Психологические основы помощи детям с нарушениями речи
Нарушения речи представляют собой целый комплекс симптомов, которые приводят к особой социальной ситуации развития ребенка. В жизни ребенка возникают проблемы разного уровня: когнитивные, коммуникативные, эмоциональные, психосоматические, социальные. Особые сложности возникают у детей в сфере отношений с другими людьми, как взрослыми, так и сверстниками, потому что у детей нарушается целостная коммуникативно-речевая деятельность. Так как социальное взаимодействие у них осуществляется недостаточно успешно из-за речевых нарушений, дети регулярно испытывают состояния фрустрации. Это приводит к недостаточной социальной успешности, низкому социальному статусу, социальной дезадаптации.
В этой связи А.Н. Корнев [11] полагает, что оказание помощи ребенку с недоразвитием речи нельзя сводить только к логопедической помощи. Следует формировать у ребенка широкий круг способностей, необходимых для нормальной жизнедеятельности, то есть осуществлять комплексную помощь. Главной целью такой помощи является повышение уровня адаптированности детей, что достигается за счет опоры на сохранные функции, формирование коммуникативных навыков с учетом сохранных возможностей ребенка, создания дополнительных средств коммуникации и активного использования невербальных форм мышления. Автор определяет основные принципы оказания помощи детям с нарушениями речи:
- принцип комплексности – организация помощи одновременно в нескольких направлениях;
- принцип природосообразности – следование естественным закономерностям овладения языком и речью;
- деятельностный принцип – использование естественно мотивированных форм коммуникативно-речевой деятельности;
- принцип системности – учет взаимосвязи между когнитивными, языковыми и собственно речевыми механизмами в процессе речепроизводства;
- принцип избирательности – выбор значимых коррекционно-развивающих мишеней и реализация коррекционно-развивающих технологий;
- принцип выбора психологически оптимальной коррекционной стратегии с учетом природы, механизмов и тяжести недоразвития речи.
А.И. Корнев определяет три основных направления по психологическому сопровождению ребенка с нарушениями речи [11]:
1) психологическое консультирование родителей;
2) психологическая помощь ребенку;
3) консультирование педагогов, работающих с детьми.
Психологическое консультирование родителей должно быть направлено на формирование адекватной родительской позиции в отношении такого недостатка, как отставание в речевом и коммуникативном развитии, а также на помощь родителям в выборе адекватного стиля их коммуникативного поведения по отношению к ребенку для создания оптимальных условий компенсации отклонений в развитии. Психолог должен формировать у родителей готовность к пониманию и поддержке своего ребенка с речевым нарушением, способствовать формированию у родителей открытой позиции в общении с ребенком.
Содержание психологической помощи ребенку определяется психологическими особенностями дизонтогенеза, характером симптоматики, формой нарушения речи. Основными задачами когнитивно-ориентированной психологической помощи ребенку будет коррекция и развитие отстающих в развитии функций (внимание, в том числе слуховое, наглядно-образное мышление, понятийное мышление, конкретные формы гнозиса и праксиса).
Психологическая помощь, ориентированная на эмоциональные и коммуникативные проблемы, направлена на уменьшение фрустрационной уязвимости ребенка, на повышение его статуса в группе сверстников, формирование коммуникативных умений. Необходимость данного вида помощи определяется тем, что у детей с нарушениями речи наблюдаются различные проблемы формирования личности предневротического и невротического характера.
Психологическое консультирование педагогов направлено на решение следующих задач. Во-первых, обучение приемам коррекционной работы в рамках образовательного процесса; во-вторых, создание в детском коллективе психологически комфортной среды, атмосферы поддержки и принятия ребенка с речевым нарушением.
Авторские модели оказания психологической помощи детям с нарушениями речи описаны Г.А. Волковой [1], Т.Н. Волковской [2], О.Г. Усановой [28], М.К Шохор-Троцкой [32].
12.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания
1. Какие функции выполняет речь? Какие виды речи реализуют эти функции?
