Исправляя аномалии в себе самом, или зачем нужны семинары?

монахиня Игнатия (Низова)

Кто из нас может сказать, что родился и вырос в совершенно благополучной семье? А если бы и так, кто может сказать, что окружение полностью способствовало тому, чтобы каждый из нас сформировался как преуспевающая, свободная и любящая Бога личность? Уверена, что таких отыщется немного. По крайней мере, за время своего служения я убедилась в том, что многие взрослые люди остались внутри брошенными, нуждающимися в любви детьми, не умеющими отдавать и получать любовь.

Что же нам делать, как жить, если мы уже осознали это? Ведь даже придя к вере, мы приносим Богу самих себя, и пытаемся у Его Алтаря сбросить годами накопившиеся проблемы. Но и это не всегда получается. И не потому, что Бог не хочет или не может нас избавить от страданий, а потому, что мы не умеем или не хотим Его попросить так, чтобы это было понятно прежде всего нам самим.

Чего мы хотим? Что просим у Него?

Если разобраться, что стоит за человеческими желаниями, обращенными к Богу, то можно иногда как бы услышать: «Господи, дай мне что-нибудь…, а лучше не давай ничего, так как я боюсь перемен и не очень-то хочу что-нибудь изменить в своей жизни».

После проведенных мною в Просветительском Центре «Свет Православия» семинаров по книге, второе издание которой Вы держите в руках, мне приходит много писем. Люди хотят разобраться в себе, в своих взаимоотношениях с окружающим миром…

Болью и переживанием наполнены они. «Почему я этого не знала раньше?», «Когда я читал эту книгу мои кулаки сжимались от обиды, мои родители меня воспитали уродом, что мне теперь делать?»…

Мы в ответе за своих детей, чтобы воспитать их в полной семье, в любви и наполнить душу не своего — Божьего чада — должным содержанием. Но для этого нам необходимо простить и благословить наших собственных родителей.

В Слове Божием говорится:«Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего [требует] справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем» (Еф. 6, 1–4).

Повиноваться в Господе — это прежде всего простить несовершенство своих родителей , простить их поступки в отношении нас, которые были или кажутся нам несправедливыми или эгоистичными. Просто сказать самим себе: «Не я ему отец, а он мне. Так захотел Господь и поэтому я прощаю его поступок». Тем более, что Господь повелел прощать всех согрешивших против тебя еще днем, до захода солнца, и делать это 490 раз на дню. Я задумалась: сколько же минут непредосудительно пребывать в обиде, чтобы понять, что ты обижен на кого-то? Умножим и разделим. Оказалось, всего-то две минуты! Каждые две минуты бодрствования, исключая 8 часов сна, человек призван прощать. И еще чаще — прощать своих родителей ведь именно они дали нам тело: мы телесно наполовину состоим из папы, наполовину — из мамы.

Но прощать вовсе не означает, что нужно делать все, что они скажут и что потребуют от нас. Беспрекословное послушание должно быть только в Господе. Если же папа или мама требуют чего-то от своей дочери или сына, который уже «отлепился» от них, то взрослое чадо вправе принять самостоятельное решение и не испытывать по этому поводу чувства вины или обиды.

«Отцы, не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали… И все, что делаете, делайте от души, как для Господа, а не для человеков, зная, что в воздаяние от Господа получите наследие, ибо вы служите Господу Христу. А кто неправо поступит, тот получит по своей неправде, [у Него] нет лицеприятия» (Кол. 3, 21–25). Мы не судьи своим родителям. Наше право и обязанность — почитать их. Благодарить за то, что они родили нас, дали нам жизнь, и в меру своих представлений о любви нас любят. Если мы научимся прощать их, значит, научим и наших детей прощать наше несовершенство, чтобы нам пребывать в любви и уважении друг к другу, служа этим Господу.

Исправление аномалий родительской любви — это прежде всего прощение своих родителей, освобождение сердца от груза обид, которые мы тащим с собой из прошлого. Родители иногда даже не догадываются, что они в чем-то виноваты перед нами: растили, любили, жалели… А дитя выросло и почему-то обижается, у него проблемы, жизнь, кажется, проходит мимо него. Освобождение от обид нужно нам для себя. Если стакан наполнен — как туда можно еще что-то налить? Если сердце полно обидами — как туда может поместиться любовь?

