Родительский авторитет и божие слово
Вера от слышания
Верующими дети не становятся по наследству. Автоматически вера никогда не перейдет от родителей к детям. Вера всегда приходит от слышания, а слышание — от Слова Божьего (Рим. 10, 17). Родители — первые благовестники Христовых истин в своем доме, для своих детей. Для того чтобы дети стали верующими, они должны не только слышать от своих родителей Слово Божие, произносимое в доброте и любви, но и видеть их доброе поведение. Родители должны стать примером, достойным подражания.
От родителей дети должны узнать свою историю, свои корни, узнать Бога, Который сотворил небо и землю, и человека по образу и подобию Своему, Который послал Сына Своего Иисуса Христа на землю для спасения людей. Дети должны узнать от родителей, что и за их спасение Христом заплачена дорогая цена на Голгофском кресте, что и они имеют на Небесах любящего Отца, Который ценит их и заботится о них, что Господь создал на земле Свою Церковь, которая призвана стать духовной семьей для Его детей.
Родители — первые учителя и духовные наставники своих детей. Грош — цена нашему христианству, если влияние улицы или школы будет преобладать и вытеснять духовный авторитет родителей. Не веселые друзья и не случайные подруги, не телевизионные программы, не «Короли и Шуты» должны формировать сознание ребенка. Родители должны помочь детям научиться правильно воспринимать мир, научить их отличать добро от зла, называть вещи своими именами и заложить здравый фундамент их христианского мировосприятия. «Дети очень хорошо чувствуют, насколько искренне родители сами соблюдают принятые дисциплинарные правила — будь то регулярное посещение церкви, доброжелательство, воздержание от курения и алкоголя. Родители-христиане могут помочь детям понять, что в основе всякой дисциплины лежит принцип «Да будет воля Твоя», а не родительское «я так хочу». [4]
Воспитание — это творчество. Ведь воспитывать можно только личность, дрессируют лишь животное. Дело воспитания — это процесс постоянного со-творения личности, Бог лично принимает в нем участие. Не только родительская любовь стоит у истоков рождения новой человеческой личности. Это невозможно осуществить без родительского авторитета: «слава детей — родители их» (Прит. 17, 6).
Эффект «приклеивания»
Когда начинать заниматься воспитанием? — С самого рождения. Мировосприятие, убеждения и ценности человека на пятьдесят процентов оказываются сформированными до пяти лет. В период, когда внутренний мир ребенка только формируется, родители должны как можно дольше быть рядом с ним. «Большое влияние имеет на детей частое пребывание в храме, прикладывание к священным предметам, а также частое подношение под иконы, осенение родителями крестным знамением, окропление их святой водой, осенение крестом колыбели, пищи и всего, прикасающегося к детям; благословение священника, молебен на дому в семейные праздники… Пусть лягут на детскую душу возвышенные впечатления торжественных церковных служб, особенно таких, как Пасха, Рождество Христово, Вербное Воскресенье, Богоявление, Воздвижение Креста Господня, Святая Троица» .[5]
В биологии известен так называемый эффект «приклеивания» только что вылупившегося из яйца гусенка: он привязывается, «приклеивается» к первому увиденному им движущемуся предмету — к матери-гусыне, ближе которой ему никого нет. Но оказалось, что только что вылупившийся гусенок может следовать за любым движущимся объектом, будь то живое существо или неодушевленный предмет. Легче всего внимание птенца фиксировалось на голубом мячике, который тянули за веревочку. И спустя неделю, увидев мячик, он тут же пристраивался за ним. При этом выяснилась одна особенность: способность гусенка «приклеиваться» сохраняется всего несколько секунд после того, как он вылупился из яйца. Если упустить момент, эффект «приклеивания» исчезает бесследно.
Точно так и в жизни ребенка существует критический период времени, требующий интенсивного, правильного воспитания, когда он способен впитывать, подражать, следовать, воспринимать и принимать на веру, другими словами, «приклеиться». Эту способность стоит использовать пока она еще способна проявляться. Главное для родителей — не опоздать, не пропустить это время.
