Роспотребнадзор Росздравнадзор ФОМС ФМБА
Территориальные Территориальные Территориальные
Управления управления фонды
Роспотребнадзора Росздравнадзора ОМС
Органы управления здравоохранения субъектов РФ
Государственные Муниципальные Частные
ФЗ No323 «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» Глава 3
Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья
Организационная структура системы здравоохранения объединяет ресурсы:
•Кадровые
•Материальные
•Финансовые
Функции системы здравоохранения
оказание медицинской и профилактической помощи населению.
Выполняя свои функции, система здравоохранения взаимодействует с внешней средой:
•с другими отраслями экономики (например, с медицинской и фармацевтической промышленностью, которые поставляют медицинское оборудование и лекарственные средства);
•с рынком труда, который поставляет медицинские и фармацевтические кадры для здравоохранения;
•с профессиональными организациями и объединениями медицинских работников;
•с образовательными и научными учреждениями немедицинского профиля.
Системы здравоохранения
В зависимости от форм собственности и источников
финансирования выделяют три системы
здравоохранения:
Государственная муниципальная частная
(ГУЗ) (МУ)
К государственной системе здравоохранения относятся:
1) федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья –это МЗ РФ;
2) исполнительные органы государственной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья –это МЗ субъектов РФ; (МЗ РБ)
3) подведомственные им медицинские и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации в сфере охраны здоровья.
К муниципальной системе здравоохранения относятся:
1) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья;
2) подведомственные органам местного самоуправления медицинские организации и фармацевтические организации.
К частной системе здравоохранения относятся:
1)Субъекты здравоохранения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающиеся частной медицинской или фармацевтической деятельностью. 2)Субъекты частной системы здравоохранения вправе наряду с государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения участвовать в реализации государственной политики в сфере здравоохранения, формировании рынка медицинских услуг, решении задачи обеспечения граждан квалифицированной медицинской помощью. Деятельность частных организаций здравоохранения основывается на принципах применения единых в сфере здравоохранения нормативно-правовых актов, стандартов медицинской помощи и этических норм.
Медицинская помощь в РФ оказывается на:
•бесплатной основе(за счет средств бюджетов и ОМС);
•платной основе(за счет средств ДМС и ПМУ).
Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ
«Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
•Обязательное (ОМС) – всеобщее для населения и реализуется в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
•Добровольное (ДМС) – на основе программ добровольного медицинского страхования и обеспечивает получение дополнительных медицинских и иных услуг сверх установленных программами ОМС
Платные медицинские услуги
Обязательно наличие лицензии, оформление договора.
Условие получения ПМУ-личная инициатива пациента (в письменном виде).
В системе здравоохранения обязательно присутствуют два звена:
•Управляющее звено (тот, кто управляет) субъект управления.
•Управляемое звено (то, чем управляют)–объект управления.
Управление–возможность изменения состояния или поведения объекта для достижения желаемой цели. (управляющий, поставив какую-то цель, стремится достичь ее, воздействуя на управляемое звено)
Субъекты управления (управляющее звено):
•МЗ РФ на федеральном уровне,
•МЗ РБ на уровне субъектов РФ,
•отделы здравоохранения муниципальных образований.
Объекты управления (управляемое звено):
•МО,
•медицинский персонал,
•нижестоящие ОУЗ по отношению к вышестоящим.
Менеджмент –это управление людьми с использованием психологических методов.
Решения по управлению системой здравоохранения могут приниматьсяна всех уровнях:
•федеральный, региональный и муниципальный,
•медицинские и фармацевтические организации,
•взаимодействие врача и пациента.
В случае если большинство решений регламентируются на федеральном уровне, говорят о централизованных системах управления.
Решение принимаются отдельными уровнями системы, когда право принятия решения имеется и на низовых уровнях, такие системы здравоохранения называют децентрализованными. (МЗ РБ)
Так, в РФ система здравоохранения в последние годы становится все более централизованной– основные стратегические решения принимаются на федеральном уровне.
Медицинская организация – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Приказ МЗ РФ 06.08.13 No 529Н
«Об утверждении номенклатуры медицинских организаций»
I. По виду медицинской деятельности:
1.Лечебно-профилактические МО
2.Медицинские организации особого типа
3.Медицинские организации по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека