Объясните происхождение термина «пограничное».

Помимо критериев DSM-IV, термин «пограничное» имеет историческое и разговорное применение. Исторически данный термин описывал индивидов, имеющих как невротиче­ские, так и психотические симптомы. Считалось, что подобные пациенты находятся на гра­нице или в континууме между психозом и неврозом. Некоторым пациентам до 1980 г. (когда критерии для шизофрении в DSM-III были сокращены и усовершенствованы) ставился диа­гноз шизофрении; возможно, что в настоящее время, им был бы поставлен диагноз ПРЛ. Ис­торически данный термин описывал также патологический уровень личностной организа­ции, который охватывал некоторые, но не все современные критерии DSM-IV, включающие нестабильность концепции Я и недостаточную дифференцировку между Я и окружающими. В разговорном применении термин иногда использовался в уничижительном смысле для обозначения пациентов, вызывающих гнев или ненависть у лечащего врача.

238 V. Расстройства личности

Объясните происхождение термина «пограничное». - student2.ru 6. Каковы причины ПРЛ?

Многие из предполагаемых этиологических факторов являются отражением различных теоретических парадигм. С точки зрения психодинамической парадигмы, ПРЛ является след­ствием недостатка материнской заботы. Вследствие того, что взаимоотношения мать—ребе­нок служат образцом для более поздних взаимоотношений, важно, чтобы они были «доста­точно хорошими». «Достаточно хорошая» мать адекватно отвечает на потребности своего ре­бенка и способствует у него развитию правильного баланса между зависимостью и независи­мостью. При отсутствии адекватных отражений и ответов со стороны матери, ребенок, у ко­торого позднее развивается ПРЛ, не способен развить у себя сильное, сплоченное и правиль­ное ощущение своего Я. Без прочного чувства Я ребенок не способен отделить и дифферен­цировать себя от матери. Следовательно, при недостаточно целостном чувстве Я, ребенок ищет самоопределение и безопасность через окружающих.

Биологическая парадигма указывает, что ПРЛ является следствием врожденной неспособ­ности модулировать или переносить эмоции. Регуляция эмоций является комплексной и включает многие области мозга. Исследование полученных на сегодня данных не подтвер­ждает наличие какого-либо единого неврологического или генетического фактора, общего для всех пациентов с пограничными расстройствами личности. Отклонения реактивности лимбической системы рассматриваются как причинный фактор нарушения регуляции эмо­ций. Аномалии лимбической системы могут быть следствием генетических влияний, внутри-маточных воздействий или негативного влияния факторов окружающей среды на развитие мозга в период раннего детства. Некоторые исследователи указывают на то, что хроническое сексуальное насилие и прочие тяжелые повторные травмы (более частые среди пациентов с ПРЛ, чем среди таковых без ПРЛ или среди пациентов контрольной группы) могут вызы­вать физиологические изменения в лимбической системе и таким образом оказывать посто­янное негативное воздействие на эмоциональное возбуждение, чувствительность и модуля­цию. Некоторые исследования указывают на дополнительную биологическую уязвимость; обнаружено, что у родственников 1-й степени родства отмечается более высокая распростра­ненность расстройств настроения, чем среди родственников пациентов контрольных групп.

Биологическая и психодинамическая парадигмы встроены во множество моделей взаимо­действия, предрасположенности к стрессу и трансактных моделей. Примером трансактной модели является биосоциальная модель, описанная Linehan, который объяснял ПРЛ взаимо­действием между биологической уязвимостью к интенсивным и немодулированным эмоциям (диатез) и инвалидизирующим, непредсказуемо суровым окружением. При инвалидизирую-щем окружении индивидуальное восприятие личного опыта является банальным, избитым, пренебрежительным или отклоняемым. Примером является окружение, оказывающее сексу­альное или физическое насилие. Воздействие подобного окружения на ребенка приводит к тому, что он становится значительно более эмоционально уязвимым и немодулированным. Этот эмоционально уязвимый и немодулированный ребенок затем может взаимодействовать с окружением, иными словами, изменять окружение таким образом, что оно становится еще более инвалидизирующим. Например, вследствие множества эмоций ребенок может непосле­довательно рассказывать о пережитом насилии тем взрослым, которые потенциально могут помочь ему, таким образом, увеличивая вероятность недоверия, отказа или даже наказания.

Наши рекомендации