2. Определите общие закономерности речевого развития детей в норме.
3. Как можно объяснить тот факт, что дети с нарушениями речи составляют большинство среди всех других видов нарушений развития?
4. В чем различие понятий «вид отклоняющегося развития» и «вид нарушений речи»? Как соотносятся между собой эти понятия?
5. Что понимается под первичными и вторичными нарушениями речи?
6. Какие анатомо-физиологические структуры человека отвечают за речевые функции?
7. Каковы этапы и механизмы порождения и понимания речевого высказывания?
8. Какие классификации нарушений речи вы знаете? По каким критериям построены эти классификации?
9. В чем отличие алалии и афазии?
10. Как соотносятся между собой такие нарушения речи, как «алалия» и «общее недоразвитие речи»?
11. Как вы понимаете, что такое «системное недоразвитие речи»?
12. Почему при детском церебральном параличе чаще всего наблюдается такое нарушение речи как дизартрия?
13. В чем своеобразие речевого развития ребенка с аутистическими нарушениями?
14. Объясните, почему при интеллектуальной недостаточности не выставляется диагноз дислалии?
15. По каким признакам можно отличить:
а) ребенка с нарушением слуха от ребенка с сенсорной алалией?
б) ребенка с задержанным психическим развитием от ребенка с общим недоразвитием речи?
в) ребенка с мутизмом от ребенка с моторной алалией?
Практическое задание № 1.Познакомьтесь с описанием категорий F80 (Специфические расстройства развития речи) и F81 (Специфические расстройства развития школьных навыков) в «Классификации психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10» [18, с. 251–271]. Сравните данные классификации речевых расстройств с клинико-педагогической и психолого-педагогической классификациями, описанными в данном разделе.
Библиография по теме «Дети с нарушениями речи»
1. Волкова, Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников / Г.А. Волкова. – СПб. : Детство-Пресс, 2003. – 240 с.
2. Волковская, Т.Н. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи / Т.Н. Волковская, Г.Х. Юсупова. – М. : Книголюб, 2004. – 104 с.
3. Волковская, Т.Н. К вопросу о концептуальных основах логопсихологии / Т.Н. Волковская // Культурно-историческая психология. – 2008. – № 3. – С. 3–10.
4. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. – М. : Изд-во АПН РСФСР, 1956. – 519 с.
5. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. – М. : Детство-Пресс, 2007. – 472 с.
6. Денисова, О.А. Детская логопсихология / О.А. Денисова, В.Н. Поникарова, Т.В. Захарова ; под ред. В.И. Селиверстова. – М. : Владос, 2010. – 176 с.
7. Жинкин, Н.И. Речь как проводник информации / Н.И. Жинкин. – М. : Наука, 1982. – 157 с.
8. Жукова, Н.С. Логопедия / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург : АРТ ЛДТ, 1998. – 320 с.
9. Заиканиеу подростков: Из опыта работы : книга для логопеда / М.И. Буянов [и др.] – М.: Просвещение, 1989. – 175 с.
10. Калягин, В.А. Логопсихология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – М. : Академия, 2006. – 320 с.
11. Корнев, А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты / А.И. Корнев. – СПб. : Речь, 2006. – 380 с.
12. Косякова, О.О. Логопсихология / О.О. Косякова. – Ростов н/Д : Феникс, 2007. – 254 с.
13. Лауткина, С.В. Логопсихология / С.В. Лауткина. – Витебск : Изд-во ВГУ им. П.М. Машерова, 2007. – 150 с.
14. Логопедия : учеб. для студентов дефектол. фак-тов. пед. высш. учеб. заведений / под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М. : ВЛАДОС, 2002. – 680 с.
15. Лубовский, В.И. Терминологические проблемы специальной психологии и специальной педагогики / В.И. Лубовский, С.М. Валявко // Культурно-историческая психология. – 2010. – № 1. – С. 50–55.