Родители должны быть начеку, чтобы кто-нибудь не опередил их. «Отклеивать» всегда труднее, чем «приклеивать». Как мало нужно, чтобы осквернить, отравить, поставить грязное пятно в детском сознании. Всего лишь одна ложка дегтя, одна мертвая муха могут испортить всю «благовонную масть мироварника» (Еккл. 10, 1).
Дети (как и гусята в приведенном выше примере) не реагируют на застывшие установки, они остро реагируют на движение. На движение веры, на движение радости, на всякое проявление жизни в Боге, ведь жизнь — это движение.
Сегодня многие родители настолько заняты добычей денег и другими «неотложными» делами, что они практически не бывают дома, им некогда заниматься воспитанием детей. Они рискуют опоздать, совершить ошибку, которую практически исправить будет невозможно. Здесь, в глубинке России, растет поколение детей, чьи родители-челночники постоянно курсируют между маленьким городом и столицей. Сданные «на хранение» бабушкам или соседям, дети неделями, а то и месяцами не видят своих пап и мам.
Самое главное — не опоздать, не упустить тот возраст, когда еще возможно взрастить в детях добрые плоды, исправить то, что еще можно исправить. Всему свое время! Когда дерево выросло кривым, его уже ничем не выпрямишь.
У детей естественная потребность к кому-то «приклеиваться», чтобы кто-то оказывал им внимание и находился рядом с ними. Если у родителей нет такой возможности, ребенок непременно найдет другого человека. Душевный вакуум будет заполнен. Не факт, что это заполнение будет обязательно плохим. Рядом с иной матерью бывает хуже, чем с чужим человеком. Бывает, что не родители, а именно чужие люди приводят ребенка к добру, к Богу. Но ведь ответственность за воспитание детей изначально лежит на родителях!
Обратите внимание: нередко мы находим время для того, чтобы служить кому угодно, только не своим самым близким людям. Мне известны искренне православные женщины, которые спешили в больницы, воскресные школы, на прицерковные участки, в то время как ситуация в собственном доме была близка к краху, развалу, кризису, самые близкие люди — домашние, — чувствовали себя брошенными, не обогретыми и недолюбленными. Воистину, как легко бывает скатиться на обочину, спасая весь мир; повредить душе своей, детям своим, дому своему. Но какая нам польза от этого?
Сегодня немногие отцы могут похвалиться тем, что их дети видят в них не только родителя, но и друга, от которого нет тайн и секретов. «В наших семьях, утративших основы духовности, отцы давно перестали быть теми, кем должны. Утрачено и понимание истинного сыновства. Теперь, если мы и требуем послушания от наших детей, то чаще всего потому, что послушание нам удобно, а совсем не в религиозном смысле», — отмечает Владыка Амвросий.[6]
Перегруженный жизненный ритм, сверхзанятость родителей — это иллюзия, капкан дьявола, который может держать их в плену многие годы, изолируя родителей от детей, медленно и уверенно разрушая наше естество, нашу семью, наш дом.
Чем раньше наступит прозрение, тем лучше будет для всех нас. Главное, — не опоздать. Многие родители спохватываются, когда поезд уже ушел. Поздно говорить о воспитании, когда детям уже восемь, десять, двенадцать лет. Природа не терпит пустоты. Если ребенок не получит от родителей должного внимания, любви и тепла, он будет искать эти добродетели на стороне. Сколько сегодня таких маленьких искателей бродят по улицам, порождая одиночество, сиротство, заброшенность, безотцовщину…
Чаще всего родители молчат, бездействуют, пока их дети ищут, к кому бы «приклеиться». Но когда их поиск «вдруг» заканчивается трагедией, поднимается шум, возмущенные голоса отцов, истерика матерей:
— Вы только посмотрите на него, как он себя ведет, какой нахал! Щенок! Родителям хамит!.. Что за дети? Ни стыда, ни совести. Какой позор!
А что сами родители сделали, чтобы их дети стали людьми, а не «щенками», чтобы в их жизнь не вторглись хамство, жестокость и насилие? А что сами родители сделали для того, чтобы детей больше тянуло домой, чем на улицу? Уютно ли им дома, понимают ли их там?
Главный секрет послушания
Отношение детей к родителям — это зеркальное отражение отношения родителей к Богу. Чтобы изменились дети, прежде необходимо перед Богом измениться родителям. Требовать от других больше, чем от себя, гораздо легче и проще.
