Социальное значение науки и техники в медицине.
1 вопрос
Дать определение науки, которая является многомерным явлением, сложно. Приведем ряд понятий, которые дают различные авторы: 1. Наука – форма человеческих знаний, составная часть духовной культуры; 2. Наука – система понятий о явлениях и законах деятельности; 3. Наука – система всех проверенных практикой знаний; 4. Наука – система теоретических знаний, доказанных и проверенных практикой; 5. Наука - система знаний, в которой мировоззренческие философские основания и выводы являются неотъемлемым обязательным элементом.
Несмотря на данные различия, в этих определениях есть и общее – получение знаний, т.е. продуктом науки является знание. Сегодня наука включает около 15 тысяч дисциплин. С учетом этого можно сказать, что наука – этот система знаний, полученных в результате практики, включающей в себя исследования и освоение процессов и явлений, происходящих в природе, обществе, человеческом мышлении и космосе.
Как возникла наука? Существует три взгляда на происхождение науки: 1. Наука возникла в 4-5 вв. до н.э. в Древней Греции. Именно в это время на фоне разложения мифологического мышления возникают первые зачатки знаний о природе человека. 2. Наука возникла как особый вид знания в период позднего Средневековья в Западной Европе в 12-13 вв. В этот период происходит осознание роли опытного знания в деятельности человека (Р.Бэкон – 1214 – 1292). 3. Большинство историков науки считают, что в истинном смысле слова наука возникла, только начиная с 16-17 вв. Именно в этот период появляются работы Коперника, Гюйгенса, Галилея, Ньютона. Именно в отрезок времени от даты публикации работы Коперника об обращении небесных сфер (1543) до выхода работы Ньютона «Математические начала натуральной философии» (1687) и формировалась наука. В этот период создаются и исследуются математическим модели изучаемых явлений.
Проникновение науки во все сферы человеческой деятельности – превратили ее по своей сути в социальное явление, т.е. она создается сообществом ученых на протяжении уже двух тысячелетий и имеет определенную систему взаимосвязей между членами научного общества, где существует свой специфический образ жизни, который регулируется, как правило, неписанными традициями, нормами, системой ценности. Сами способы социальной организации ученых на протяжении истории науки менялись в соответствии с развитием общества в целом и его отношении с наукой. В 1666 году создается Парижская академия наук, в 1725-1755 гг. – Лондонское королевское общество, в 1725 г. – МГУ. Создание этих учреждений знаменовало собой общественное признание интеллектуального труда ученых, особенно признавалась позитивная экспериментальная философия. С 1901 г. в области физики, химии, медицины и физиологии, а в области экономики с 1969 г. появляются самые престижные награды ученых – Нобелевская премия (в 1990 г. было 427 лауреатов в Нобелевской премии, 11 – в России).
Наука как социальный институт за время своего существования претерпела огромные изменения. От деятельности десятков древнегреческих ученых, собиравшихся в философских школах, занимающихся по собственному желанию, вплоть до современного 5-тимиллионного международного сообщества. Сегодня наука по существу представляет собой мощную отрасль по производству знаний с огромной материальной базой, с развитой системой коммуникаций и информации. По мнению специалистов, заниматься наукой способно не более 6-8 % населения планеты.
Основная задача науки направлена на изучение объективного мира вещей и процессов, имеющих практическое значение для человека. В решении этих проблем большая роль принадлежит научным методам познания самой организации знания. Здесь следует выделить рационально-логический путь познания. Смысл его заключается в том, что в познании мира ученые пользуются идеальными объектами, которые сконструированы мышлением человека. Рациональность в науке выступает в двух видах: закрытой рациональности и открытой рациональности. Закрытая рациональность, при которой деятельность связана с движением в некоторой заданной концептуальной системе (в рамках известной парадигмы), это: теории, концепции, гипотезы – количественно она играет доминирующую роль – это репродуктивное творчество, т.е. в рамках некоторых фиксированных рациональных концептуальных норм. «Закрытая рациональность в практической деятельности связана с целесообразностью, ее направленностью на определенный эффективный итог».
«Открытая рациональность – предполагает способность выхода мышления за пределы фиксированной системы исходных познавательных координат». Открытая рациональность предполагает перманентное развитие познавательных возможностей человека, бесконечные горизонты его постижения реальности. Такая рациональность (открытая) позволяет проникнуть все глубже в познающие объекты, не связывая себя с заданными парадигмами (она реализуется через критическую рефлексию) (Гегель, Поппер).