Даже если родители ваши были настолько далеки от совершенства, что откровенно издевались над вами, не верили в вас, то и в этом случае нужно прислушаться к Господним словам, потому что они сказаны из состояния Всеобъемлющей и Всепобеждающей Любви. Господь любит нас, Он изложил легкие для исполнения и оберегающие нас Законы Жизни, которые оставил нам через Своих учеников в Священном Писании…

Как же исправить себя, как научиться испытывать радость от каждого дня, как перестать досаждать близким и как научиться защищать себя от разрушительного (случается и такое!) воздействия ближних, одновременно отдавая им свою любовь? Этому мы обучаемся на наших семинарах.

Мудрые люди говорили, что учиться нужно не у идей, а у людей . Посредством слов и книжек невозможно научить новому опыту. На семинаре есть возможность увидеть, как с решением своих проблем справляются другие люди прямо в твоем присутствии, и понять: если это возможно для него, то почему для меня это должно быть закрытым? Я тоже этого хочу, стремлюсь и к этому движусь! Здесь есть возможность, работая в парах, побыть и «консультантом» и «клиентом» попеременно.

Семинар — это не готовые ответы на вопросы «проблемных» людей. В первый день они все с тетрадками, ручками, оглядываются: а почему столов нет? Писать же будет неудобно! Но писать и не придется. Придется работать, когда участвует все — дух, душа и тело.

Семинар дает новый опыт живого доверительного общения, дает возможность научиться слушать людей и не давать советов из своего опыта, которые все равно не подойдут человеку, возможность научиться задавать правильные вопросы, отвечая на которые, собеседник осознает свой собственный опыт и сможет дать совет себе самому.

Немного об методах и подходах к исправлению аномалий родительской любви, которые мы используем на наших семинарах.

О первом я уже сказала — это ПРОЩЕНИЕ. Прощение — это состояние души. Поэтому, если вы простили своих близких только в мыслях, то это не есть прощение, а только лишь намерение простить, желание простить. Мы обучаемся прощать наших родителей, наших детей по настоящему, сердечно.

Вторая наша задача — научиться БЛАГОДАРНОСТИ. За что? За все! И за хорошее, и за так называемое «плохое». «За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе» (1Фес. 5, 18).

Для начала давайте разберемся, что же такое благодарность. Неужели это когда «ты мне — я тебе»? Если восходить к смыслу слова благодарность, то мы увидим, что оно состоит из двух частей: «благо» и «дар». Очевидно, что это нам благой дар от Господа. А что же это Он нам такое подарил?

Он нам подарил возможность жить в радости постоянно. Невозможно пребывать одновременно в двух полярных эмоциях, например, радости и печали, можно это делать только последовательно. И поэтому мы либо радуемся, либо печалимся. Если мы непрестанно благодарим — мы ищем хорошее, в том числе и в «плохом»; находимся в состоянии тихой радости. И мы полны энтузиазма, готовы к наслаждению работой, общением, полны жизни. Если же мы неблагодарны, то унылы, если нам все противно, мы стремимся только к одному: закрыться от жизни, от людей и от Бога. Мы боимся Его, как преступники боятся совершителя возмездия. И прячемся от Божьей Любви в подземелья страданий.

Мне очень нравится свобода, дарованная нам Господом. Он мог не предложить нам выбора, но тогда это была бы не Любовь, а что-то другое. В связи с этим мне очень нравятся такие строки Священного Писания: «Во свидетели пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь , дабы жил ты и потомство твое, любил Господа Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих» (Втор. 30, 19–20).

Но как жить, если тебя беспокоит душевная боль? У нас есть выбор: жизнь и смерть, благословение и проклятие. Что делать, если вы не привыкли жить в пространстве благословений? На семинарах мы обучаемся помнить, что у каждого из нас есть выбор и этот выбор целиком зависит от нас. Бог ждет нашего осознанного выбора! Он ждет, когда мы сами протянем к Нему руки, потому что сколько бы Он не спасал нас насильно, но если мы сами не захотим вылезать из болота депрессий с проблем, мы не сможем воспользоваться благодатью спасения.

На семинарах мы учим смотреть на Бога другими глазами, глазами любви. Мы переосмысливаем страх наказания, происходящий от чувства неоправданной и непомерной вины, заменяем его на подлинный страх Божий: страх обидеть Бога, огорчить Любящего Отца. Мы учимся вместе просить Его, благодарить и славить — молиться Ему, общаться с Ним.

