Использование рефрейминга в метафорах

Рефрейминг является методом превращения про­блем в ресурсы. Согласно одной из основных базо­вых пресуппозиций НЛП, все значения зависят от контекста. Контекст в значительной степени опреде­ляет значение всего того, что мы говорим, слышим или о чем думаем. При рефрейминге то, что мы сна­чала рассматривали как проблему, становится осно­вой ресурса. Рефрейминг чрезвычайно важен при психотерапевтическом использовании метафор. Метафора предоставляет отличный фрейм для рефрей­минга.

Метафора предоставляет отличный фрейм для рефрейминга.

Неспецифические глаголы, номинализации, встроенные команды и аналоговое маркирование

Метафоры создают контекст для наиболее эффек­тивного использования рефрейминга и некоторых уже изученных вами языковых паттернов. Метафо­ры также создают контекст, в котором использование неспецифических глаголов, номинализации, встро­енных команд и аналогового маркирования стано­вится более эффективным. Мы рассмотрим эти паттерны еще раз. Метафора по своей природе вводит клиента в легкий транс. Языковые паттерны Милтон-модели усиливают этот процесс. Таким образом, мудрый психотерапевт будет включать язык Милтон-модели в структуру своих метафор.

Метафора по своей природе вводит клиента в легкий транс. Языковые паттерны Милтон-модели усиливают этот процесс.

Неспецифические глаголы

Неспецифические глаголы - это те глаголы, в ко­торых отсутствуют детали действия. Дэвид Гордон приводит следующую иллюстрацию.

1. Джон вошел в чулан.

2. Джон подкрался к чулану, осторожно открыл дверь и заскочил внутрь головой вперед, захлопнув за собой дверь ногой.

Вы, конечно, заметили, что во втором предложе­нии приведены специфические детали того, как Джон оказался в чулане. Хотя Джон избрал для это­го нелепый способ, вы обладаете намного более по­дробным описанием того, как он сделал это. С дру­гой стороны, первое предложение дает мало деталей и позволяет клиенту интерпретировать его самому, опираясь на то, как он сам входит или входил бы в чулан. Чем больше возможности интерпретации метафорического описания вы оставите подсознанию клиента, тем лучше. Поэтому неспецифические гла­голы являются средством, помогающим вводить кли­ента в транс.

Номинализации

Номинализации являются отличным дополнени­ем к психотерапевтическим метафорам. Вспомните, что номинализации - это процессные слова, превра­щенные в существительные. Номинализация оста­навливает процесс. Если вы не можете увидеть, услы­шать существительное, почувствовать его запах или вкус, это указывает на то, что вы столкнулись с номинализацией. Невозможность погрузить предмет, обозначаемый словом, в тачку, является классичес­ким описанием номинализации в НЛП. Если вы под­ставите слово в пустое место в фразе «Происходя­щий______», и она будет иметь смысл, вы, вероятно, имеете дело с номинализацией. Номинализации опускают значительные объемы информации. Рас­смотрим такое высказывание: «У меня плохие отношения». В данном случае мы имеем номинализацию - слово «отношения». Вы не можете увидеть, услышать «отношения», почувствовать их запах или вкус. Вы также не можете погрузить «отношения» в тачку. Изменение глагола «относиться» в существи­тельное «отношения» привело к номинализации гла­гола. Другими примерами номинализации являются слова «образование», «болезнь», «уважение», «дис­циплина», «дружба», «решение», «любовь», «страх», «стратегия» и «ощущение». Пока вы не захотите кого-нибудь загипнотизировать, номинализация на­шего опыта будет не очень полезной. Однако в пси­хотерапии номинализация опыта может как раз при­нести пользу, потому что номинализации иниции­руют трансдеривационный поиск. Из-за того, что номинализации опускают значительный объем информации, они заставляют слушателя уйти внутрь, произвести поиск связанных с ними значений и ис­пользовать их. «Уход внутрь» описывает трансдери­вационный поиск. Рассмотрим предложение «Ральф завел дружбу». Видите ли вы номинализацию? Это слово «дружба». Процесс дружеского общения был остановлен и превращен в «дружбу». Это предложе­ние, употребленное в метафоре, побуждает клиента инициировать трансдеривационный поиск и приме­нить вместо слова «дружба» свое собственное значе­ние. Использование номинализации в метафорах дает клиенту возможность деноминализировать сло­во, то есть превратить номинализацию обратно в про­цесс по собственному выбору.