Наука в познании мира всегда выполняла следующие функции: 1. Функцию объяснения; 2. Функцию прогнозирования (знать, чтобы предвидеть); 3. Функцию отражения. В науках о природе, которые отражают объективную реальность главная познавательная функция – объяснение. В науках о человеке главная функция – понимание. В науках об обществе главная познавательная функция – объяснение.
(Предвидение – это выход за границу наблюдаемого мира; понимание – это духовная акция, назначение которой состоит в том, чтобы снять отчужденность изучаемых объектов, событий, явлений, создать у человека ощущение их естественности; объяснение – функция научного познания, состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта, т.е. объяснить – значит уяснить себе запутанный факт путем установления причин и условий – зачем? почему?
Наука, являясь конкретно историческим явлением, проходит в своем развитии ряд качественно своеобразных этапов.
Науке как таковой предшествует преднаука, где зарождаются элементы науки (Древний Восток, Греция, Рим). Этот этап часто называют доклассическим.
Наука как целостное явление проходит в своем развитии классический, неклассический, постнеклассический (современный периоды).
Классическая наука (17-19 вв.) – это период становления классического естествознания, которое было ориентировано на объективные исследования фрагментов и аспектов природы и общества (универсума). В становлении этого этапа основная роль принадлежит Копернику, Дж. Бруно, Декарту. Неклассическая наука (первая половина 20 в.) – в этот период произошли кардинальные изменения науки, как и внутри ее содержания, так и в социокультурном окружении. Это привело к формированию дисциплинарно организованной науки с присущими особенностями роста знания и ее систематизации. На этой основе возрастает роль науки в производстве (в первый этап ее влияние на производство носило эпизодический характр). Наука становится в этот период бесспорной ценностью цивилизации: она активно участвует в формировании мировоззрения; все отчетливее обнаруживается ее прагматическая ценность, которая реализуется в виде новой техники и технологии.
Постнеклассическая наука (вторая половина 20 в.) – характерной чертой развития науки является универсальный (глобальный) эволюционизм, который соединяет идеи эволюции с идеями системного подхода и распространяет принцип развития на все сферы бытия, устанавливая универсальную связь между неживой, живой и социально организованной материей. Принцип универсализма, утвердившейся в науке, связан с тремя важнейшими направлениями в науке 20 в.: теорией нестандартной вселенной, синергетикой, теорией биологической эволюции на основе концепции биосферы и ноосферы.
Три стадии исторического развития науки можно охарактеризовать как три типа научной рациональности: первый тип – классическая рациональность, для которой характерно сосредоточие внимания на объекте; второй тип – неклассическая рациональность – она учитывает связи между знаниями об объекте и характером средств и операций деятельности; третий тип – постклассический – он характеризуется тем, что полученные результаты знания соотносятся не только с особенностью средств и операций деятельности, но и с социальными целями.
Развитие науки связано не только с развитием общества, но и с углублением познания мира под влиянием технического процесса. В самой науке наблюдаются периоды глобальных революций, которые изменяют облик всей науки. В естествознании в широком смысле слова можно обнаружить четыре таких революции.
2 вопрос
Познавательная деятельность человека сформировалась задолго до возникновения науки как специфического способа духовно-практического освоения действительности. Только наука является важнейшей формой развития научного познания. Достижения науки связаны с использованием человеческого мышления, которое представляет собой сложный познавательный процесс, включающий различные приемы, методы и формы познания.
Метода научного познания – это система принципов, приемов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания. Методы научного познания вырабатываются на основе знания объективных закономерностей развития объекта, которые перерабатываются и переосмысливаются человеком в познавательной деятельности, прежде чем на этой базе создан соответствующий метод познания. Субъективная сторона играет большую роль в формировании методов познания и особенно в процессе применения в изучении объектов. Общими характеристиками метода научного познания являются: предметно-содержательный аспект, который состоит в том, что в нем отражено знание о предмете исследования; операционный аспект, указывает на зависимость метода научного познания не столько от объекта, сколько от субъекта, т.е. надо учитывать уровень научной подготовки специалиста; аксиологический аспект, который выражается в надежности, эффективности данного метода.
Методы научного познания можно подразделить на 3 большие группы: специальные методы применимы только в рамках отдельных наук. Объективной основой таких методов являются специфические научные законы, например, метод качественного анализа в химии, метод спектрального анализа в физике и химии и т.д. Общенаучные методы: они используются в познании во всех науках. К ним относятся методы эксперимента и наблюдения, метод моделирования, гипотетико-дедуктивный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному и т.д.
