Классификация медицинских и фармацевтических товаров
В соответствии с Временной инструкцией к приказу № 117 Минздравмедпрома РФ от 14.06.94 «О порядке лицензирования деятельности по оптовой реализации ЛС, изделий медицинского назначения, медицинской техники и парафармацевтической продукции на территории РФ» медицинские и фармацевтические товары классифицируют следующим образом:
1. Лекарственные средства (ЛС)
ЛС — это обладающие биологической активностью средства, полученные на основе одного или нескольких лекарственных веществ (субстанций) и вспомогательных веществ и разрешенные к применению для лечения, анестезии, предотвращения беременности, профилактики и диагностики заболеваний, способные воздействовать на функции организма или на психическое состояние человека.
К ЛС относятся:
1. фармакологические средства — вещества или смесь веществ в определенной лекарственной форме с установленной фармакологической активностью, являющиеся объектами клинических испытаний;
2. лекарственные препараты — дозированные ЛС в адекватной для индивидуального применения лекарственной форме и оптимальном оформлении, со стандартным составом и неизменным названием, снабженные маркировкой и аннотацией о свойствах и применении.
2. Медицинская техника — приборы, аппараты, инструменты, оборудование и расходные материалы, применяемые для диагностики, лечения, профилактики и стоматологической помощи населению.
3. Изделия медицинского назначения, к которым относятся:
1. вата и изделия из ваты;
2. марля и изделия из марли;
3. нетканые материалы и изделия из них;
4. перевязочные материалы с клейкой поверхностью;
5. изделия санитарии и предметы ухода за больными.
4. Парафармацевтическая продукция — это пищевые и аналогичные им товары, содержащие биологически активные вещества и обладающие лечебно-профилактическим эффектом, подтвержденным фармакологическим заключением. К парафармацевти- ческой продукции относятся:
1. лечебно-косметические товары, не предназначенные для декоративных целей;
2. санитарно-гигиенические средства;
3. минеральные воды;
4. диетическое и детское питание;
5. очковая оптика;
6. диагностику мы, реактивы для медицинских, биохимических й клинических лабораторий;
7. средства для защиты растений от болезней и вредителей;
8. средства санитарии и гигиены для животных.
В соответствии с приказом М3 РФ № 349 от 02.12.1997 г. «О перечне товаров, реализуемых через фармацевтические (аптечные) организации» к товарам аптечного ассортимента относятся:
· медицинские изделия, средства ухода и гигиены (изделия медицинского назначения, предметы ухода за больными, средства гигиенические и косметические);
· медицинские приборы и инструменты;
· изделия очковой оптики;
· посуда для медицинских целей;
· предметы и средства для обеспечения здорового образа жизни;
· реактивы и диагностические средства;
· стоматологические и зубопротезные приборы, инструменты и материалы;
· продукты и пищевые добавки лечебного и профилактического назначения;
· минеральные воды;
· прочие товары (аптечки, гигрометры, наконечники, накос- тыльники, ходунки и др.).
В соответствии с приказом М3 РФ № 80 от 4 марта 2003 г. «Об утверждении отраслевого стандарта «Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения» в аптечных организациях реализуются следующие товары:
· готовые лекарственные препараты (в т.ч. гомеопатические) по рецептам и без рецептов врача;
· изготовленные по рецептам врачей лекарственные препараты, внутриаптечная заготовка, фасованные лекарственные препараты и лекарственное растительное сырье;
· лекарственное растительное сырье в заводской упаковке;
· изделия медицинского назначения:
· предметы ухода за больными,
· изделия медицинской техники, в т.ч. профилактического назначения,
· диагностические средства,
· лечебно-профилактическое белье,
· чулочные изделия, бандажи,
предметы ухода за детьми,
аптечки первой медицинской помощи;
· дезинфицирующие средства;
· предметы (средства) личной гигиены (в частности, средства для ухода за кожей, волосами, ароматические масла и др.);
· оптика (готовые очки, средства ухода за очками);
· минеральные воды (натуральные и искусственные);
· лечебное детское и диетическое питание (в частности, пищевые добавки лечебного и профилактического назначения и др.);
· косметическая и парфюмерная продукция.
Помимо товаров, в фармацевтических (аптечных) организациях бесплатно или на платной основе оказывают фармацевтические услуги, потребителями которых могут быть население, организации и учреждения.
5. Штриховое кодирование
Штриховой код, или штрих-код — это машиночитаемый символ, содержащий закодированную информацию о характеристиках произведенной продукции и позволяющий осуществлять ее автоматизированную идентификацию.
Внешне штрих-код представляет собой комбинацию темных полосок (штрихов) и разделяющих их светлых полосок различной толщины.
Каждая единица товара идентифицируется с помощью штрихового и цифрового кода.
Штриховой код EAN (European Article Numbering) разработан международной ассоциацией EAN (Брюссель). Это 13-разрадный или 8-разрядный цифровой код, представляющий собой сочетание штрихов и пробелов разной ширины.
Ассоциация EAN выдает цифровой код каждой стране централизованно, причем ряд стран имеют диапазон кодов, некоторым предоставлена возможность дополнить 2-разрядный код третьим разрядом (Приложение 1).
В частности, код 46 был присвоен СССР, а в настоящее время он детализирован в третьем разряде: 460-469 — страны СНГ. Цифровой код — это единственная информация штрихового кода, которую можно проверить визуально.
Правительством РФ принята государственная программа внедрения штрихового кодирования в торговле, на транспорте, в медицине и других сферах. В соответствии с Европейской системой кодирования EAN в России с 1997 г. каждое J1C получает свой, однозначно идентифицирующий его номер, состоящий из 13 цифр
· так называемый уникальный числовой номер JIC.
Штриховой код идентифицирует товар, потому что никакой другой товар на международном рынке не может иметь точно такой же код.
Например, цифровой 13-разрядный код товара 4902580420222 включает:
Штриховой код считывается сканером (контрольное число предназначено для проверки правильности считывания кода).
Для товаров небольших размеров существует структура кода , EAN—8, являющаяся укороченной модификацией EAN—13. Этот код состоит из кода страны, кода изготовителя и контрольного числа.
Штриховое кодирование способствует повышению конкурентоспособности товара, увеличивает спрос на него, т.к. потребитель уверен в том, что это не фальсификат. В ряде стран без штрихового кода продукция не принимается к реализации. Он повышает престиж товара, играет роль рекламы, улучшает культуру обслуживания. Кроме того, штриховой код способствует организации эф
фективного контроля за товародвижением, начиная с предприя- тия-изготовителя и до склада магазина. Он применяется также для учета и контроля товаров в пределах предприятия.
Штриховые коды JIC приведены в Государственном реестре лекарственных средств (издание 2002 г.) в Приложении 5 «Перечень упаковок лекарственных средств и их зарегистрированных уникальных номеров (штрих-кодов)».