Современный родительский мир полон ропота и ворчания:
— Какие непослушные дети, поразительно! Сказала: «Сходи в магазин», — не сходил. «Убери постель», — не убрал. «Вымой посуду», — пальцем не пошевельнул. Сил моих больше нет, в гроб загонит…
Дорогие родители! Вспомните о том, что поручил Бог исполнять ежедневно вам, вспомните о своих родительских обязанностях. И если вы поймете, что вы этого в должной мере не исполняете, то, глядя правде в глаза, откроете простую истину: ваши дети пошли в вас. Дети бунтуют, потому что вы бунтуете против тех, кто поставлен Богом над вами: против властей, против начальников на работе, против пастырей Церкви. Дети непокорны вам, потому что вы непокорны Богу. Дети стали равнодушны к вам, потому что вы стали равнодушны к Богу. Дети не видят в вас духовного авторитета, потому что Бог перестал быть вашим Покровителем. Дети — зеркало своих родителей.
Если хотите изменить детей, — сами изменитесь перед Отцом Небесным. Перемены в вас повлекут неизбежные перемены в ваших детях. Для того чтобы воспитывать детей в учении Господнем, необходимо самому пребывать в нём, пропитываться им, жить им. «Вникай в себя и в учение, занимайся сим постоянно; ибо, так поступая, и себя спасешь, и слушающих тебя» (1Тим. 4, 16), то есть, жену, детей и весь свой дом.
Хрупкая детская душа. Как легко можно разрушить в ней зародыш Человека с большой буквы, как легко растоптать своей грубостью нераспустившийся бутон Божественного избрания и призвания внушенным чувством неполноценности. Кем будут наши дети? Останутся ли они в рабстве страстям мира сего или будут сынами свободы во Христе? Свт. Иоанн Златоуст сказал: «Возраст детский нежный — ребенок быстро усваивает то, что ему говорят, и, как печать на воске, запечатлевается в душе детей то, что они слышат. Тем самым и жизнь их уже начинает склоняться или к пороку, или к добродетели. Потому если в самом начале и, так сказать, в преддверии отклонить их от порока и направить на лучший путь, то в будущем это уже обратиться в навык и как бы в природу, и они не так легко будут по своей воле уклоняться к худшему, потому что навык будет привлекать их к добрым делам».
«Я и Отец — одно» (Иоанн, 10, 30), — сказал однажды воплотившийся Сын Божий, дав нам образец отношений между Родителем и Сыном. Многие ли дети сегодня могут с достоинством повторить эти слова по поводу своих отношений со своими родителями?
Господь ждет наших детей. «Не препятствуйте им приходить ко Мне» (Мф. 19, 14). Однажды Иисуса Христа спросили: «Какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим»: Сия есть первая и наибольшая заповедь; Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя»; На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22, 36–40).
Две заповеди — словно рельсы, по которым мчится локомотив нашей духовной жизни. Убери одну — и катастрофа неизбежна. Возлюбить Господа, — первая. Возлюбить ближнего, — вторая. Это фундаментальные заповеди. Без них жизнь превращается в пустыню, угрюмое кладбище. Они взаимосвязаны. Вторая вытекает из первой. Не может быть любви к ближнему без любви к Богу, а любви к Богу — без любви к ближнему. Нарушение первой заповеди неизбежно влечет отход от второй.
А дальше, как цепная реакция разрушения: семейного, церковного, социального, экономического и политического. Если рушится фундамент, рушится все строение.
Любовь к Богу и любовь к ближнему — вот незыблемый краеугольный камень Божьего Царства. А кто ваш ближний? О ком здесь идет речь? Кто может быть ближе, как не тот, кто называется вашим сыном, кто является вашей дочерью.
Возлюбить Бога и возлюбить детей — на этих двух заповедях утверждается закон и пророки, семья и Церковь, страна и государство, Царство земное и Царство Божье. Великий педагог К.Д. Ушинский сказал: «Любовь — единственное средство подчинить себе душу ребенка. Кто повинуется другому из любви, тот повинуется уже по требованию собственной души и делает чужое дело своим».