Какие неявные признаки заставят подозревать потенциальную агрессию со стороны пациента?
Агрессивное поведение не всегда сопровождается какими-либо явными внешними признаками до его начала. Однако клиницист должен знать некоторые общие индикаторы потенциальной агрессии со стороны пациента. Диагностические группы, которые обсуждались в вопросе 3, и факторы риска из вопроса 11 необходимо рассматривать в сочетании со следующими аспектами:
• В отделении первой помощи отказ медперсонала в назначении лечения или предостав
лении каких-либо услуг, ожидаемых пациентом — частый пусковой момент для начала
агрессивных действий.
• В первые дни госпитализации, в течение которых пациент еще не осознает приемлемые
границы своего поведения, риск насилия более высок.
• Неожиданные изменения в поведении, подозрение на интоксикацию, ношение солн
цезащитных очков в помещении должно служить признаком потенциальной угрозы аг
рессивного поведения или же должно привлечь внимание к возможным паранойяль
ным нарушениям или к злоупотреблению наркотиками.
• Возбуждение, неусидчивость, громкая или тихая речь, гневливость нуждаются в более
пристальном наблюдении.
• Помимо всего вышеперечисленного, прямые угрозы, высказанные вслух, всегда следу
ет воспринимать серьезно и предпринимать попытку тщательного расспроса больного.
15. Как проводить клиническую оценку агрессивного поведения?
Агрессия — это симптом, и поэтому его оценка проводится так же, как и оценка любых других наблюдающихся у больного симптомов:
• Тщательный сбор анамнеза:
агрессивное поведение на момент наблюдения и в прошлом; другие виды импульсивного поведения.
• Детальные вопросы об угрозах насильственных действий:
начало, продолжительность, частота; способы осуществления таких действий; цели.
• Доступ к оружию.
• Психический статус и обследование когнитивных функций:
возбуждение;
признаки психоза, маниакального состояния или интоксикации;
нарушения внимания и памяти.
• Исследование неврологического и физического состояния.
• Лабораторные тесты:
скрининговые гематологические анализы, тесты на наркотики в моче и плазме;
исследование функции щитовидной железы;
определение уровней витамина В12, фолиевой кислоты, магния, фосфатов;
токсичность сыворотки крови и мочи;
другие клинические исследования по мере необходимости (например, томография
головного мозга, специальные исследования цереброспинальной жидкости, плазмы
или мочи).
• Томография головного мозга.
I
XI. Лечение особых категорий больных
• Электроэнцефалография.
• Заполнение документации:
прямое цитирование угроз пациента в истории болезни; детальное обоснование назначенного лечения; обсуждение этих вопросов с третьими лицами.
Как лучше собирать анамнез?
Описание истории агрессивного поведения с точки зрения как пациента, так и третьих лиц чрезвычайно важно. Обычно полезно начинать беседу с обсуждения ведущих жалоб и лишь затем, после установления раппорта, перейти к обсуждению с больным его поведения и того значения, которое оно имело для него.
17. Как вы должны вербально реагировать на агрессивное поведение?
Старайтесь вести себя спокойно и корректно. Гнев — обычная, нормальная реакция на угрозы, но если вы будете реагировать таким образом, это приведет лишь к эскалации агрессии со стороны пациента. Эскалация агрессивных реакций со стороны больного также весьма обычна, если врач вступает в пререкания с больным и начинает, в свою очередь, угрожать больному. Старайтесь держать себя в руках, даже если вам напрямую угрожают физическим насилием, сохранение самообладания чрезвычайно важно. Вы можете сохранить определенный контроль, приняв игру пациента и выбрав подчиненную поведенческую стратегию. Притворитесь, что вы испуганы; этот способ часто ведет к успокоению больного и возвращению его поведения к относительно безопасным рамкам. Также полезна идентификация эмоции, которая вызвала агрессивную вспышку, идентификацию следует проводить в форме вопроса (например, «Кажется вы сильно расстроены?»). Поговорите с больным, узнайте, что именно привело к такому поведению.
