Оценка физической работоспособности по результатам 12-минутного теста в беге и плавании (по К. Куперу)
Тест К. Купера позволяет определить физическую работоспособность человека по результатам 12-минутного бега, приведенным в таблице.
Таблица
Оценка физической работоспособности разных возрастных групп по результатам 12-минутного теста в беге
Оценка физической подготовленности | Расстояние (км), преодолеваемое за 12 мин | |||||
Возраст (лет) | ||||||
13—19 | 20—29 | 30—39 | 40—19 | 50—59 | 60 и старше | |
Мужчины Муж чины | ||||||
Очень плохо | Менее 2,1 | Менее 1,95 | Менее 1,9 | Менее 1,8 | Менее 1,65 | Менее 1,4 |
Плохо | 2,1—2,2 | 1,95—2,1 | 1,9—2,1 | 1.8—2,0 | 1,65—1,85 | 1,4—1,6 |
Удовлетворител | 2,2—2,5 | 2,1—2,4 | 2,1—2,3 | 2,0—2,2 | 1,85—2,1 | 1,6—1,9 |
Хорошо | 2,5—2,75. | 2,4—2,6 | 2,3—2,5 | 2,2—2,45 | 2,1—2,3 | 1,9—2,1 |
Отлично | 2,75—3,0 | 2,6—2,8 | 2,5—2,7 | 2,45—2,6 | 2,3—2,5 | 2,1—2,4 |
Женщины Жени ЦЦНЫ | ||||||
Очень плохо | Менее 1,6 | Менее 1,55 | Менее 1,5 | Менее 1,4 | Менее 1,35 | Менее 1,25 |
Плохо | 1,6—1,9 | 1,55—1,8 | 1,5—1,7 | 1,4—1,6 | 1,35—1,5 | 1,25—1,35 |
Удовлетворител | 1,9—2,1 | 1,8—1,9 | 1,7—1,9 | 1,6—1,8 | 1,5—1,7 | 1,4—1,55 |
Хорошо | 2,1—2,3 | 1,9—2,1 | 1,9—2,0 | 1,8—2,0 | 1,7—1,9 | 1,6—1,7 |
Отлично | 2,3—2.4 | 2,15—2,3 | 2,0—2,2 | 2,0—2,1 | 1,9—2,0 | 1,75-1,9 |
Методика оценки быстроты и гибкости
Рисунок. Определение быстроты движений (по С.А. Душанину).
Для проверки быстроты достаточно провести «эстафетный тест» и выяснить скорость сжатия сильнейшей рукой падающей линейки. Тест выполняется в положении стоя. Сильнейшая рука с разогнутыми пальцами (ребром ладони вниз) вытянута вперед. Помощник устанавливает 40-сантиметровую линейку параллельно ладони обследуемого на расстоянии 1—2 см. Нулевая отметка линейки находится на уровне нижнего края ладони. После команды «Внимание» помощник в течение 5 с должен отпустить линейку. Перед обследуемым стоит задача как можно быстрее сжать пальцы в кулак и задержать падающую линейку. Измеряется расстояние в сантиметрах от нижнего края линейки. Предпринимаются 3 попытки, засчитывается лучший результат. 13 см для мужчин и 15 для женщин считается хорошим.
Тест с монетой. Одна рука находится на расстоянии 40 см от другой по вертикали. Упражнение выполняется 10 раз, если монета поймана, то быстрота развита хорошо.
Быстроту можно определить и по показателю кистевой темпометрии. Если студентка выполняет за 5 с 45 и больше постукиваний, а студент 55 и больше, то считается, что они имеют хорошие скоростные возможности.
Гибкость оценивается так. Стоя на гимнастической скамейке с выпрямленными в коленях ногами, испытуемый выполняет наклон вперед, касаясь отметки ниже или выше нулевой точки (она находится на уровне стоп) и сохраняет позу не менее 2 с. Тест проводится 3 раза, и засчитывается лучший результат. Если касание зафиксировано на нулевой отметке, гибкость удовлетворительная, если на 5—10 см ниже — хорошая.
Оценка тяжести нагрузки по субъективным показателям
О степени утомления можно судить по внешним субъективным признакам, которые невозможно измерить (таблица).
Таблица
Внешние признаки утомления при занятиях физическими упражнениями (по Н.Б. Танбиану)
Признак усталости | Степень утомления | ||
небольшая | значительная | резкая (большая) | |
Окраска кожи | Небольшое покраснение | Значительное покраснение | Резкое покраснение или побледнение, синюшность |
Потливость | Небольшая | Большая (плечевой пояс) | Очень большая (все туловище), появление соли на висках, на рубашке, майке |
Движение | Быстрая походка | Неуверенный шаг, покачивания | Резкие покачивания, отставание при ходьбе, беге, в альпинистских походах, на марше |
Внимание | Хорошее, безошибочное выполнение указаний | Неточность в выпол- нении команды, ошибки при перемене направлений | Замедленное выполнение команд, воспринимаются только громкие команды |
Самочувствие | Никаких жалоб | Жалобы на усталость, боли в ногах, одышку, сердцебиение | Жалобы на усталость, боли в ногах, одышку, головную боль, «жжение» в груди, тошноту, и даже рвоту. Такое состояние держится долго |
Рекомендуемая литература
1. Алешина Е.И., Павлов Г.А., Шарков Ю.П., Шивринская С.Е. Физическая культура: материалы для самостоятельной работы: Учеб.-метод. пособие. – Череповец: ЧГУ, 2013. – 62 с.
2. Косованова, Л.В., Мельникова, М.М., Айзман, Р.И. Скрининг-диагностика здоровья школьников и студентов. Организация оздоровительной работы в образовательных учреждениях: Учеб.-метод. пособие. – Новосибирск: Сиб. унив. из-во, 2003.