Классификация отклоняющегося психического развития
Классификации исследуемых в науке феноменов – закономерный этап становления научного знания, так как классификация призвана разделить изучаемые явления на формы, группы, виды и т.д. В специальной психологии также существует несколько классификаций видов отклоняющегося развития. Классификация видов отклоняющегося развития необходима для анализа разных нарушений в психическом развитии, выявления структуры нарушений, обоснования диагностических и коррекционных задач.
Клинические классификации видов психического дизонтогенеза основаны на критериях патогенеза нарушений развития личности, их авторами являются специалисты в области детской психиатрии. Так, Г.Е. Сухарева [23] различает три вида психического дизонтогенеза: задержанное, поврежденное и искаженное развитие. В.В. Ковалев [7] полагает, что основными клиническими типами психического дизонтогенеза являются: 1) ретардация, то есть замедление или стойкое психическое недоразвитие; 2) асинхрония как неравномерное, дисгармоническое развитие, включающее признаки ретардации и акселерации.
Однако психологическая классификация видов отклоняющегося развития должна быть построена на основе психологических критериев. Такая классификация была создана В.В. Лебединским [10], который в качестве ее критерия избрал основное качество и характер нарушений процессов развития, или психического дизонтогенеза. Для определения основного качества и характера психического дизонтогенеза автором используются четыре патопсихологических параметра: 1 – функциональная локализация нарушений, 2 – время поражения нервной системы, 3 – взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом, 4 – нарушение межфункциональных взаимодействий в процессе отклоняющегося развития.
На основании сочетания данных параметров и выделяются следующие виды нарушений психического развития у детей.
1 - Психическое недоразвитие – наблюдается при олигофрении – проявления ранней дизонтогении головного мозга с преимущественным недоразвитием более поздно формирующихся мозговых структур, действуют законы тотальности и иерархичности недоразвития.
2 - Задержанное психическое развитие – замедление темпа психического развития, которое отмечается в интеллектуальной и эмоциональной сферах с фиксацией показателей развития на более ранних возрастных этапах.
3 - Поврежденное психическое развитие– стойкий, необратимый регресс ряда психических функций в результате прижизненного действия вредности на головной мозг; парциальный характер нарушений (нарушение высших форм мышления, тяжелые нарушения регуляции деятельности, эмоциональной сферы и личности в целом).
4 - Дефицитарное психическое развитие – развитие в условиях отсутствия или недостаточности одной из сенсорных (зрение, слух) или двигательной систем, недостаточности речи; выраженный первичный дефект вызывает разнообразные вторичные нарушения: нарушаются те функции, которые связаны с "выпавшей" системой.
5 - Искаженное психическое развитие – наблюдается при аутизме, основным качеством нарушения развития является недостаточность общего, в том числе психического тонуса, отсутствие или снижение потребности ребенка в общении с окружающими; искажение развития связано с нарушением процессов усвоения ребенком социального опыта.
6-Дисгармоническое развитие–наблюдается при психопатиях, когда имеется патологическое формирование личности в результате неправильного воспитания; врожденная или рано приобретенная стойкая диспропорциональность психики: при сохранной интеллектуальной сфере нарушается преимущественно эмоционально-волевая сфера.
В работах российских психологов М.М. Семаго и Н.Я. Семаго [17] представлена классификация отклоняющегося развития, в основу которой положены три определяющих фактора развития. К ним относятся:
- регуляторный фактор, определяющий формирование произвольной регуляции психической активности человека;
- пространственный фактор, определяющий развитие понятий и представлений и лежащих в их основе пространственно-временных представлений;
- аффективный фактор, выступающий в качестве основы формирования базовой системы аффективной регуляции.
Таким образом, основным критерием классификации отклоняющегся развития также является характер и качество процессов психического развития. Выделяются следующие виды отклоняющегося развития:
1 – недостаточное развитие (тотальное недоразвитие, задержанное психическое развитие; парциальная несформированность высших психических функций);
2 – асинхронное развитие (искаженное развитие, дисгармоничное развитие);
3 – дефицитарное развитие;
4 – поврежденное развитие.
Нейропсихологический подход к классификации отклоняющегося развития реализован А.В. Семенович [18], которая выделяет синдромы отклоняющегося развития как совокупность симптомов, свидетельствующих об отклонениях развития ребенка. Для составления классификации синдромов отклоняющегося развития А.В. Семенович привлекла результаты нейропсихологического обследования большого количества детей – как нормально развивающихся, так и детей с отклонениями в развитии. В основу классификации положен критерий общности, сходства нейропсихологической симптоматики, что свидетельствует о несформированности или дефицитарности у ребенка мозговых зон, отвечающих за реализацию определенных психических функций. Все синдромы разделяются на 2 группы: синдромы несформированности и синдромы дефицитарности (недостаточности). Симптомы отклонений в развитии являются прямым результатом несформированности или дефицитарности определенных структур головного мозга.
1. Синдромы несформированности:
1.1. Функциональная несформированность префронтальных (лобных) отделов мозга.
1.2. Функциональная несформированность левой височной доли.
1.3. Функциональная несформированность межполушарных взаимодействий транскортикального уровня (мозолистого тела).
1.4. Функциональная несформированность правого полушария.
2. Синдромы дефицитарности:
2.1. Функциональная дефицитарность подкорковых образований (базальных ядер) мозга.
2.2. Функциональная дефицитарность стволовых образований мозга. Дисгенетический синдром.
2.3. Атипия психического развития.
Вопросы для размышления, проверки и самоконтроля
1. Какие аспекты понимания нормы психического развития ребенка вы знаете, в чем их сущность?
2. Докажите, что психическое развитие ребенка имеет нормативный характер.