Я получаю много писем от участников семинаров, где они пишут о своих переживаниях по поводу проходящих в них перемен:

«После принятия правил семинара, а также игр на знакомства уже началось создание доверительной атмосферы. Библейская основа успешной семьи была задана в виде сказки с картинками… И все достаточно серьезные и глубокие вещи рассказывались вот так: наглядно, коротко и по существу. Много информации всплывало в результате ответов на возникающие вопросы, а не в виде готовых лекций на тему… Мы играли в разные игры, чтоб обнаружить симптомы аномалий, увидеть желаемый результат, овладеть навыками преодоления аномалий родительской любви… С причинами аномалий разбирались в последний день, чтобы не «зависать» на «почему» и «кто виноват», а уже имея ответ: «как это исправить». Очень интересно было не просто говорить о разнице между сферами интересов и зоной ответственности, например, а обнаружить в игре, где проходит эта граница реально у каждого участника.

Хотя это был обучающий, а не терапевтический семинар, было реально видно, как при этом происходит изменение взглядов на собственное прошлое. Особенно исцеляющий эффект на меня произвело упражнение по осознанию различий между сущностью человека и его жизненными ролями…»

В достижении этих результатов я вижу миссию наших семинаров. Мне самой нравится помогать людям освобождаться от прошлых обид, лучше понимать себя, по новому открывать для себя Любящего и Прощающего Бога и поэтому хочется, чтобы участников было больше, чтобы такие семинары проводились в разных городах.

Мы учим и учимся, потому что каждый человек приносит в группу частичку своего неповторимого опыта. Когда в нас происходит метанойя — покаяние — изменение ума, — это и есть свидетельство того, что в нас пробудилось не наносное, не поверхностное — сердечное христианство.

[1]Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского в 12 т. СПб Духовная Академия, 1898. Беседы на послание к Римлянам, Предисловие.

[2]Архиеп. Амвросий (Щуров). Слово Архипастыря. Иваново, 1998 г.

[3]Замечательно и рельефно показаны подобного рода матери в художественных фильмах «Мир от Гарпа» (в главной роли Робин Уильямс) и «Форест Гамп» (в главной роли Том Хэнкс).

[4]Архиеп. Амвросий (Щуров). Слово Архипастыря. Иваново, 1998 г.

[5]Архиеп. Амвросий (Щуров). Слово Архипастыря. Иваново, 1998 г.

[6]Архиеп. Амвросий (Щуров). Слово Архипастыря. Иваново, 1998 г.

[7]К.С. Льюис. Любовь, страдание, надежда. М., изд-во «Республика», 1992, стр. 223–224.

[8]А.Н. Островский, Пьесы, М., 1978 г. стр. 169.

[9]К. Михайлов «Уход за больным с элементами психотерапии», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2000 г., стр. 147–160.

[10]Государыня Императрица Александра Феодоровна Романова, Дневниковые записи, М., 1998 г., стр. 284–285.

[11]Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского в 12 т. СПб Духовная Академия, 1898. К враждующим против монахов. Слово Третье. К верующему отцу.

[12]К.С. Льюис. Любовь, страдание, надежда. М., изд-во «Республика», 1992 г., стр. 227–228. Выделено жирным курсивом игум. Евмением.

[13]К. Михайлов «Уход за больным с элементами психотерапии», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2000 г., стр. 147–160.

[14]С.Н. Лютова. Мать. Негативный аспект архетипа. Отрывок из книги «Социальная психология личности (теория и практика): Курс лекций». М., 2002.

[15]А.Н. Островский. Пьесы. М., 1979 г., стр. 167.

[16]Кстати, теперь такие мамы оправдывают свое поведение своей «православностью»: мол, на Руси молодые всегда жили с родителями, которые учили их премудростям семейной жизни, и что это освящено традицией, все, что не так — грех. У моих знакомых дело дошло до того, что муж увез жену за границу на какое-то время, чтобы привести семью в норму. Так вот, перед отъездом он сказал жене: «ты поедешь со мной». Мама жены сказала дочери: «если ты поедешь — ты плохая дочь, ты меня не любишь и бросаешь». Результат: как раз перед поездкой у молодой женщины возникла странная болезнь, врачи ничего не находили, но она не могла подняться с постели. Мама обегала всех врачей, подняла страшный шум, но положение спас муж: он все-таки увез «больную» жену с собой (примечание одного из первых читателей рукописи).

[17]Митрополит Сурожский Антоний. Человек перед Богом, М., 1998 г. Закон жизни. Отношение к другим.

[18]К.С. Льюис. Любовь, страдание, надежда. М., изд-во «Республика», 1992, стр. 224.

[19]Ласковый май

[20]К.С. Льюис. Любовь, страдание, надежда. М., издательство «Республика», 1992, стр. 225.

