Фонды обязательного медицинского страхования (ФОМС)

Обязательное медицинское страхование является составной частью государственного социального страхования и призвано обеспечить гражданам Российской Федерации равные возможно­сти в получении медицинского страхования в объемах и на усло­виях, соответствующих утвержденным программам.

Основными задачами ФОМС являются:

• обеспечение финансовой устойчивости системы обязатель­ного медицинского страхования в субъектах РФ, т.е. выравнива­ние условий деятельности территориальных фондов по финанси­рованию программ обязательного медицинского страхования;

• обеспечение предусмотренных законодательством РФ прав граждан в системе обязательного медицинского страхования;

• участие в разработке и осуществлении государственной по­литики в области обязательного медицинского страхования;

• разработка и осуществление комплекса мероприятий по обе­спечению финансовой устойчивости системы обязательного ме­дицинского страхования и созданию условий для выравнивания объема и качества медицинской помощи, предоставляемой граж­данам на всей территории РФ.

Финансовые средства ФОМС находятся в государственной собственности РФ, не входят в состав других фондов и изъятию не подлежат. За неработающих граждан (детей, учащихся и сту­дентов дневной формы обучения, пенсионеров, зарегистрирован­ных безработных) взносы уплачивают органы исполнительной власти с учетом территориальных (базовых) программ обяза­тельного медицинского страхования в пределах средств, преду­смотренных в соответствующих бюджетах на здравоохранение. Перечень заболеваний, видов, объемов и условий оказания меди­цинской помощи, входящих в федеральную программу государст­венных гарантий, утверждается приказом Минздравсоцразвития России. Численность граждан, застрахованных по обязательному медицинскому страхованию, в Российской Федерации составляет настоящее время 143,2 млн человек, в том числе 60,7 млн рабо­тающих граждан и 82,5 млн неработающих.

Гражданам Российской Федерации выдается страховой меди­цинский полис обязательного медицинского страхования — доку­мент, удостоверяющий заключение договора по обязательному медицинскому страхованию граждан. Он имеет силу на всей тер­ритории РФ, а также на территории других государств, с кото­рыми Российская Федерация имеет соглашения об обязательном медицинском страховании граждан.

Доходы бюджета ФОМС формируются за счет следующих источников:

• поступления страховых взносов (с 2001 по 2009 г. — поступ­ления ЕСН);

• поступления недоимки, пени и штрафов

• суммы процентов, начисленных на остатки средств на счетах

• ФОМС;

• средств федерального бюджета, передаваемых ФОМС на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами.

Особое значение в современных условиях имеет контроль за рациональным и эффективным использованием средств ФОМС. Обязанность контролировать правильность исчисления, полноту и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное медицинское страхование возложена на ПФР и его территориальные органы.

Средства Федерального ФОМС используются на следующие мероприятия:

• оплату медицинских услуг, предоставляемых гражданам;

• финансирование целевых медицинских программ;

• проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан;

• подготовку и переподготовку специалистов;

• развитие медицинской науки;

• улучшение материально-технического обеспечения здраво­охранения и другие цели.

С целью обеспечения финансовой устойчивости системы обязательного медицинского страхования разработаны Правила составления, рассмотрения и исполнения бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденные приказом ФОМС от 09.09.2003 № 1750/21-1/и. Они позволяют обеспечить методо­логическое единство подходов к формированию показателей про­екта бюджета ФОМС и регламентацию деятельности террито­риальных фондов по составлению, рассмотрению проекта бюджета, его утверждению и исполнению.

Государственные внебюджетные фонды как звено государ­ственных финансов РФ существуют уже около 20 лет, что свидетельствует об их достаточно высокой эффективности. Однако первоначальное отсутствие опыта в организации их деятельно­сти, сложная экономическая ситуация, неожиданные изменения в концепции функционирования внебюджетных фондов и прямое нарушение законодательства стали причиной существенных не­достатков в их деятельности.

Особенно много вопросов вызывает проводимая в стране пен­сионная реформа. Введение накопительной части пенсионной системы зависит от влияния политического фактора, который достаточно сложно прогнозировать. Как показывает практика, политические риски и риски, связанные с изменением законода­тельства, являются самыми серьезными.

Наряду с непредсказуемостью изменений в законодательстве на функционировании социальных внебюджетных фондов отри­цательно сказывается слабая обоснованность нововведений; несо­блюдение сроков утверждения бюджетов внебюджетных фондов и отчетов об их исполнении; отсутствие прозрачности в дея­тельности фондов и недостаточный контроль за расходованием их средств. Совершенствование деятельности этих важнейших финансовых институтов должно стать комплексным, представ­лять собой неотъемлимую часть реформирования бюджетных от­ношений в России в целом.

Наши рекомендации