Встроенные команды

Встроенные команды являются еще одним ин­струментом Милтон-модели, полезным при построении психотерапевтических метафор. Эриксон мас­терски отдавал подсознанию указания при помощи встроенных команд. Чтобы сформировать встроен­ную команду, употребите в высказывании имя кли­ента, оно привлечет его внимание к тому, что после­дует за этим. Предположим, вы хотите, чтобы кли­ент «выбросил из головы» некоторые негативные чувства. В вашей метафоре вы можете сказать о ком-то, кто «выбросил из головы» какие-то отрицатель­ные эмоции. В метафоре вы можете сказать что-ни­будь вроде «А теперь, как и тот человек, Ральф, вы­бросьте из головы эти эмоции!».

Эриксон также маркировал слова, которые он хо­тел доставить в подсознание. Маркирование - это акцентирование специфических слов или фраз путем изменения тональности голоса. Отдавая команды и маркируя слова, понизьте тон и увеличьте громкость голоса. При помощи встроенных команд вы можете приказать подсознанию человека выздороветь. (Со­здали ли вы команду из выделенных слов?) В пси­хотерапевтических метафорах важнейшими элемен­тами являются изоморфные понятия и/или персона­жи. Выделение этих элементов приковывает к ним внимание сознания и/или подсознания клиента.

Резюме. Польза метафор

1. Метафоры обращаются к подсознанию.

2. Метафора предлагает такой способ решения про­блем, который позволяет клиенту наслаждаться их решением. Клиент создает на основе метафоры фильм, а фильм, в свою очередь, осуществляет ле­чение.

3. Люди отождествляют себя с персонажами мета­форы.

4. Метафоры помогают управлять психотерапевти­ческими отношениями.

5. В метафору вы можете встроить указания.

6. Метафоры позволяют уменьшить сопротивление.

7. Метафоры создают отличный фрейм для рефрейминга. Осуществите рефрейминг проблемы в ис­тории или метафоре.

8. Метафоры усиливают эго. Когда люди слышат ис­торию о том, как другие люди решили подобные проблемы, они могут отождествить себя с ними и испытать по этому поводу позитивные чувства.

9. Когда вы используете метафоры в процессе ком­муникации, вы моделируете прекрасный способ коммуникации.

10. Метафоры предоставляют удивительную воз­можность напомнить другим людям об их собственных ресурсах и помочь им извлечь эти ре­сурсы.

11. Метафоры помогают снизить чувствительность людей к их страхам. Метафоры являются еще од­ним инструментом диссоциации.

12. Метафорические описания вызывают гораздо больший интерес, чем большинство остальных форм коммуникации. Они немедленно приковы­вают внимание.

13. Метафоры более надежны, чем указания.

14. Метафоры предоставляют возможность гибкости.

15. Метафоры являются особым средством установ­ления раппорта.

1 6 . Метафоры являются неманипулятивной формой коммуникации.

17. Чтобы наделить историю смыслом, слушатель должен уйти внутрь к своему собственному опы­ту. Использование метафор — один из самых про­стых способов доступа к глубинной структуре.

Метафора бойлерной фабрики

Однажды, когда Милтон Эриксон был студентом, он шел по улице в своем городе и увидел на другой стороне довольно большое здание, из которого доно­сился шум. Он посмотрел вверх и увидел на здании вывеску, на которой было написано, что это бойлер­ная фабрика «Такая-то». Я не знаю, известно ли это вам, но в те дни для отопления достаточно больших гостиниц использовались паровые котлы. Представь­те себе паровой котел размером с комнату, обшитый листами стали соответствующей толщины, соединен­ными сверху заклепками через каждые два фута или двумя заклепками на фут или, может быть, тремя. Заклепки у краев листов стали удерживали внутри котла огромное давление.

Будучи любопытным, Эриксон сказал себе, что тут, наверное, можно будет кое-чему научиться, по­этому он перешел улицу, и даже переходя улицу, он слышал, что шум становится все сильнее и сильнее. Он подошел к бойлерной фабрике и вошел внутрь. Он говорил, что внутри шум был ужасным. Я думаю, что там, среди разных стальных листов и других ве­щей туда-сюда ходили люди, скрепляли заклепками листы, ну, вы сами догадываетесь. И эти люди воро­чали стальные листы... Эриксон увидел, что рабочие ходят то туда, то обратно по своим делам. Они об­щались друг с другом и понимали друг друга, но Эриксон не мог их слышать... внутри бойлерной фабрики. Это вызвало у него любопытство. Он сказал себе: «Мне кажется, тут есть чему научиться». Итак, он остановил одного рабочего и сказал: «Можете ли вы позвать ко мне хозяина фабрики? Я хочу, чтобы вы попросили его выйти наружу. Я должен погово­рить с ним».