[21]Т.е. набора типичных схем поведения и отношений с окружающими.

[22]Безусловно, святоотеческие толкования важны. В них мы познаем, как Господь открылся тому или иному святому, что Он лично проговорил святым мужам. Но для каждого верующего человека важно знать, что Небесный Отец хочет сказать лично мне через Свое Слово: сегодня, сейчас. Разговаривает ли Отец со Своими детьми? Имеет ли с ними личные отношения? Или же — только опосредованные? Из ответов на эти вопросы складывается образ Бога в сознании человека. И, в контексте рассматриваемой проблемы, для нас, пастырей, важно понять и проанализировать, насколько образ, сложившийся в восприятии человека, соответствует Евангельскому образу Любящего Отца, Который явился миру чрез Иисуса Христа. — прим. игумена Евмения.

[23]«Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос». (1Кор. 3, 11).

[24]Архимандрит Софроний (Сахаров) «Старец Силуан».

[25]Протоиерей Владимир Воробьев рассказывал в одной из своих лекций о том, что раньше детей приносили в храм только перед Причастием, на короткое время, чтобы не разрушить благоговейного чувства. Деток причащали и уносили, чтобы храм остался для них тайной, святыней, праздником, который не может длиться долго, но запоминается как чудо.

[26]Из правил, безусловно, бывают исключения.

[27]Антоний, митрополит Сурожский. Труды. М., Практика, 2002 г., стр. 189–190.

[28]Воскресная школа, № 41, 1999 г.

[29]Воскресная школа, № 44, 1999 г.

[30]Государыня Императрица Александра Феодоровна Романова. Дневниковые записи, М. 1998 г. С. 284, 287.

[31]Полное собрание творений Св. Иоанна Златоуста, Архиепископа Константинопольского в 12 т. СПб Духовная Академия, 1898. Пять слов об Анне.

[32]Архиеп. Амвросий (Щуров). Слово Архипастыря. Иваново, 1998 г.

[33]Антоний, митр. Сурожский. Труды. М., Практика, 2002 г., стр. 190.

[34]Диакон Андрей Кураев. Ответы молодым. Москва-Саратов, 2003, стр. 146.

[35]Диакон Андрей Кураев. Ответы молодым. Москва-Саратов, 2003 г.

[36]Архиеп. Амвросий (Щуров). Слово Архипастыря. Иваново, 1998 г.

[37]Архиеп. Амвросий (Щуров). Слово Архипастыря. Иваново, 1998 г.

[38]Государыня Императрица Александра Феодоровна Романова. Дневниковые записи. М. 1998 г., стр. 286–287.

[39]Вспомним, что этот же вопрос содержится в Евангелии. «Любишь ли ты Меня?». Даже для Господа было важно, чтобы ученик произнес признание любви вслух.

[40]Антоний, митр. Сурожский. Труды. М., Практика, 2002 г., стр. 191.

[41]Галина Сартан. Тренинг самостоятельности у детей, М., 1999.

[42]Воскресная школа, № 44, 1999 г.

[43]Антоний, митр. Сурожский. Труды. М., Практика, 2002 г., стр. 191–192.

[44]Об этом довольно подробно сказано в моей книге «Духовность как ответственность», «Свет Православия», 2000 г.

[45]Антоний митр. Сурожский. Человек перед Богом, М. 1998 г.

[46]Источник: http://narcom.ru

[47]Клиническая Психиатрия, сб. под ред. Н.Е. Бачерикова, Киев, 1989 г., стр. 509.

[48]Энциклопедия медицинских терминов (в трех томах), под ред. Б. В. Петровского, М., Советская Энциклопедия, 1982–84 гг.

[49]Гораздо реже — у отца.

[50]Полагаю, не без содействия демонических сил.

[51]При шизофрении.

[52]«Многие благоразумные больные, сознавая свою робость и немощь, умоляли врачей связать себя, хотя бы врачи того и не хотели, и в произвольном насилии лечить их» (преп. Иоанн Лествичник).

[53]К. Михайлов «Уход за больным с элементами психотерапии», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2000 г., стр. 147–160.

[54]— Неужели такое бывает? Я бы ни за что не поверил в эту историю, если бы не знал, о ком идет речь, — реплика иеромонаха N после прочтения этого рассказа. По понятным причинам имена главных героев изменены (прим. игумена Евмения).

[55]Государыня Императрица Александра Феодоровна Романова. Дневниковые записи, М. 1998 г., стр. 286.

Наши рекомендации