Наблюдение – особый вид познавательной деятельности, выражающийся в сознательной, целенаправленной, планомерной и длительной регистрации изучаемого объекта внутреннего и внешнего мира человека. Научное наблюдение характеризуется особенностями: оно осуществляется в связи с проверкой гипотез, с решением определенной теоретической задачи и происходит без прямого вмешательства субъекта в наблюдаемый объект (в медицине это клиническое наблюдение). Индивидуальный диагноз конкретного больного, представляя собой определенные индивидуальные особенности организма пациента, носит название клинического наблюдения. Научно-технический прогресс качественно расширил возможности наблюдения, позволяя изучать явления и процессы, недоступные нашим органам чувств. Это позволяет сделать вывод о том, что не принципиально ненаблюдаемых явлений объективного мира.
Широкое распространение как общенаучный метод познания получил эксперимент, который со времен Галилея становится существенным фактором научного познания в его современном виде.
Эксперимент – общенаучный метод познания, с помощью которого в контролируемых и управляемых условиях изучаются процессы или явления действительности. Эксперимент дает возможность изучать явления в относительно чистом виде, воспроизводить многократно, планомерно изменять условия его протекания. Субъект активно вмешивается в эксперимент. Существует три основных вида эксперимента: производственный, социальный, мыслительный. В медицине это медицинский эксперимент. Все эти виды являются основной формой получения научной информации, средством проверки гипотез и теорий. Эксперимент сочетает в себе в неразрывном единстве теоретическую и практическую деятельность субъекта, т.е., с одной стороны, эксперимент является связывающим звеном между теоретическим и эмпирическим этапами и уровнями научного исследования, с другой стороны, сами результаты эксперимента нуждаются в определенной теоретической интерпретации.
В практике современной деятельности эксперимент получает теоретическое обоснование, но, т.к. эксперимент весьма дорогое предприятие в современном познании, он всегда должен опираться и тем более опираться на основе общих закономерностей научного познания.
Наблюдение, эксперимент, измерение и описание позволяет субъекту вычленить научные факты (знание, которое доказано). Факты как элементы научного познания являются основанием для формирования и развития научных понятий, принципов, законов и теорий. Существенной чертой научного факта является то, что в нем отражаются отдельные свойства объекта и поэтому его можно рассматривать как абстрактный гносеологический образ.
Универсальные методы познания, или философские методы, заключаются в том, что, изучая наиболее общие связи развития природы, общества и мышления, в философских понятиях отражаются всеобщие свойства и отношения объектов. Поэтому связи, принципы и философские понятия имеют всеобщее методологическое значение. Поэтому знание принципов, законов и категорий философии служит для осмысления научных открытий в естествознании, в социально-исторической деятельности. К общефилософским методам познания относятся принципы диалектической противоречивости, принцип объективности, принцип историзма, принцип взаимосвязи и развития, принцип причинной обусловленности явлений.
Оперируя абстрактными научными фактами, мы совершаем мыслительные операции: анализ и синтез, индукцию и дедукцию, которые используются во всех видах научного познания.
Анализ – это способ мышления, связанный с разложением изучаемого объекта на составные части с целью их относительно самостоятельного изучения.
Синтез – это метод мышления, который заключается в объединении ранее выделенных частей в целое с целью получить знания о целом путем выделения существенных связей и отношений.
Переход от анализа к теоретическому синтезу осуществляется с помощью дедукции и индукции.
Индукция (характерна для опытных наук) – это прием мыслительной способности от знания частного, отдельных фактов к знанию общего, к знанию закона.
Дедукция – это движение мысли от знания общего к знанию частного.
В научном познании индуктивные и дедуктивные приемы мышления органически связаны.
Широкое развитие в научном познании получил метод моделирования. Моделирование – метод научного познания, при котором изучается не сам объект, а заменяющая его модель, т.к. человек обладает способностью абстрагировать сходные признаки или свойства у различных предметов и явлений и устанавливать определенные соотношения между ними. Метод моделирования строится на принципе аналогии или сходстве, о котором впервые в 15 в. говорил Леонардо да Винчи: «Напиши о плавании под водой, и получишь летание птицы по воздуху».
В процессе познания используются разнообразные модели, но в целом можно выделить вещественные, или материальные, логические, физические и математические модели.
Современная наука характеризуется превращением метода моделирования во всеобщий метод научного познания, где широко используется кибернетика. Компьютерные системы внесли в науку новое видение мира (начиная с 60-70-х гг.). Достижения кибернетики позволили интегрировать различные области знания на основе математического языка. Это внесло единообразие в трактовку природы научных моделей. Это происходит вследствие того, что кибернетика сводит разнообразие природных и общественных явлений в единой основе – к закономерностям преобразования информации, обратных связей, управления.