16. Лурия, А.Р. Основные проблемы нейролингвистики / А.Р. Лурия. – М. : Изд-во Моск. ун-та, 1975. – 254 с.
17. Мастюкова, Е.М. Нарушение речи у детей с церебральным параличом / Е.М. Мастюкова, М.В. Ипполитова. – М. : Просвещение, 1985. – 170 с.
18. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. Классификация психических и поведенческих расстройств у детей и подростков в соответствии с МКБ-10 / Всемирная организация здравоохранения ; пер. на русск. язык О.Ю. Донец; н. ред. и предисл. А.Н. Моховикова ; вступ. статья А.А. Северного. – М. : Смысл; СПб. : Речь, 2003. – 407 с.
19. Никольская, О.С. Аутичный ребенок: пути помощи / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. – Изд. 4-е. – М. : Теревинф, 2005. – 288 с.
20. Обуховская, А.Ю. Особенности коррекционно-восстановительной работы при афазии у детей и подростков: дис. … на соискание ученой степени канд. пед. наук / А.Ю. Обуховская. – СПб., 2009. – 173 с.
21. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной. – М. : Просвещение, 1967. – 366 с.
22. Петрова, В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы / В.Г. Петрова. – М. : Педагогика, 1977. – 200 с.
23. Поваляева, М.А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс, 2002. – 448 с.
24. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника : учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. / С.Я. Рубинштейн. – М. : Просвещение, 1986. – 192 с.
25. Слепович, Е.С. Формирование речи у дошкольников с задержкой психического развития: книга для учителя / Е.С. Слепович. – 2-е изд., доп. – Минск : Народная Асвета, 1989. – 62 с.
26. Трефилова, Т.Н. Изучение онтогенеза речи в российской психологии (80-е гг. XIX в. – 20-е гг. XX в.) / Т.Н. Трефилова // Вопросы психологии. – 1997. – № 5. – С. 101–117.
27. Трошин, О.В. Логопсихология / О.В. Трошин, Е.В. Жулина. – М. : Сфера, 2005. – 256 с.
28. Усанова, О.Н. Специальная психология. Система психологического изучения аномальных детей: учеб. пособие для студентов / О.Н. Усанова. – М. : МГПИ им. В.И. Ленина, 1990. – 201 с.
29. Чиркина, Г.В. Основные направления совершенствования системы дошкольной логопедической помощи / Г.В. Чиркина, Е.Л. Черкасова // Дефектология. – 2009. – № 1. – С. 23–32.
30. Шипицына, Л.М. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата / Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук. – М. : Владос, 2004. – 368 с.
31. Шиф, Ж.И. Усвоение языка и развитие мышления у глухих детей / Ж.И. Шиф. – М. : Просвещение, 1968. – 169 с.
32. Шохор-Троцкая, М.К. Речь и афазия / М.К. Шохор-Троцкая. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001. – 416 с.
33. Эльконин, Д.Б. Детская психология / Д.Б. Эльконин. – М. : Академия, 2007. – 384 с.
Глава 13 Дисгармоническое психическое развитие: дети
с эмоциональными нарушениями
Основные понятия. Эмоциональное благополучие/неблагополучие,психопатия,детские психопатии, патологические развития личности, патохарактерологическое развитие личности, нарушения темпа полового созревания, невропатия, предневротические состояния, детские неврозы, неврастения, невроз страха, невроз навязчивых состояний, истерический невроз, энурез, энкопрез, логоневроз, патологические привычные действия.
Содержание
13.1 Общая характеристика дисгармонического психического развития.
13.2 Психологическая характеристика психопатий.
13.3 Патологические формирования личности.
13.4 Нарушения темпа полового созревания.
13.5 Психологическая характеристика неврозов у детей и невротическое развитие личности.
13.6 Психологическая основы помощи детям при дисгармоническом психическом развитии.
13.7 Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля; практические задания.
13.8 Библиография по теме «Дисгармоническое психическое развитие: дети с эмоциональными нарушениями».