный язык и учиться работать на компьютере. В любой профессии пригодится! (Грецов А.Г.,2005,с17).

Наши рекомендации