Итак, хозяин фабрики вышел наружу и Эриксон сказал: «Я студент, интересуюсь тем, как происходит процесс обучения, и хотел бы переночевать на вашей фабрике». Хозяин сказал: «Хорошо». Итак, Эриксон сходил домой, взял подушку и одеяло и вернулся на бойлерную фабрику. Он говорит, что когда он снова оказался внутри, шум все равно был ужасным: клеп­ка, подвоз стали и т. д. Через некоторое время он нашел укромное место в углу, положил там подушку и одеяло и лег. Я думаю, что он находился в стороне от рабочих, но даже там шум был ужасным... Однако он говорит, что примерно в полночь он умудрился взять и удалить шум из своего сознания; после этого он заснул.

Анализ метафоры

О чем говорит эта метафора и что она делает? Милтон Эриксон идет вниз по улице, видит что-то на другой стороне и приближается к этому. Что это означает с точки зрения структуры? С точки зрения структуры он диссоциируется. Он переходит улицу, подходит к фабрике и говорит: «Это интересно». Итак, мы даем изображение крупным планом. Это не только увеличивает изображение, но когда он захо­дит внутрь, он ассоциируется или диссоциируется? Когда он заходит внутрь, он ассоциируется. Что же он там слышит? Он диссоциируется. Что он слышит? Шум, доносящийся из бойлерной фабрики. Это пре­дусматривает внутреннюю аудиальную модальность. Итак, он слышит шум, доносящийся из бойлерной фабрики.

Вот он переходит улицу, смотрит вверх, видит вы­веску и входит внутрь. Что происходит, когда он ока­зывается внутри? Там так шумно, что он не может думать. Метафора предлагает непосредственное соот­ветствие или изоморфные отношения с тем, что иног­да происходит в головах людей. Своим жестом рукой я превращаю эту комнату для тренинга в бойлерную фабрику. Итак, мы закрываем каждого человека внут­ри этой комнаты, то есть бойлерной фабрики. Мы бе­рем заклепки и скрепляем ими стены, чтобы убедить­ся, что каждый человек в конкретном месте (комнате для тренинга) находится в трансе. Таким образом, в этой метафоре комната является замкнутым про­странством обучения и безопасным местом.

Итак, Эриксон заходит внутрь бойлерной фабри­ки. Он смотрит вокруг, и что же дальше? Внутри фабрики люди общаются, но он не может слышать их. Что это? Не подозревая о подсознании, он гово­рит: «Ого! Я думаю, тут есть чему научиться». Опять-таки имеется непосредственное соответствие тому, что происходит в этом классе. Что он говорит? Он обнаружил что-то, чему можно научиться, поэто­му он признал важность коммуникации с подсозна­нием и говорит: «Можете ли вы позвать ко мне хозя­ина фабрики? Я хочу, чтобы вы попросили его вый­ти наружу». Хозяин выходит. Эриксон говорит, что он хотел бы переночевать сегодня на бойлерной фаб­рике. Затем он идет домой, берет подушку и одеяло,

находит укромное место в углу и засыпает. Это под­разумевает транс, верно? Что же он делает перед тем как заснуть? Он говорит, что смог взять и удалить шум из своего сознания; после этого он заснул. Мы используем визуальный якорь, взяв весь шум, поме­стив его в коробку и отложив ее в сторону. Эта ка­жущаяся простой метафора в своей структуре имеет многое относительно устройства классной комнаты (или клиента), чему стоит научиться. Держу пари, что это имеет еще большее отношение к... Ваше под­сознание знает, к чему еще это имеет отношение, не так ли? Это отличная метафора для установки состо­яния обучения. Я (Б. Б.) узнал ее от Тэда Джеймса.

Конструирование метафор

Главная цель метафоры заключается в подстройке к поведению клиента и его ведении при помощи ис­тории. Конструируя метафоры, помните следующее.

1. Перенесите референтный индекс с клиента на ка­кой-нибудь персонаж истории.

2. Подстройтесь к проблеме клиента, сделав так, что­бы поведение персонажей истории и происходящие с ними события были подобны ситуации клиента.

3. Используйте контекст истории для доступа к ре­сурсам клиента.

4. Закончите историю так, чтобы последовательность событий приводила персонажей истории к разре­шению конфликта и достижению желаемого ре­зультата.

Начало всего НЛП

Я учился по модели «Начало всего НЛП» Джона Овердорфаи нашел ее наиболее полезной и в психо­терапии, и при обучении НЛП. Анализируя паттер­ны НЛП, вы обнаружите, что они проводят клиента по этапам этой модели. Она также предоставляет об­щую основу для построения ваших метафор.

1. Ассоциируйте клиента с проблемой.

2. Диссоциируйте клиента от проблемы.

3. Обнаружьте ресурсы клиента и ассоциируйте его с ними.

4. Ассоциируйте ресурсы с проблемой.

5. Осуществите подстройку ресурсов к будущему.

Наши рекомендации