V. Воспаление: термин, определение понятия, причины, местные признаки и их патогенез. Биологическое значение воспале

ния…………………………………………………………………..……...57

5.1.Патогенез воспалительного процесса: первичная и вторичная альтерация, расстройства микроциркуляции, процессы экссудации, эмиграции и пролиферации. ………………….…………………………57

5.2.Взаимосвязь местных и общих изменений при воспалении. Теории воспаления ……………………………………………………....…….....65

5.3.Механизм ответа острой фазы……………………………………….67

VI. Лихорадка: термин, определение понятия, этиология, патогенез (механизмы реализации действия пирогенов). Патофизиологичес-кое обоснование применения пиротерапии и жаропонижающей терапии. ………………………………………..…………………………74

6.1.Патогенез лихорадки: стадии лихорадки, типы лихорадочных реакций. Значение лихорадки для организма……………………...……76

6.2.Нарушения обмена веществ, функции нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой, иммунной, мочевыделительной и пищеварительной систем и слюнных желез при лихорадке. Отличие лихорадки от перегревания. ……………………………………………...78

VII.Гипоксия …………………………………………………………..…82

7.1.Классификация основных типов гипоксии………………………….82

7.2. Приспособительные и компенсаторные реакции…………………..85

VIII.Патофизиология тканевого и опухолевого роста ……………..87

8.1.Нарушение эмбрионального и постнатального роста………………87

8.2.Трансплантация органов и тканей…………………………………..90

8.3.Патофизиология опухолевого роста ………………………………..91

8.4.Противоопухолевый иммунитет…………………………………….94

IX. Патофизиология обмена веществ……………………....…….…..96

9.1.Патология белкового обмена………………………………………..96

9.2.Патология углеводного обмена…………………………………….100

9.3. Патология жирового обмена……………………………………....103

9.4.Нарушение регуляции обмена……………………………………..106

9.5.Нарушение энергетического обмена………………………………107

9.6.Нарушение основного обмена……………………………………..110

9.7.Нарушение минерального обмена…………………………………112

9.8.Нарушение обмена витаминов…………………………………….115

9.9.Нарушение водно-солевого обмена……………………………...117

9.10.Патофизиология кислотно-основного состояния……….……..119

Глава X.Патофизиология старения………………………………..124

10.1. Причины и механизмы старения…………………………….…126

10.2. Пути воздействия на старение……………………………….…128

Рекомендуемая литература…………………………………………131

Приложение. Тестовые задания с ответами ответов (правильные ответы подчеркнуты)…………………………………………….....132

1. Иммунопатология…………………………………………………..132

2.Аллергия……………………………………………………………..135

3.Нарушение периферического кровообращения…………………..137

4.Воспаление…………………………………………………………..140

ВВЕДЕНИЕ

Патофизиология(от греч. pathos—болезнь, страдание и logos — учение, наука)— основная интегративная фундаментальная медико- биологическая наука, изучающая наиболее общие закономерности возникновения, развития и исхода заболеваний. Патофизиологию часто называют наукой о жизнедеятельности больного человека и животного или физиологией и биохимией больного организма. И это вполне оправдано, потому что основным предметом изуче­ния патофизиологии являются:причины и механизмы функциональных и биохимических нарушений, лежащих в основе болезни;механизмы приспособления и восстановления нарушенных при болезни функций (механизмы выздоровления).Будучи теоретическим фундаментом медицины, патофизиология связывает базисные теоретические дисциплины (биология, био­химия, биофизика, физиология, генетика и др.) с дисциплинами клинического профиля. Патофизиология тесно связана с блоком морфологических дисциплин (анатомия, гистология, патанатомия, патоморфология), так как не может быть нарушения функции без нарушения структуры, и «даже ничтожнейшие функциональные изменения не могут возникнуть и исчезнуть, не отразившись в соответствующих структурных изменениях на молекулярном или ультраструктурном уровне».

Основная задача патофизиологиикак фундаментальной медико-биологической науки - получение новых знаний о патогенетиче­ской сущности болезни и механизмах выздоровления (саногенеза), т.е. установление общих закономерностей и базисных механизмов реализации биологических процессов, «независимо от структурно- функционального уровня осуществления изучаемых явлений, будь то глубинные молекулярные, биохимические и биофизические про­цессы или внешние формы системных отношений и поведения» (Саркисов Д.С. и др., 1997).

Мотивацией составления данного пособия послужила необходимость иметь на кафедре единую базу уровня требований преподавателей, лекторов и экзаменаторов, а также конкретно регламентированные масштабы по содержанию преподаваемой учебной информации.

Представленные в пособии материалы (патофизиология реактивности, резистентности организма, иммунитета, аллергии, периферического кровообращения, воспаления, лихорадки, опухолевого роста и обмена веществ) соответствуют следующим компетенциям ФГОС ВО по дисциплине «Патофизиология», «Клиническая патофизиология»:

-способностью к абстрактному мышлению, анализу, синтезу (ОК-1);

-готовностью к саморазвитию, самореализации, самообразованию, использованию творческого потенциала (ОК-5);

-готовностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности с использованием информационных, библиографических ресурсов, медико-биологической терминологии, информационно-коммуникационных технологий и учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

-способностью к оценке морфофункциональных, физиологи-ческих состояний и патологических процессов в организме человека для решения профессиональных задач (ОПК-9);

-способностью и готовностью к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК-1);

-готовностью к сбору и анализу жалоб пациента, данных его анамнеза, результатов осмотра, лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях распознавания состояния или установления факта наличия или отсутствия заболевания (ПК-5);

-способностью к определению у пациентов основных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ) (ПК-6);

-готовностью к участию во внедрении новых методов и методик, направленных на охрану здоровья граждан (ПК-21).

.

.

.

.

Наши рекомендации