Феноменология и клиническая характеристика задержанного психического развития
Задержка психического развития неоднородна, и именно поэтому выделяется несколько форм ЗПР – об этом подробно см. ниже. Однако у детей, относящихся к разным формам ЗПР, можно обнаружить общие черты, которые рассматриваются в данном подразделе. Дети с задержкой развития длительное время могут считаться совершенно обычными детьми и отличаться от нормально развивающихся сверстников лишь большей непосредственностью поведения, неусидчивостью, более «детским» типом поведения. Такие особенности легко объяснить и индивидуальностью ребенка, поэтому вплоть до поступления в старшие группы детского сада или в школу эти дети могут не выделяться среди других детей. Трудности становятся заметными, когда дети сталкиваются с необходимостью усвоения обязательной учебной программы, так как они явно усваивают материал учебного типа значительно медленнее, им требуется большее число повторений, и они быстро забывают его. А дети старшего дошкольного возраста оказываются неготовыми к школьному обучению. При поступлении в школу такие дети продолжают вести себя как дошкольники, а игра остается основным объектом их интереса, учебная мотивация отсутствует или слабо выражена.
Интересы детей чаще сосредоточены вне учебной деятельности. Все, что связано с учебной работой, им дается трудно, поэтому не вызывает у них интереса. Однако эти дети любят подвижные игры, занятия физкультурой, они с удовольствием занимаются простой домашней работой в быту, при этом отличаются послушанием и исполнительностью. Дети любят экскурсии, поездки, и впечатления от них остаются надолго. Такие дети эмоциональны, впечатлительны, непоседливы, импульсивны, они с трудом подчиняются установленным правилам поведения, поэтому их поведение отличается непосредственностью. Например, во время уроков в школе они могут вскочить, пройтись по классу, поговорить с товарищем, выкрикивать, задавать вопросы не к месту, часто переспрашивая учителя и не слушая ответ. Дети быстро утомляются, они не выдерживают длительного напряжения и занятий, требующих умственных усилий, тяжело переключаются с одного способа работы на другие, от одних условий выполнения задания к другим. Утомляясь, дети ведут себя по-разному: часть детей становятся вялыми, пассивными, безучастными, другая часть – беспокойными, расторможенными, вспыльчивыми и грубыми.
В условиях массовой школы дети понимают свои отличия от других детей, остро переживают свою несостоятельность, и это является еще одной причиной их нежелания посещать школу. Родители таких детей отмечают их неловкость, у них «все валится из рук», они часто падают, им трудно выполнять работу, требующую тонких движений рук и пальцев, например, рисовать, лепить, вырезать, они отличаются неаккуратностью во всем, что делают.
Дети с задержкой психического развития внешне мало отличаются или вообще не отличаются от своих сверстников. Это создает проблемы их восприятия окружающими, так как возникает противоречие: ребенок кажется обычным, а ведет себя непонятно, как будто он совсем маленький. Он также может восприниматься и как плохо воспитанный ребенок. Ребенок с задержкой развития выступает для взрослых как источник забот и осложнений, источник проблем в отношениях с ним.
Сильные стороны детей с задержкой психического развития обнаруживаются в периоды их нормальной работоспособности, то есть при отсутствии утомления и истощения. Дети хорошо проявляют себя при выполнении доступных и интересных заданий, не требующих длительного умственного напряжения и протекающих в спокойной доброжелательной обстановке. Дети способны самостоятельно или с незначительной помощью решать интеллектуальные задачи, они могут сравнительно быстро понять учебный материал, правильно выполнять упражнения, исправлять ошибки в работе, внимательно выслушивать объяснения, стремятся понять задачу, учебный материал.
Клиническая характеристика. У детей с задержкой психического развития отсутствует грубое органическое поражение головного мозга. В отдельных случаях неврологическая симптоматика отсутствует. В большинстве случаев диагностируются легкие неврологические симптомы в виде повышенной нервно-рефлекторной возбудимости, повышенного мышечного тонуса, признаки двигательной неловкости. Поэтому о таких детях говорят, что это дети с «минимальной мозговой дисфункцией», или с «легкой дисфункцией мозга». Эти термины свидетельствуют, что у детей имеется легкое поражение головного мозга, которое вызывает его дисфункцию, то есть нарушение нормального функционирования. Другими словами, органическая основа задержки психического развития, как правило, налицо.
Минимальная мозговая дисфункция может быть следствием множества этиологических факторов, действие которых относится к периоду перинатального развития, то есть периоду от 28 недель беременности и периоду родов, а также в первые месяцы жизни ребенка, когда вредоносные факторы действуют на уже достаточно сформированный мозг, вызывая его поражение, а не недоразвитие. Эти органические поражения могут быть вызваны внутриутробной гипоксией плода, асфиксией, недоношенностью, результатом травматического, инфекционного и токсического поражения головного мозга на ранних этапах развития ребенка. Тяжелые последствия для мозга имеют травмы, и даже микротравмы головного мозга, которые приводят к изменениям его функционирования, и поэтому вызывают задержку психического развития. Таким образом, минимальная мозговая дисфункция – это сборная группа различных по причинам и клиническим проявлениям патологических состояний.
Задержка психического развития может быть вызвана тем, что нервная система длительное время остается незрелой, и психика ребенка также сохраняет черты незрелости. При ЗПР не всегда наблюдается органическое поражение головного мозга. Так, по данным М.Н. Фишман [24], признаки органического поражения центральной нервной системы выявлены на электроэнцефалограмме только у 51 % детей с задержкой психического развития. Задержка развития ребенка вызывается также педагогической запущенностью и длительными хроническими соматическими заболеваниями. В этом случае у ребенка изначально нет органического поражения мозга, хотя его развитие в крайне неблагоприятных биологических и социальных условиях приводит к нарушениям функционирования созревающего мозга.