Профилактика заболеваний пародонта
Проблема профилактики болезней пародонта занимает одно из ведущих мест в современной стоматологии. Важность этой проблемы определяется широкой распространенностью заболеваний пародонта во всем мире, тяжестью их течения, негативным влиянием на здоровье человека.
Профилактика– это система государственных, социальных, гигиенических и медицинских мероприятий, направленная на предупреждение заболеваний и обеспечение высокого уровня здоровья.
В зависимости от степени охвата контингентов населения и видов профилактических мероприятий выделяют три уровня профилактики:
· индивидуальный
· коллективный
· массовый
На совещании экспертов Всемирной организации здравоохранения была принята следующая классификация видов профилактики в зависимости от преследуемых целей и определены этапы осуществления профилактических мер:
1) первичная профилактика - система мероприятий, направленных на предупреждение стоматологических заболеваний путем устранения причин и условий их возникновения, а также повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей природной, производственной и бытовой среды;
2) вторичная профилактика - комплекс мероприятий, направленных на предотвращение рецидивов и осложнений заболеваний;
3) третичная профилактика – система мероприятий, направленных на реабилитацию стоматологического статуса путем сохранения функциональных возможностей органов и тканей челюстно-лицевой области, в основном методом замещения.
Первичная профилактика ставит задачу сохранить здоровыми ткани пародонта, предупредить воздействие факторов природной и социальной среды, способных вызвать патологические изменения в пародонте.
Первичная профилактика заболеваний пародонта включает:
1. обучение основам индивидуальной гигиены полости рта, контроль за качеством ее осуществления и желательное достижение устойчивой мотивации на постоянное ее проведение
2. проведение профессиональной гигиены полости рта
3. выявление и устранение факторов риска, связанных с аномалиями прикрепления уздечек губ, языка, мелкого преддверия
4. по показаниям - раннее ортодонтическое и ортопедическое лечение
5. рациональное вскармливание и питание
6. тренировка жевательного аппарата для нормального формирования пародонта
7. избирательное пришлифовывание зубов с целью устранения супраконтактов
8. выявление и лечение бруксизма
9. санация полости рта
Вторичная профилактика направлена на раннее выявление заболеваний пародонта, предупреждение прогрессирования заболевания развития осложнений. Вторичная профилактика включает:
1. исключение травматических факторов
2. профессиональная гигиена, контролируемая чистка зубов
3. лечение гингивита
Третичная профилактика направлена напредупреждение перехода заболевания пародонта в тяжелую форму, предупреждение обострений, восстановление функции жевательного аппарата. Она включаеткомплекс мер по терапевтическому, хирургическому, ортопедическому, физиотерапевтическому лечению.
Профилактические мероприятия делятся на:
1. общегосударственные;
2. индивидуальные.
Общегосударственные мероприятия включают:
1. Санация полости рта
2. Профилактические осмотры
3. Улучшение питания населения
4. Охрана внешней среды
5. Фторирование питьевой воды, соли, молока
Индивидуальные:
1. Гигиена полости рта
2. Рациональное питание
Основным методом профилактики болезней пародонта является гигиена полости рта:
Виды гигиены полости рта:
1. Индивидуальная
2. Профессиональная
Индивидуальная гигиена полости ртанаиболее доступна и проста в применении, имеет высокую эффективность.
Индивидуальная гигиена - предусматривает тщательное и регулярное удаление зубных отложений с поверхностей зубов и десен самим пациентом с помощью различных средств гигиены.
Обучение детей гигиене полости рта проводят с раннего возраста. С 1,5-2-летнего возраста начинают обучать детей полоскать рот водой после приема пищи, в 2-2,5 года учат чистить зубы зубной щеткой без зубной пасты. Вначале ребенку следует показать, как надо держать зубную щетку, какие выполнять движения. Затем, взяв руку ребенка, помогают ему выполнить эти движения. К 3 годам дети должны научиться чистить зубы ежедневно 2 раза в день, с 4-5 лет начинают использовать зубную пасту. В этом возрасте у ребенка должна быть закреплена последовательность манипуляций при чистке зубов:
v мытье рук с мылом
v полоскание рта водой
v промывание зубной щетки
v выдавливание зубной пасты на зубную щетку
v чистка зубов зубной щеткой с зубной пастой со всех сторон (по 10 движений на каждом участке)
v полоскание рта водой
v мытье зубной щетки
v оставление зубной щетки в стакане щетиной вверх
Помочь в выборе средств для чистки зубов должен врач. Необходимо помнить, что при неумелом пользовании зубной порошок может попасть в дыхательные пути, поэтому детям младшего возраста следует рекомендовать зубные пасты.
У детей 4-5 лет и старше должны быть выработаны навыки ухода за полостью рта, правильная техника, хорошее качество. С этого возраста следует проводить контролируемую чистку зубов. Она заключается в определении гигиенических индексов до и после чистки зубов (качество), фиксации времени, затраченного на чистку, наблюдении за движениями во время чистки зубов (техника).
Чистить зубы ребенок старше 4-5 лет должен не менее 2-3 мин, производя при этом 200-250 движений. При наклонности к образованию налета за содержанием зубов на необходимом гигиеническом уровне должны следить родители. Они удаляют налет ватными тампонами, турундами, увлажненными содовым раствором, протирают зубы после приема пищи.
