Слишком сильное желание не помогает, а мешает достичь того, чего хочется
Выраженность данного эффекта зависит от того, насколько простои и знакомой для человека оказывается та деятельность, которой он хочет заняться. Если она проста и знакома, высокий уровень мотивации повышает эффективность ее выполнения. Если сложна, если человек недостаточно осведомлен в ней и она требует глубокого осмысления, лучше выполнять ее в спокойной обстановке, неслишком нагнетая атмосферу и не размышляя о том, сколь исполняемое важно. Вообще-то, просто не существует такой деятельности, которая лучше всего реализовывалась бы в состоянии абсолютного, безмятежного спокойствия или, наоборот, при слишком сильном желании ее осуществления. Для каждой есть свой оптимальный уровень активации; для простой деятельности он довольно высокий, для сложной — пониже.
Допустим, для подготовки к экзамену нужно выполнить достаточно простую, «механическую» интеллектуальную работу — скажем, выучить даты исторических событий. Если ты побаиваешься такого экзамена, считаешь его очень важным для себя и воспринимаешькак источник стресса, твоя подготовка к нему пойдет болеепродуктивно, чем при равнодушном твоем отношении. А для подготовки к другому экзамену, например по физике, запоминать почти ничего не требуется, зато необходимо на полную мощность включать свое мышление для решения сложных задач. В таком случае сильная мотивация снизитэффективность твоей подготовки к экзамену
Если занимаешься сложной, малознакомой деятельностью - создай себе максимально спокойные условия работы.
Вот еще пример, из другой области. Допустим, ты учишьсякататься на роликах, и для тебя это пока сложно. Напрягаются все мышцы, приходится постоянно думать о своих движениях, возникает страх упасть. Теперь представь себе, что это снимают на видеокамеру. Скорее всего, под воздействием дополнительного мотива, связанного с желанием красиво выглядеть перед объективом, катание ухудшится. Ты и руками начнешь больше размахивать, и падать чаще, чем обычно, так что множество оригинальных и запоминающихся кадров будет обеспечено. Но если ты уже хорошо научишься кататься, то в момент, когда тебя будут снимать, ты, скорее всего, начнешь кататься лучше и красивее, чем обычно. Ведь катание стало для тебя простой и привычной деятельностью, и усиление мотивации повысит эффективность ее выполнения.
Интересно, что рассмотренный закон не распространяется на познавательную мотивацию. Иными словами, чем больше человек желает что-либо узнать, тем при прочих равных обстоятельствахон это лучше узнает и прочнее запомнит. Невозможно быть «слишком жадным до знаний»: чем ненасытнее подобная «жадность», тем эффективнее осваивается новая информация. Другое дело, если человек настолько увлечен приобретением познаний, что у него не хватаетвремени и сил на их использование, это к профессиональному успеху вряд ли его приведет. Нет такой профессии, как «ходячий справочник», да и не нужна она в эпоху информационных технологий...
Нет такой профессии, как «ходячий справочник». Знания ведут к профессиональному успеху только тогда, когда они реально используются в деятельности.
П.2.Интересы и склонности
(Грецов А.Г.,2005,с136).
Обязательно ли работа должна быть интересной? Всегда ли предпочтение, отдаваемое любимому занятию, гарантирует безошибочный выбор профессии? Люди, по-настоящемузаинтересованные своим делом, трудятся много ис удовольствием, рабочее время для них пролетает незаметно. Такой трудпочти не утомляет, если же усталость инаступает, она сама по себе для человека приятна. В психологии такое состояние, при котором человек полностью отдает себя работе и не замечает усталости,называется состоянием потока.В немчеловек испытывает удовлетворение и даже восторг от того, что делает. И еще от того, что его знания, умения, способности находят применение. Возникает почти физическое чувство роста, совершенствования. Естественно, в такомсостоянии повышается работоспособность, дело спорится, и результативность труда гораздо выше, чем если бы пришлось заставлять себя работать «через силу».
Обычно интерес к профессии связан с факторами такого рода:
* Новизна, необычность,престижность.
* Непосредственная «отдача» от предмета труда: благодарность и радость, исправная работа технического устройства и т. п. (то, что в науке называется «положительная обратная связь»).
* Понимание важности, осмысленности, востребованности работы.
* Познавательная мотивация: профессия как возможность получать новую информацию.
* Изменение, улучшение предмета труда в результате воздействия на него. Многих людей буквально завораживает созерцание того, как из их рук появляется новая вещь.
* Ощущение своей компетентности, мастерства.
Методика «Карта интересов» позволит конкретизировать, в каких из областей сосредоточены твои профессиональные интересы.
От чего больше зависит успешность в освоении профессии — от интереса или от способностей? Если профессия предъявляет не очень высокие требования к способностям, а для успеха в ней достаточно освоить работу среднего уровня сложности, то на первом месте по значимости будет интерес. Если даже способностей недостаточно, при увлеченности обучением и работой это вполне удается компенсировать.
Но если речь идет о профессии, где предъявляются жесткие требования к специальным способностям, или если человек ориентирован исключительно на достижения высочайшего уровня, никакой интерес уже не в состоянии компенсировать недостаток способностей. Для мастерской игры па скрипке нужен абсолютный музыкальный слух, а для того чтобы стать олимпийским чемпионом по гимнастике — ярко выраженные двигательные способности (в первую очередь координацию и гибкость). Если этого нет — никакой интерес не позволит добиться таких результатов.