Если агрессивное поведение продолжается, скажите больному, что вы собираетесь позвать на помощь — и делайте это немедленно. Если агрессия совершенно очевидно неизбежна, врач должен покинуть кабинет, мобилизовать персонал, принять меры по обеспечению своей безопасности и безопасности других больных.
18. Опишите как правильно вести себя в ответ на угрозы пациента.
Вербальное реагирование на действие пациенты должно быть предпринято в первую очередь, хотя этого не всегда достаточно, особенно у пациентов с органическими или психотическими расстройствами. Вот почему у врача должна быть хорошо организованная поведенческая стратегия своих действий в таких ситуациях и налаженное взаимодействие с персоналом в случае необходимости. В местах, где повышен риск, например в отделениях неотложной помощи или амбулаторных психиатрических клиниках, палаты необходимо оборудовать звонком тревоги, или должны быть предусмотрены кодовое слово, или соответствующий сигнал персоналу для его немедленного информирования о происходящем. Медперсонал должен знать, как реагировать в таких ситуациях, включая то, кого звать дополнительно (например, службу безопасности) и как обеспечить безопасность других членов персонала и остальных больных. Проведение «учений» хотя бы время от времени, может спасти жизнь вам и больному. В любом случае, когда есть вероятность агрессивного поведения, необходимо постоянное наблюдение со стороны персонала (службы безопасности или медицинского персонала), который должен находиться рядом, либо в одном помещении с больным.
Врач, проводящий беседу с агрессивным больным, должен таким образом организовать свое рабочее место, чтобы обеспечить себе и больному быстрый, не затрудненный доступ к двери. Никогда не сидите за столом, ограничивающим доступ к двери, удалите из комнаты все тяжелые или острые предметы. Подумайте, стоит ли носить серьги, ожерелья илидругие украшения, когда работаете с такими больными.
Если больной побежал, не бегите за ним. Если у больного есть оружие, не пытайтесь его отобрать; лучше попытайтесь вовлечь больного в беседу, сигнализируйте о необходимости помощи и попытайтесь убедить пациента положить оружие в нейтральное место.
Е
21.
ствие!
фекты
щем d
ных нар;
Заставл
Вероятм
лептик!
Иешебо
мо еде
Буйтеби
акатиз
ет от> - -■" тика-
Глава 76. Клиническая оценка и ведение агрессивных больных
к и третьих ппих жалоб о поведения
кция на утки агрессии кже весьма угрожать •изическим определен-стратегию. [ возвраще-капия эмо-Ш форме во-шайте, что
■етесь по-о неизбеж-сспечению
ервую оче-психоти-
■ поведен-
с персона-
к неотлож-
борудовать
рюший си-
сонат дол-
>(напри-
■ и осталь-
■изнь вам
паи мо по-
ского пер-
ганизовать ый доступ з комнаты ни другие
■йтесь его юдимости
i
19. Какова роль изоляции и ограничения?
Это особая форма ведения больного, которая дает возможность обеспечить безопасность его и персонала, когда все другие методы оказались неэффективными. Применение такого рода мероприятий требует регулярного обучения и тренировок персонала в проведении ограничительных мер и наблюдения за больным в этот период. Сформированная из состава персонала группа по ограничению больных имеет назначенного лидера группы, который направляет ее действия и контактирует с больным после проведения ограничения. Члены группы должны знать, что испытывает больной; в некоторых штатах существуют законодательные требования включить в тренировку таких групп пребывание под ограничением в течение определенного периода самих членов этой группы.
Какой вид ограничения лучше, физический или химический, все еще остается неясным; в целом, выбор индивидуален и зависит от доступности того или иного вида ограничения в конкретной ситуации. Когда причина агрессии неясна или присутствует делирий, психотропная терапия должна быть минимальной, поскольку она искажает клиническую картину болезни.