Для достижения наилучшей эффективности от проведения гигиенических мероприятий используются разные средства и предметы по уходу за полостью рта. В последнее время их ассортимент стал особенно широк и разнообразен.
Используя современные средства для удаления зубного налета с поверхностей зубов, нельзя не учитывать метод, с помощью которого это осуществляется. В настоящее время известны различные методики удаления зубного налета. Однако, учитывая индивидуальные особенности полости рта, целесообразно рекомендовать пациенту, наилучший метод, с помощью которого будет получен хороший очищающий эффект.
Для достижения этой цели от врача требуется подробный инструктаж и демонстрация на модели выбранного метода, а от пациента - последовательное исполнение движений до полного овладения выбранной методикой с ежедневным проведением чистки зубов.
МЕТОДЫ ЧИСТКИ ЗУБОВ.
Круговой метод Fones. При этом методе происходит очищение вестибулярных поверхностей зубов в сомкнутом состоянии. Щеточное поле ставится в правый угол на верхние или нижние вестибулярные поверхности зубов, очищение производится круговыми движениями, исключая краевую часть десны. При открывании рта производят очищение оральных поверхностей маленькими вращательными движениями. Горизонтальными или вращательными движениями очищаются окклюзионные поверхности зубов. Этот метод показан детям и взрослым.
Метод Leonard. Зубную щетку устанавливают перпендикулярно к поверхности зубов, производят вертикальные движения только в направлении от десны к коронке зуба: на верхней челюсти - сверху вниз, на нижней челюсти - снизу вверх. Вестибулярные поверхности зубов чистят при сомкнутых челюстях, жевательные поверхности очищают движениями щетки вперед-назад. Этот метод известен как метод "от красного к белому" - "от десны к зубу".
Метод Bass(рис.8). Головку зубной щетки располагают под углом 45°к оси зуба. Концы волокон при этом придавливают к эмали и к сосочкам. В такой позиции производят вибрирующие движения с небольшой амплитудой. Волокна проникают в межзубные промежутки и десневую бороздку, тем самым способствуя хорошему удалению налета. Метод Басса не совсем прост. Неправильное положение зубной щетки, например, вертикально к оси зуба, приводит к повреждению эпителиального прикрепления и десны. Данный метод показан взрослым.
Рис. 8. Метод Bass (а) Рис. 8. Метод Bass (б)
Рис. 8. Метод Bass (в) Рис. 8. Метод Bass 6 (г)
Рис. 8. Метод Bass (д)
Метод Charters. Головку зубной щетки устанавливают под углом 45° к оси зуба так, что концы волокон, касаясь наружной поверхности коронки, достигают режущего края. Легким нажатием кончики щетинок осторожно проталкивают в межзубные промежутки. В этом положении осуществляют вибрирующие движения. Волокна контактируют с краевой десной и совершают массаж.
Метод Stillmann(рис.9).При этой методике щетинки зубной щетки устанавливают под углом 45° в направлении корней зубов с последующим разворотом щетки в направлении коронок. При этом щетинки под давлением вычищают межзубные промежутки. Во фронтальном участке полости рта зубную щетку устанавливают вертикально, и техника чистки повторяется. В области каждого зуба эти движения рекомендуется повторять 4-5 раз.
Рис. 9. Метод Stillmann (а) Рис. 9. Метод Stillmann (б)
Рис. 9. Метод Stillmann (в) Рис. 9. Метод Stillmann (г)
Рис. 9. Метод Stillmann (д)
Модифицированный метод Stillmann. Зубная щетка устанавливается параллельно оси зубного ряда, при этом щетинки покрывают коронковую часть зубов и слизистую. Щетинки придавливаются к зубному ряду в области слизистой, а затем мелкими вибрирующими движениями щетка поднимается до уровня жевательной поверхности.
Стандартный метод чистки зубов Пахомова Г. Н. Зубной ряд условно делят на несколько сегментов. Чистку зубов начинают с участка в области верхних правых жевательных зубов, последовательно переходя от сегмента к сегменту. В таком же порядке проводят чистку зубов на нижней челюсти. При очищении вестибулярных и оральных поверхностей моляров и премоляров рабочую часть зубной щетки располагают под углом 45° к зубу и производят очищающие движения от десны к зубу, одновременно удаляя налет с зубов десен. Жевательные поверхности зубов очищают горизонтальными (возвратно-поступательными) движениями так, что волокна щетки проникают глубоко в фиссуры и межзубные промежутки.
Вестибулярную поверхность фронтальной группы зубов верхней и нижней челюстей очищают такими же движениями, как моляры и премоляры. При чистке оральной поверхности ручку щетки располагают перпендикулярно к окклюзионной плоскости зубов, при этом волокна находятся под острым углом к ним и захватывают не только зубы, но и десну. Заканчивают чистку всех сегментов круговыми движениями.
Индивидуальную гигиену полости рта проводят 2 раза в день (утром – после завтрака и вечером - перед сном). Для проведения гигиены полости рта необходимы предметы гигиены полости рта и средства гигиены полости рта.