Какие меры воздействия психосоциального характера эффективны?
Психотерапия имеет решающее значение для предупреждения психологического напряжения и страха. Большинство пациентов ранее не испытывали психических нарушений и могут с трудом воспринимать необходимость психиатрического лечения. Часто полезно в беседе с больной ставить акцент на биологических аспектах послеродового заболевания, которое следует рассматривать как осложнение беременности — медицинское заболевание с психическими симптомами, связанными с физиологическими изменениями после родов. Возможности для устранения чувства вины и горя по поводу своей болезни становятся очевидны. Частично эффективна у женщин после родов групповая психотерапия. Важно напоминать пациентам, что послеродовые нарушения имеют прекрасный прогноз.
Нередко безгласной жертвой послеродового заболевания женщины становится ее муж, который также нуждается в соответствующей поддержке и обучении. Исследования показывают, что поддержка со стороны отца ребенка оказывает очень позитивный эффект на состояние женщины. Другие члены семьи также должны быть привлечены для оказания поддержки и помощи женщине.
Каким образом можно повредить ребенку?
Агрессивное лечение депрессии матери может предупредить осложнения у новорожденного. Исследования показывают, что депрессивные матери демонстрируют меньшую привязанность к ребенку. Они не столь нежны и неправильно понимают нужды ребенка. Новорожденные депрессивных матерей имеют риск как недостаточного психического и моторного развития, так и риск различных эмоциональных нарушений в детском возрасте.
На чем сейчас концентрируются исследования?
Сниженный уровень триптофана и более медленное, чем в норме, изменение его содержания в плазме после родов связывают с возникновением меланхолии. Попытки купирования симптомов меланхолии путем повышенной нагрузки триптофаном не удались, что привело к предположению о существовании некоего дефекта метаболизма, который имеет большее значение на развитие материнской меланхолии, чем простой дефицит триптофана.
Пиридоксин — кофактор, необходимый для нейрональной утилизации триптофана. При пероральном назначении в течение 28 дней после родов группе женщин с высоким риском рецидива послеродовых психических расстройств отмечено снижение уровня заболеваемости материнской меланхолией в несколько раз, по сравнению с контролем, в котором получали плацебо. Изучение комбинированного назначения триптофана и пиридоксина должно дать важную информацию.
Другая экспериментальная стратегия по предупреждению более тяжелых психических нарушений послеродового периода подразумевает назначение длительно действующих эстрогенов женщинам, имеющим высокий риск. По теории, искусственное восполнение уровня эстрогенов смягчает гормональную дестабилизацию после рождения плаценты. В выборке 50 женщин с высоким риском рецидивов психических расстройств после родов не отмечено. Поскольку все же существует риск тромбоэмболических нарушений, этот метод нельзя рекомендовать как рутинную процедуру предупреждения рецидивов у женщин с отягощенным анамнезом тяжелых послеродовых расстройств.
ЛИТЕРАТУРА
9.
Ш
11.
13.1 It
1L!
1. Barnett В, Morgan M: Postpartum psychiatric disorder: Who should be admitted and to which hospital? (Review) Aust N Z J Psychiatry 30(6):709-714, 1996.
Глава 64. Послеродовые психические расстройства
ЮТ
JJ-
ое с-с-с-
D-
2. Button JH, Reivich RS: Obsessions of infanticide. Arch Gen Psychiatry 27:235-240, 1972.
3. Cox JL, Murray D, Chapman G: A controlled study of the onset, duration, and prevalence of postnatal depression. Br
J Psychol 163:27-31, 1993.
4. Fossey L, Papiernik E, Bydlowski M: Postpartum blues: A clinical syndrome and predictor of postnatal depression? J
Psychosom Obstet Gynecol 18(1):17-21, 1997.
5. Hamilton JA, Harberger PN (eds): Postpartum Psychiatric Illness: A Picture Puzzle. Philadelphia, University of
Pennsylvania Press, 1992.
6. Hamilton JA: Postpartum psychiatric syndromes. Psychiatr Clin North Am 12:89—102, 1989.
7. Leathers SJ, Kelley MA, Richman JA: Postpartum depressive symptomatology in new mothers and fathers: Parenting,
work and support. J Nerv Ment Dis 185(3):129-137, 1997.
8. Martell LK: Postpartum depression as a family problem. Am J Matern Child nurs 15(2):90—93, 1990.
9. McGory P, Connell S: The nosology and prognosis of puerperal psychosis: A review. Compr Psychiatry 31(6):519-534, 1990.