20. Опишите соответствующую терапию психотропными препаратами и химическое ограничение
при агрессивном поведении больного.
Первое, и самое главное, лежащее в основе агрессивного поведения расстройство, должно быть основной целью фармакологического лечения. Использование химического ограничения острых агрессивных больных — это другая форма терапевтических мероприятий. Фармакологическое ограничение может быть использовано после того, как вербальные и поведенческие меры оказались неэффективными, и применяется либо изолированно, либо в сочетании с мерами физического ограничения. Психотропная терапия - это идеальный метод в случаях, когда лежащее в основе агрессивного поведения заболевание реагирует на те же препараты, что используются для ограничения. Всем пациентам должна быть дана возможность принимать лекарства добровольно, перорально или внутримышечно.
21. Какие психотропные препараты применяются для химического ограничения.
Бензодиазепины. Благодаря своему седативному действию, бензодиазепины обычно
оказывают успокаивающий эффект и могут давать быстрое и эффективное снижение агрессии, особенно при внутримышечном введении. Необходимо тщательное наблюдение за пациентом, мониторинг витальных функций, поскольку возможна респираторная депрессия. Возможны парадоксальные реакции в виде возбуждения, повышения агрессивности, особенно у пожилых людей, расстройствах личности и при умственной отсталости. При органических синдромах головного мозга также повышен риск парадоксальных реакций.
Нейролептики. Хотя нейролептики могут быть особенно эффективны для лечения психотических больных с агрессивным поведением, непосредственное антипсихотическое действие может не проявляться в течение 7—10 дней. Вероятнее всего, транквилизирующие эффекты нейролептиков ответственны за седативный эффект у этих больных. Как и в предыдущем случае, необходимо наблюдение за больными, мониторинг возможных экстрапирамидных нарушений, дистонии и акатизии. Паттерны увеличивающегося возбуждения должны заставить врача заподозрить побочные эффекты нейролептиков. В противном случае, есть вероятность быть пойманным в ловушку непрерывного цикла увеличения доз, когда нейролептик вызывает акатизию, врач расценивает это как усиление психомоторного возбуждения и еще более увеличивает дозу препарата. При подозрении на акатизию первое, что необходимо сделать, это снизить дозу нейролептика. Если это ведет к усилению возбуждения, попробуйте бензодиазепины или р-блокаторы, поскольку они зачастую более эффективны против акатизии, чем антихолинергические средства.
Барбитураты. Угнетение дыхания и риск ларингоспазма в большинстве случаев заставляет отказаться от их использования. При отсутствии серьезных преимуществ перед нейролептиками и бензодиазепинами использование барбитуратов весьма ограничено.
XI. Лечение особых категорий больных
22. Каковы рекомендуемые дозы бензодиазепинов и нейролептиков для неотложного купирования
агрессивного поведения?
Бензодиазепины:
Лоразепам: 0,5—2 мг перорально или в/м каждые 1—4 часа. Используйте более низкие дозы у пожилых или соматически больных. Наблюдайте за возможным угнетением дыхания или ларингоспазмом (редко). Возможно парадоксальное возбуждение. Нейролептики:
Галоперидол: 0,5-5 мг перорально или в/м каждые 1-4 часа. Дроперидол: 5 мг в/м или медленное в/в введение каждые 15 минут додостижения се-
дативного эффекта, но не более 50 мг/сут. Аминазин: 10—25 мг каждые 1—4 часа.
Наблюдайте за возможной ортостатической гипотензией, особенно при назначении
аминазина.
Регулярно проверяйте признаки экстрапирамидных расстройств; назначьте антихо-линергические препараты (например, бензотропин 1—2 мг перорально или в/м каждые 1—4 часа).
Будьте особенно внимательны к признакам появления акатизии; снижайте дозу нейролептика или попробуйте назначить пропранолол (анаприлин) 10-20 мг перорально или в/м каждые 4 часа, лоразепам 0,5—2 мг каждые 4 часа.