Современное научное познание включает изучение взаимосвязи неорганических, органических и социально организованных систем.
Система – это объединение некоторого разнообразия в единое четко расчлененное целое. Системный метод познания в настоящее время получил широкое распространение. С помощью системного исследования удалось понять, что мир носит организованный естественный характер. Системные исследования позволяют всесторонне изучить общественную жизнь, оптимально организовать функционирующие общественные, производственные, технические, культурные, научные и экологические системы, управлять ими, видеть перспективу их развития и совершенствования. Системное познание помогает глубже понять, осмыслить единство мира, тождество законов бытия и мышления дает реальную возможность осуществлять научное предвидение. Сложную материальную систему можно изучать с двух точек зрения: а) с точки зрения исторического развития, где изучаются объективные законы развития, становления, возникновения и изменения системы, т.е. при историческом подходе воспроизводится реальный процесс исторического развития, который не всегда является простым и прямолинейным; б) с точки зрения логической, где объект системы рассматривается как уже сложившийся, завершенный, что позволяет выяснить законы функционирования данной системы. При логическом подходе выясняются основные существенные черты и характеристики явления и процессов. Логическое познание позволяет выявить основные узловые моменты, подлежащие историческому изучению, который позволяет конкретизировать, уточнить и дополнить результаты логического.
Теоретический уровень научного познания характеризуется достоверными знаниями, т.е. раскрывается теоретический закон.
Основными способами теоретического познания являются гипотеза и теория.
Гипотеза (от греч. Основание, основа) – хорошо продуманное предположение, выраженное в форме научных понятий, которое должно в определенном месте восполнить пробелы эмпирического познания или связать различные эмпирические знания в единое целое, либо дать предварительное объяснение факту. Гипотеза является научной лишь в том случае, ели она подтверждается фактами. Характерной особенностью гипотезы является ее вероятностный характер. Гипотеза строится исходя из знакомства с эмпирическим материалом, подлежащим теоретическому объяснению, далее выдвижению догадки или предположения о причинах и закономерностях данного явления, отбор из множества догадок наиболее вероятной и т.д. После этого гипотеза или получает эмпирическое подтверждение, или отвергается в результате экспериментальной проверки.
Теория (от греч. Рассмотрение, исследование) – это система основных идей в той или иной отрасли знаний. Научная теория характеризуется достоверностью. Научная теория – это система достоверных знаний, истинность которых доказана и проверена общественной практикой в рамках конкретной истории (НТ – высшая, развитая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связей определенной области действительности). Любая научная теория выполняет ряд функций: 1. Функция объяснения закономерностей природных и социальных явлений; 2. Функция прогнозированная, т.е. теория способна создать то, что не существует в данной действительности, но возможно с точки зрения законов развития; 3. Практическая функция, какова возможность воплощения в практику; 4. Синтетическая функция, объединяет единичные знания в целостную систему; 5. Методологическая функция, на базе существующих теорий формируются многообразные методы и новые способы исследовательской деятельности.
Научное познание в целом включает проблему, гипотезу, теорию.
Проверенная и доказанная гипотеза есть теория. В настоящее время теорией в противоположность эмпирии называется любое научное единство знания, в котором факты и гипотезы связаны в некоторую целостность. Теория может быть как исходным пунктом научных исследований, так и их результатом. Отличительными свойствами теории являются следующие признаки: во-первых, теория содержит достоверность знаний, что выражается в непротиворечивости и невозможности проверки на истинность, во-вторых, теория позволяет формулировать на основе обобщаемых явлений новые законы, т.е. теория обладает эвристической функцией. Теория содержит множество исходных утверждений, на основе которых путем логических операций можно получить новые утверждения. Исходя их этого все теории делятся на описательные и математические.
Вопрос о соотношении веры и знания представляет собой диалектически взаимосвязанные противоположности, т.е. вера помогает действовать в условиях неопределенности. Если бы была полная информированность об изучаемом объекте, то отпала бы необходимость в вере. Однако такая информированность в мире принципиально невозможна. Поэтому устранить неопределенность при принятии решений человеку никогда не удается. Поэтому вера играет большую роль в научном познании. Вера ученого аккумулирует весь его жизненный опыт, опирается в определенной степени на историю науки и накопленные знания.
Первые систематические попытки выявления и изучения философских проблем, связанных с компьютерной техникой, были предприняты в 50-е года прошлого столетия. Термин «кибернетика» появился в 1947 г. и обозначал теорию управления и связи машин и живых организмов. Появление компьютерных систем, которые стали называть интеллектуальными системами, побудило по-новому взглянуть …