3. Почему, на Ваш взгляд, увеличивается число детей с отклонениями в развитии? Какие факторы в настоящее время оказывают преимущественное влияние на этот процесс?
4. Что такое факторы вариативности отклоняющегося развития? Какие факторы вы знаете?
5. Какие наследственные заболевания Вы знаете? Что обозначает понятие «наследственные болезни»?
6. Какие факторы, вызывающие отклонения в психическом развитии, можно контролировать, а какие нельзя?
7. Возможна ли профилактика отклоняющегося развития у детей? Как это зависит от фактора дизонтогенеза? Каким образом можно осуществлять профилактику?
8. Соотнесите между собой понятия «психические нарушения» и «нарушения психического развития».
9. Объясните сущность высказывания Л.С. Выготского о превращении минуса дефекта в плюс компенсации.
10. Сравните понятия: аномальное развитие, отклоняющееся развитие, психический дизонтогенез.
11. Какую специфику имеют предпосылки, источник и условия развития при отклоняющемся развитии?
12. Что такое межфункциональные связи, каковы их особенности при отклоняющемся развитии?
13. Что такое компенсация, как законы компенсации проявляются в процессе отклоняющегося развития?
14. Какие классификации отклоняющегося развития Вы знаете? На основе какиех критериев они построены?
Практическое задание. Групповая дискуссия «Кому и зачем нужна норма психического развития?»
Студенты разбиваются на две подгруппы. Участники первой подгруппы представляют себя в качестве сторонников точки зрения о том, что понятие нормы психического развития необходимо для науки и практики. Участники второй подгруппы представляют себя в качестве сторонников противоположной точки зрения: они считают, что понятие нормы психического развития бесполезно и даже вредно. Подгруппы по очереди обмениваются аргументами, подтверждающими точку зрения каждой из подгрупп.
В заключение дискуссии подгруппы меняются ролями, и каждая подгруппа составляет резюме, которое по содержанию опровергает ее изначальную точку зрения.
3.7 Библиография по теме «Отклоняющееся психическое развитие развитие как базовое понятие специальной психологии (этиология, содержание и движущие виды психического дизонтогенеза)»
1. Анастази, А. Психологическое тестирование : в 2 кн. / А. Анастази ; под ред. К.М. Гуревича, В.И. Лубовского. – М. : Педагогика, 1982. – Т. 1. – 320 с.
2. Венар, Ч. Психопатология развития детского и подросткового возраста / Ч. Венар, П. Кериг ; под науч. ред А. Алексеева. – СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. – 384 с.
3. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. / Л.С. Выготский. – М. : Педагогика, 1983. – Т. 3 : Проблемы развития психики / под ред. А.М. Матюшкина. – 368 с.
4. Выготский, Л.С. Собрание сочинений в 6-ти т. / Л.С. Выготский. – М. : Педагогика, 1983. – Т. 5 : Основы дефектологии / под ред. Т.А. Власовой. – 368 с.
5. Гаврилко, Т.И. Современные направления прикладных исследований и практики коррекционной работы в специальной психологии / Т.И. Гаврилко // Дети с отклонениями в развитии : проблемы изучения и организации комплексной помощи : сб. материалов респ. науч.-практ. конф. . – Брест : БрГУ им. А.С. Пушкина. – Брест : Альтернатива, 2010. – С. 29–32.
6. Клиническая психология : учебник / под ред. Б.Д. Карвасарского. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2006. – 960 с.
7. Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста / В.В. Ковалев. – М. : Медицина, 1979. – 608 с.
8. Крэйн, У. Теории развития. Секреты формирования личности / У. Крэйн. – СПб. : прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. – 512 с.
9. Лангмейер, Й. Психическая депривация в детском возрасте / Й. Лангмейер, З. Матейчек. – Прага : Авиценум, 1984. – 334 с.
10. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей: учеб. пособие / В.В. Лебединский. – М. : Изд-во МГУ, 1985. – 168 с.
11. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В.И. Лубовский. – М. : Педагогика, 1989. – 104 с.
12. Лубовский, В.И. Л.С. Выготский и специальная психология / В.И. Лубовский // Вопросы психологии. – 1991. – № 2. – С. 118–124.
13. Мастюкова, Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст) / Е.М. Мастюкова. – М. : ВЛАДОС, 1997. – 304 с.
14. Раттер, М. Помощь трудным детям / М. Раттер ; пер. с англ. О.В. Баженовой, Г.Г. Гаузе; общ. ред. А. С. Спиваковской. – М. : Прогресс, 1987. – 420 с.
15. Сакс, О. Антрополог на Марсе / Оливер Сакс. – М. : Астрель, 2012. – 379 с.
16. Сатмари П. Дети с аутизмом / П. Сатмари ; пер. с англ. – М., Нижний Новгород, СПб. : Питер, 2005. – 224 с.
17. Семаго, М.М. Проблемные дети: основы диагностической и коррекционной работы психолога / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2001. – 208 с.
18. Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: учеб. пособие для вузов / А. В. Семенович. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 232 с.
19. Слепович, Е.С. Коррекция психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью : метод. рекомендации / Е.С. Слепович, А.М. Поляков. – Минск : Детский фонд ООН, 2005. – 96 с.
20. Специальная психология : учеб. пособие / Е.С. Слепович и др; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова. – Минск : Выш. школа, 2012. – 511 с.
21. Современный философский словарь / Под ред. В.Е. Кемерова. – М., Бишкек, Екатеринбург: Одиссей, 1996. – 608 с.
22. Сорокин, В.М. Специальная психология : учеб.пособие / В.М. Сорокин ; под науч. ред. Л.М. Шипицыной. – СПб : Речь, 2003. – 216 с.
23. Сухарева, Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста / Г.Е. Сухарева. – М. : Медицина, 1974. – 320 с.