10. Meager I, Milgrom J: Group treatment for postpartum depression: A pilot study. Aust N Z J Psychiatry 30(6):852-860,1996.
11. O'Hara MW, Schlechte JA, Lewis DA, Wright EJ: Prospective study of postpartum blues. Arch Gen Psychiatry
48:801-806, 1991.
12.Parry BL (ed): Women's disorders. Psychiatr Clin North Am 12:207-220, 1989.
13.Rosenblatt JE, Rosenblatt NC (ed): Currents in Affective Illness, vol. 11. Bethesda, MD, Currents Publications, Ltd..,
1992, pp 5-11.
14. Rosenblatt JE, Rosenblatt NC (eds): Currents in Affective Illness, vol. 12. Bethesda, MD, Currents Publications,
Ltd.., 1993, pp 1-2.
15. Sholomskas DE, Wickamarathe PJ, Dogolo L, et al: Postpartum onset of panic disorder. A coincidental event? J Clin
Psychiatry 54(12):476-80, 1993.
16. Stamp GE, Williams AS, Crowther CA: Predicting postnatal depression among pregnant women. Birth
23(4):218-223, 1996.
17.Steiner M: Postpartum psychiatric disorders. Can J Psychiatry 35:89-95, 1990.
18.Stewart DE, Addison AM:Thyroid function in psychosis following childbirth. Am J Psychiatry 145:1579-1581, 1988.
t-
IX. Геронтопсихиатрия
Глава 65. МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОЖИЛОМ ВОЗРАСТЕ
Roberta M. Richardson, M.D.
Веро
1. Каковы основные тенденции развития личности в последние годы жизни?
Согласно Nemiroff и Colarusso (9), центральная тема личностного развития в пожилом
возрасте — «кризис, вызванный растущим осознанием конечности отпущенного нам времени и неизбежности личной смерти». Этот кризис ведет к размышлениям и вопросам о смысле жизни, о достигнутом, о том, какой след мы оставили после себя в окружающем нас мире, и может вести к депрессивной настроенности, сопутствующей уходу из активной жизни, ухудшению в собственном здоровье.
Эриксон определяет задачу развития личности в пожилом возрасте, как целостность против отчаяния. Он обращает нас к задаче пересмотра событий своей жизни и интеграции их в личную систему ценностей, которая должна наполнить нас ощущением завершенности и удовлетворения. Если эта задача не выполнена, то эмоции, которые связывают нас с этим периодом жизни, ближе всего к отчаянию, когда то, что мы считаем важным и необходимым, не завершено и уже нет времени сделать это.
Юнг отмечает, что во вторую половину жизни мужчины в большей мере осознают свою «женскую» половину, а женщины — «мужскую».
Другая важная часть личностного развития — непрекращающееся снижение самооценки по мере того, как человек обнаруживает падение своих перспектив на работе, ухудшения в физическом облике, сексуальной привлекательности и должен принять все увеличивающуюся степень зависимости от окружающих. Реальность старения размывает психологическую защиту многих людей, ведя к интенсивному чувству зависти, соперничества, ярости и, как следствие, к одиночеству. Психотерапия может быть особенно эффективной у этих пациентов, помогая им принять изменения, сопутствующие старости, и направляя их внимание на позитивные стороны жизни.
2. Как изменения во взаимоотношениях с окружающими могут стимулировать мировоззренчес
кий кризису пожилых людей?
Старение и смерть одного из родителей — одно из важнейших событий в жизни. Если родители становятся немощными, роли часто меняются. Это изменение в некоторой степени болезненно для большинства взрослых детей. Психологически дети уже не могут поддерживать свое убеждение в том, что родители могут дать им поддержку. Это может быть особенно трудно, если психологическое отделение от родителей состоялось не полностью, и детские воспоминания о своих родителях остаются амбивалентными. Мысли о смерти сильно обостряются со смертью родителей, и оставшиеся без них дети приходят к заключению, что их поколение уйдет следующим.
Изменения во взаимоотношениях с выросшими детьми также могут привести к возрастному кризису у родителей. Классический синдром «пустого гнезда» встречается чаще, если воспитание детей слишком продолжительно и дети дольше остаются с родителями. Некоторые родители отказываются терять свою родительскую роль, видя свою старость и другие сопутствующие ей изменения. Они могут чувствовать зависть к собственным детям, так как видят, что «у них вся жизнь впереди».