Вопрос 34 Праксис, методы его исследования. Характеристика апраксий.
Праксис – это способность выполнять целенаправленные действия по определенному плану. Для выполнения сложных движений важны следующие составляющие:
§ согласованные сокращения мышечных групп (кинетическая основа);
§ непрерывно поступающая информация от проприорецепторов (кинестетическая основа);
§ сохранность зрительно-пространственных координат;
§ процессы программирования, организации и контроля действий.
Апраксия – расстройство праксиса при выпадении одного из этих звеньев развивается.
§ идеаторная апраксия характеризуется утратой плана сложных действий, нарушением последовательности отдельных движений. Например, по просьбе показать, как закуривают сигарету, больной чиркает сигаретой по коробку, затем достает спичку и подносит ее ко рту. Не может выполнять словесные задания, особенно смысловые жесты (погрозить пальцем, причесаться), но способен сделать это по подражанию.
§ конструктивная апраксия проявляется нарушением правильной направленности действий, больному трудно сконструировать целое из частей, например, сложить из спичек заданную геометрическую фигуру.
§ моторная апраксия (апраксия выполнения) отличается нарушением не только спонтанных действий и действий по заданию, но и по подражанию.
§ кинестетическая (афферентная) апраксия характеризуется нарушением кинестезии движений; произвольное движение больной может производить только под постоянным зрительным контролем.
§ пространственная апраксия проявляется распадом пространственных соотношений при выполнении сложных двигательных актов. Больной путает плоскости пространства, левую и правую стороны; в грубых случаях не может самостоятельно одеться (апраксия одевания), застелить постель; при письме делает пространственные ошибки, затрудняется правильно написать сложно построенные буквы, проявляет признаки зеркального письма.
§ оральная апраксия определяется расстройством кинестетической основы движений оральной мускулатуры. Больной испытывает затруднения в поиске правильных позиций речевого аппарата при произнесении речевых звуков, смешивает близкие по произношению звуки. Оральная апраксия часто сочетается с афферентной моторной афазией.
§ лобная апраксия характеризуется распадом навыков сложных движений и программы действий с нарушением спонтанности и целенаправленности. Больной склонен к эхопраксии (повторению движений исследующего) или инертным стереотипным движениям, не замечает и не исправляет их.
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРАКСИСА.
Оценивают, как больной выполняет:
§ простые действия, жесты (закрыть глаза, высунуть язык, погрозить пальцем);
§ действия с реальными предметами (зажечь спичку, налить в стакан воды, причесаться);
§ действия с воображаемыми предметами (показать, как забивают молотком гвоздь, едят суп);
§ транзитные действия (показать пальцем определенной руки правый или левый глаз);
§ подражание действиям (поднять руку вверх, затем обе руки, одну опустить, растопырить пальцы);
§ конструирование целого из частей (сложить из спичек заданную фигуру, начертить план комнаты, многоугольник).
Вопрос 35 Память, мышление, сознание: виды их нарушений и методы
Исследования.
Память как свойство нервной системы длительно хранить и воспроизводить информацию, является важнейшей высшей мозговой функцией и лежит в основе адаптации и обучения.
Различают механическую (наглядно-образную) и смысловую (абстрактную) память.
Мозговым субстратом памяти является так называемый круг Пейпеца. Он расположен в нижне-внутренних отделах височной доли и состоит из гиппокампа, поясной извилины, передних ядер таламуса, перегородки, свода и гипоталамуса. Расстройства памяти многообразны и возникают не только при органических поражениях головного мозга. Они нередки при переутомлении, неврозах, интоксикациях. Часто то, что человек считает ослаблением памяти, на самом деле является ослаблением внимания в момент запоминания информации.
Амнезия - нарушение памяти с утратой способности сохранять и воспроизводить приобретенные знания.
Своеобразными нарушениями памяти являются ощущения «уже виденного» (deja vu), «уже слышанного» (deja entendu), когда человеку вдруг начинает казаться, что такая же ситуация в точности им уже переживалась. Иногда наблюдается обратное явление – «никогда не виденного» (jamais vu), «никогда не слышанного» (jamais entendu), когда какое-либо знакомое явление ощущается словно впервые в жизни. Эти феномены возникают при раздражении височной доли.
См. психопатологию
ИССЛЕДОВАНИЕ ПАМЯТИ
Существуют специальные методики для оценки зрительной, механической, кратковременной и логической памяти. Одновременно с исследованием памяти выносят суждение о состоянии других высших мозговых функций.
Расстройства памяти: см. психопатологию
ИССЛЕДОВАНИЕ МЫШЛЕНИЯ
Оценивают способности логически мыслить, обобщать, сопоставлять. Используют метод сравнения понятий: обследуемому предлагают пары слов и просят объяснить, в чем их сходство и различие. Наряду с сопоставимыми понятиями (озеро-река) предлагают и несравнимые (стакан-курица). Производят анализ трактовки пословиц, метафор. Больные со слабоумием понимают их буквально, не могут истолковать переносного значения.
Сознание – высшая форма отражения действительности, представляющая совокупность психических процессов, позволяющих человеку ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности, обеспечивающих преемственность опыта, единство и многообразие поведения. Оно воплощено в мозговой нейродинамике, речи, предметной деятельности человека.
Нарушения сознания делят на состояния выключения и помрачения.
См. психопатологию
Расстройства сознания развиваются при поражении ретикулярной формации, подкорково-стволовых структур, а также коры головного мозга. Нарушением сознания сопровождаются черепно-мозговая травма, инсульт, опухоль головного мозга, эпилепсия, воспалительные заболевания и токсические поражения головного мозга.
ИССЛЕДОВАНИЕ СОЗНАНИЯ
Оценивают, как пациент вступает в контакт, насколько он адекватен, ориентирован в окружающем мире (времени, месте пребывания, окружающих лицах) и собственной личности.