Методы и разделы товароведения
Методы товароведения — это способы познания товара, его исследования или приемы и действия, обеспечивающие дости- жение поставленной цели.
В товароведении применяются две группы методов:
1. методы научного познания;
2. методы практической товароведческой деятельности.
Методы научного познания направлены на исследование товара, его характеристик и изменений в процессе товародвижения. В эту группу входят эмпирические (экспериментальные) и аналитические методы.
К эмпирическим относят методы познания, основанные на опыте или наблюдениях.
Они подразделяются на измерительные (определение показателей качества с использованием технических средств: физические, физико-химические, химические, биологические) и органолептические (определение показателей качества с помощью органов чувств).
Аналитические методы базируются на мысленном или фактическом разложении целого на составные части.
К ним относятся методы управления (анализ, диагностика, прогнозирование, программирование и планирование) и систематизации (идентификация, классификация, обобщение, кодирование).
Методы управления научным познанием
Анализ базируется на изучении экспериментальных данных.
Диагностика — распознавание признаков недоброкачественности товаров, ассортиментной принадлежности и др.
Прогнозирование — возможные изменения ассортимента и др.
Программирование — определение последовательности действий специалистов по рациональному товародвижению и др.
Планирование — разработка мероприятий по дальнейшему улучшению свойств товаров, ассортиментной политики и др.
Методы систематизации
Систематизация — упорядочение однородных
, взаимосвязанных объектов по общим признакам, путем расположения их в определенном порядке.
Идентификация — установление соответствия характеристик товаров требованиям, предъявляемым к ассортиментной группе.
Обобщение (группировка) — выделение ассортиментных групп по общепринятым признакам.
Классификация — разделение множества объектов товаров на подмножества по сходству и различию в соответствии с принятыми методами.
Кодирование — образование и присвоение товару или классификационной группировке соответствующего кода.
Ко второй группе методов товароведения — методам практической товароведческой деятельности относятся методы экспертизы товаров, рекомендуемые нормативно-технической документацией для оценки качества, и технологические методы (упаковывание, маркирование, хранение), рассматриваемые в частных разделах товароведения.
В товароведении потребительских товаров выделяют следующие разделы:
1. общая часть (теоретические основы);
2. частное товароведение (обобщенная и систематизированная товароведная характеристика ассортиментных групп, видов и разновидностей товаров).
5. Характеристика дисциплины «Медицинское и фармацевтическое товароведение»
Медицинское и фармацевтическое товароведение (МФТв) изучает потребительные стоимости медицинских и фармацевтических товаров, реализуемых в фармацевтических организациях, т.е. свойств, которыми должен обладать товар, применяемый в медицине соответственно его назначению в профилактическом и лечебно-диагностическом процессе.
Основная цель дисциплины МФТв — изучение ассортимента медицинских и фармацевтических товаров, их товароведческий анализ и маркетинговые исследования товаров в системе товародвижения.
Социальная направленность дисциплины МФТв заключается в том, что провизор, владеющий товароведческими знаниями, участвует:
· в процессе оздоровления граждан путем обеспечения их и учреждений здравоохранения необходимыми медицинскими и фармацевтическими товарами для профилактики, диагностики и лечения различных заболеваний;
· в процессе поддержания экологии в нормальных пределах путем соблюдения правил хранения медицинских и фармацевтических товаров, применения экологически чистых видов тары и упаковки;
· в развитии медицинской и фармацевтической науки, способствуя внедрению новых современных технологий и средств лечения, профилактики и диагностики.
Основные задачи МФТв:
· изучение основ товароведения специфической группы медицинских и фармацевтических товаров, в т. ч. классификация, кодирование, система стандартизации;
· оценка качества медицинских и фармацевтических товаров с использованием товароведческого анализа и экспертизы при приемке в фармацевтических организациях;
· обеспечение сохранности и требуемого качества медицинских и фармацевтических товаров в процессе доведения их от производителя до потребителя;
· проведение маркетинговых исследований товаров в системе товародвижения с целью управления ассортиментом фармацевтических организаций.
На основе задач дисциплины МФТв формируются товароведческие функции провизоров, занимающихся вопросами снабжения медицинскими и фармацевтическими товарами лечебных и аптечных учреждений, населения (заведующие и заместители заведующих аптекой, заведующие отделами запасов и рецептурнопроизводственными, провизоры, занимающиеся информационной работой, товароведы аптечных складов и баз «Медтехники», работники оптово-посреднических фармацевтических организаций).
Для выполнения товароведческих функций провизоров требуется наличие определенных знаний и умений. Провизор должен знать и уметь:
· проводить маркетинговые исследования медицинских и фармацевтических товаров в системе товародвижения;
· управлять ассортиментом медицинских и фармацевтических товаров, определять и прогнозировать конъюнктуру фармацевтического рынка, формировать ассортиментную политику фармацевтической организации;
· осуществлять прием медицинских и фармацевтических товаров, проводить товароведческую экспертизу их потребительских свойств в соответствии с НТД;
· применять различные методы испытаний для оценки качества потребительских свойств медицинских и фармацевтических товаров;
· обеспечивать хранение медицинских и фармацевтических товаров с учетом принципов хранения, особенностей потребительских свойств товаров и экологических требований.
Изучение дисциплины МФТв базируется на знаниях химических и профильных дисциплин, приобретаемых провизором при обучении на фармацевтическом факультете. Так, в частности:
· химические дисциплины (неорганическая, органическая, аналитическая и фармацевтическая химия) создают основу знаний о свойствах материалов, химических действующих веществ, из которых изготовлены медицинские товары и лекарственные средства, а также о документах, регламентирующих качество этих средств (ГФ, ВФС, ТУ и др.));
· иностранные языки, латынь — основу знаний по номенклатуре и ассортименту медицинских и фармацевтических товаров, в т.ч. на зарубежном фармацевтическом рынке;
· физиология, физика — об основных принципах работы медицинских инструментов, аппаратов, оптики;
· ботаника, фармакогнозия — об ассортименте лекарственных растений, лекарственных средств из растительного сырья, товароведческом анализе лекарственного растительного сырья;
· фармацевтическая технология — о правилах изготовления JIC в аптечных и заводских условиях, особенностях хранения, упаковки;
· УЭФ — основы управления и экономики фармацевтической организации; правила приема, хранения и отпуска ЛС и других товаров аптечного ассортимента.
Изучение МФТв базируется также на знании объективных законов диалектического развития общества, в частности, законов перехода количества в качество, развития по спирали и др.
Особенно наглядна в этом отношении закономерность развития от простого к сложному, например, история развития медицинских инструментов, лекарственных средств, применяющихся при заболевании сердца, в акушерстве и гинекологии, хирургии, офтальмологии, оториноларингологии. В настоящее время для реализации всего комплекса лечебно-профилактических мероприятий медицина имеет богатый арсенал ЛС, а также сложных медицинских приборов, аппаратов, оборудования.
Интересна и эволюция методов контроля качества JIC. Из истории фармации известно, что в 1581 г. в Москве в первой государственной аптеке при царе Иване IV Грозном для контроля качества лекарств, изготовленных аптекарем, применялась своеобразная система: вначале лекарство пробовал доктор, затем аптекарь, затем кто-либо из придворных; если все остались живы, следовательно, лекарство было качественным, в противном случае человек, пробовавший лекарство, умирал. Сейчас фармацевтическая служба страны оснащена современным сложным оборудованием, с помощью которого проводится качественный и количественный анализ медицинских и фармацевтических товаров.