Потребность в самопринятии, преодолении внутренне противоречивого отношения к себе и своим личностным качествам и мотивам на основе постижения своего природного характера, здоровых основ «я»
В последующем, когда доверие в отношениях между участниками
и уровень сплоченности становятся достаточно высокими, дости-гается более значительное личностное самораскрытие. Затраги-ваются разные аспекты системы значимых отношений – отноше-ние к здоровью, болезни и путям ее преодоления, социальным проблемам и их решению, семье, работе, прошлому, настояще-му и будущему, актуальным потребностям личности и, конечно, к самому себе. Исследуя и предъявляя свое отношение ко всему этому в образной форме, участники группы часто используют защитные возможности юмора. Причем юмор не столько иска-жает, сколько преображает иллюстрируемую ситуацию в глазах участников, обнаруживая при этом тесную связь с творческими ресурсами личности.
Здоровый, жизнеутверждающий юмор в процессе создания реалистических и метафорических автопортретов часто окра-шивает «встречу с самим собой». При этом рисунки обретают выразительный, живой, творческий характер, а амбивалетно-противоречивое отношение к некоторым качествам собственной личности становится менее напряженным и более конструктив-ным, принимающим (хотя и с определенной долей самокри-тики).
Так, пациент Б. метафорически представил себя в образе боб-ра в процессе создания плотины и вложил в рисунок представле-ние о таких качествах, как трудолюбие, высокое чувство ответст-венности и домовитость (рисунок 33). В то же время он отметил, что эти качества его личности вызывают у него неоднозначное отношение: иногда трудолюбие переходит в трудоголизм, а вы-сокое чувство ответственности – в тревожную озабоченность во-просами бизнеса и семьи.
М. представил себя в виде кота, сидящего в обнимку с двумя подругами-кошками (рисунок 34), признав в процессе обсужде-ния рисунка, что ему присуще жизнелюбие и умение получать
Рис. 33. Рисунок Б., созданный в технике метафорического автопорт-рета
Рис. 34.Рисунок М., созданный в технике метафорического автопорт-рета
Рис. 35.Рисунок Н. с изображением личного герба
от жизни удовольствие, хотя некоторые могут рассматривать это как подверженность «слабостям», «порокам».
При создании личного герба Н. изобразил молот, пилу, ло-пату и другие инструменты физического труда, а также удочку,
и признал, что любовь к созидательному труду, земле, рыбалке является основой его жизненного кредо. Благодаря этим видам деятельности он находит в жизни смысл, снимает напряжение, помогает себе сохранить физическое и душевное здоровье, хотя, как он выразился, «некоторые могут над этим посмеиваться».
Аналогичным образом юмор нередко окрашивал рисунки, посредством которых участники занятий выражали свои значи-мые потребности и представления о будущем. Как и при предъ-явлении своих проблем, в данном случае юмор обеспечивал безопасную дистанцию при выражении глубинных, часто окру-женных дефензивными наслоениями переживаний и мотивов.
В то же время это чаще был жизнеутверждающий, здоровый юмор, придающий рисункам трогательную выразительность (рисунок 36).
На следующих рисунках три других участника группы пред-ставили свои планы на будущее (рисунки 37–39): первый пере-
Рис. 36.Рисунок Б., отражающий мечту об отдыхе на природе наединес любимым человеком
дал свои надежды на обретение взаимной любви, появление по-томства и материальное благополучие; второй – на достижение гармонического баланса потребностей; третий – на возможность создания своего бизнеса, большую материальную и психологи-ческую независимость.